СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС» В КОНТЕКСТЕ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

 

Понятия культуры и социокультурного процесса стали широко использоваться в начале XX столетия под влиянием ряда факторов, из которых следует отметить потерю религией влияния на общество и ее замену другими феноменами духовной культуры, завершение проекта модерна европейской цивилизации и стремление осмыслить его результаты с помощью понятий большой емкости, сохраняющих близость к эмпирическому материалу, формирование глобального сообщества и необходимость определения иерархии различных культур в этом сообществе.

В XYIII столетии начинается замена традиционной духовной власти религии господством светских идеологий, поставивших вопрос о технологиях, позволяющих целенаправленно влиять на процесс общественных изменений. Утверждается феномен демократии, предполагающий возможность самоорганизации масс и их влияние на правящую элиту. Открываются перспективы «восстания масс» против традиционной власти элиты и использования протестных выступлений масс как способа реализации властных притязаний новых элит. Возникает проблема формирования специальных идеологических систем как средств целенаправленного социального управления. Отсюда появление интереса к выявлению механизма влияния духовной деятельности на социально институциализированные формы культуры.

XX столетие характеризуется появлением социальных технологий, которые позволяют изменять традиционные социальные институты. Так, значительное число новых исторических документов, обнародованных за последние 20 лет, позволяет рассматривать революции в России начала прошлого века как пример целенаправленного изменения социальной системы. Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловливаются в конечном итоге тем важным обстоятельством, что способ соединения культурных и социальных процессов определяет сбалансированность социальной системы, от которой зависит перспективное развитие всего общества.

Культурологи и социологи активно используют понятие социокультурного после выхода в свет фундаментального исследования П.Сорокина (1889-1968) «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сорокин нигде не дает четкого определения данного понятия, понимая его содержание как взаимосвязь социальных и культурных изменений. Так, он рассматривает социокультурные флуктуации как регулярно повторяющиеся процессы в социальной и культурной жизни (1, 95). Социокультурный процесс для него – это взаимовлияние фундаментальных идей и социальных процессов. При этом фундаментальные идеи осмысливаются им  в контексте базовых религиозных представлений.

В этом понимании данное понятие используется в современных социологических и культурологических исследованиях. Современный французский социолог Р.Будон социокультурное определяет через соотношение социальной структуры и идей и ценностей, циркулирующих в обществе. Он отмечает два возможных подхода к рассмотрению данного отношения: идеи либо производны от структуры, либо независимы от нее и играют в обществе конституирующую роль (см. 2,165).

         Первый подход, указывают Г.С.Денисова и В.П.Уланов, комментируя утверждение Р.Будона, господствовал в отечественном обществознании до рубежа 80-90 гг. ХХ в. в форме диктата экономических структур, позднее на смену ему пришла «менталитетная парадигма» (3,23).

         Понятие социокультурное, считают Денисова и Уланов, – является синтезом обоих подходов: оно предполагает не механическое соединение экономико-детерминистского и ценностного подходов, а стремление рассматривать структуру и ценности в границах определенной социальной целостности. Исследователя в этом случае интересует уже не вопрос о первичности материальных или духовно-ментальных структур в формировании общества, а общество как органичное институционально-ценностное образование (3,23).

Данный подход Н.М.Лапин удачно характеризует следующим образом: «Специфика социокультурного подхода состоит в том, что он интегрирует три измерения человеческого бытия (человека в его соотношении с обществом, характер культуры, тип социальности) именно как фундаментальные, каждое из которых не сводится к другим и не выводится из них, но при этом они взаимосвязаны и влияют друг на друга как важнейшие составляющие человеческих общностей… Он (социокультурный подход) связывает цивилизационный и формационный подходы в единое целое» (цит. по 3, 23)

                Таким образом, понятие социокультурное вводится культурологами и социологами для обозначения взаимосвязи духовных и социальных факторов функционирования общества. Изучение социокультурности, отмечают Денисова и Уланов, – позволяет изучать важнейшие аспекты функционирования культурных систем, в том числе и такое свойство формально и номинально аналогичных социальных институтов, как их способность менять свои базовые характеристики в различных культурных средах (3,24).    

В целом, можно сделать вывод, что понятие социокультурное охватывает совокупность процессов взаимосвязи культуры и социальной среды. Оно, очевидно, нуждается в уточнении своего содержания, поскольку социальная среда сама является по сути способом существования человеческой культуры. Возникает необходимость более детального прояснения содержания понятий культуры и общества.

Понятие культуры используется в современных социально-гуманитарных науках как наиболее емкое понятие для обозначения специфического свойства человеческой деятельности. Наиболее существенная особенность деятельности человека выражает себя в когнитивной (познавательной) деятельности, которая формирует универсалии, всеобщие характеристики предметов. Именно эта форма деятельности позволяет преобразовывать предметный мир в соответствии с потребностями человека. В виду этого обстоятельства когнитивная деятельность в ее различных формах в первую очередь рассматривается как способ существования культуры. Когнитивная деятельность формирует картину мира, устойчивую систему смыслов, которая придает стабильность социальным взаимодействиям. Когнитивная деятельность человека есть наиболее существенный компонент духовной культуры.

Культура существует только как реализация взаимодействия между индивидами, ибо сохраняет себя только посредством знака, а форма знака условна. Знак сохраняет свое значение только в процессе передачи его другим индивидам. Деятельность человека осуществляется во взаимодействии индивидов, так что ее отдельные виды распределяются между разными группами, образуя различные сферы общества.

Понятие социокультурное, таким образом, обозначает  взаимодействие духовной культуры с ее другими видами – способами взаимодействия индивидов по поводу создания и распределения духовных и материальных благ. Культура осуществляется только во взаимодействии индивидов, ее различные аспекты становятся существенными особенностями социального взаимодействия. В частности, эти аспекты составляют содержание трех фундаментальных сфер жизни общества: экономической, идеологической и политической.

Исследование содержания социокультурного процесса позволяет определить его как взаимосвязь различных видов деятельности человека в обществе, как  взаимодействие различных социальных сфер. Понятие социокультурное указывает на связь сферы, где опознаются универсалии и формируются ценности (идеологической), с другими сферами: экономической и политической. Т.е. речь идет об отношениях различных сфер общества. Изучение социокультурного процесса позволяет выявить реальные механизмы управления социальными изменениями, которые могут использоваться различными социальными группами для достижения переспективных целей развития общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., Астрель, 2006.

2.     Будон Р. Место беспорядка: Критика теорий социального изменения. М., 1998. 

3.     Денисова Г.С., Уланов  В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, Изд. Ростовск.гос.пед.ун-та. 2003.