Экология/5.
Проблемы экологического воспитания молодежи
Молдумарова Ж.К.
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина, г. Астана
Формирование
экологической культуры как фактор социализации личности студента
В современном сложном, полном противоречивых тенденций
мире, экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Вне природы человек
не может жить, он всегда пользовался её ресурсами. К сожалению, возникновение и развитие цивилизации,
особенно научно-технический прогресс, способствовали усилению экспансии
человечества в биосфере, которая ярко проявляется в регионах с развитыми
государствами. Непрекращающийся рост
давления на природу, который нарушает
её естественные возможности, негативно
влияет не только на наши условия жизни, но может сделать сложной жизнь последующих поколений.
Человеку во всех формах своего
поведения в природе и социуме предстоит
перейти от обособления, конфронтации, борьбы, преодоления к стилю сотрудничества, взаимодействия,
диалога к экологическому, природосообразному мышлению и деятельности,
проектировать новую траекторию развития. Вот почему осознание студентами
экологических проблем составляет важный
аспект современности.
Понятия
«экология» и «культура»
становятся ключевыми и,
помогают осмыслить ход истории
и место человека
в природе, охранить национальные корни
культур, менталитет стран и
народов, возникших в результате огромного многообразия
взаимодействия человека и природы.
Экология как наука возникла в конце ХIХ
столетия и означала учение о живых
организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но
по-настоящему актуальное значение
экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые
из Соединенных Штатов
обнаружили пропорциональную
зависимость загрязнения почв и мирового
океана, уничтожение многих
видов животных от антропогенной деятельности.
Таким образом, с конца шестидесятых годов
человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация,
научно-техническая революция, массовое
сведение лесов, строительство
заводов гигантов, атомных, тепловых
и гидроэлектростанций, уже
упоминавшийся нами процесс истощения и
опустынивания земель привел
к тому, что перед мировым сообществом
встал вопрос выживания
и сохранения человека как вида.
У казахского народа сложился богатейший, уникальный
комплекс традиций диалога природы и человека, природы
и общества. Одной
из наиболее характерных особенностей этого диалога являются
уважительное отношение к земле, почитание воды как святыни, бережное
отношение к зеленым насаждениям. Чаще всего человек ищет и находит
поддержку в силах природы, вступает
в диалог с растениями, светилами и зверями.
Сложность, многообразие, богатство
природы, в недрах которой возникло,
оформилось общество, явилось причиной того, что процесс становления
этого общества оказался
длительным и насыщенным.
Вдумчивое ответственное отношение к себе, к своему месту в
мире – и природном, и социальном, сформировалось как важнейшая
черта культуры, духовности.
Весь мир признает, что степень
развития нравственной жизни,
глубина духовных исканий в
культуре уникальны. Перед нами стоит задача не
утратить, а развить эту уникальность, стремясь почувствовать, воссоздать в себе связь со своей землей и с
историей своего народа,
своей культуры.
Природные условия и факторы являются
необходимой составной частью
причинных факторов действующих в
обществе и его структурах, как основных, так и не основных. Общество всегда, так или
иначе, реагировало на
изменения природных условий и
факторов: оно не
только поменяло местоположение, но и вырабатывало новые
формы экологической культуры, изобрело
новые технологии и т.д. И что
особенно важно – люди вырабатывали новые формы
взаимоотношения с природой и между собой. Общество формировало культуру
и нравственность,
необходимые для сохранения
своего стабильного существования. Процессы взаимной адаптации природы и общества шли веками,
составляющие порой целые эпохи. Данная адаптация носила
взаимообусловленный характер, ибо
общество подстраивало себя к окружающей природе под свои нужды. Зависимость
судеб человека от
природных условий и
факторов на протяжении всей истории
воспринималась им как проявление
каких-то высших сил. Его
реакция на изменения
характеристик окружающей среды
нашли стихийный характер.
Анализ различных подходов к формированию экологической
культуры личности студентов показал, что включение экокультуры в систему профессионально значимых
личностных качеств человека духовно
обогащает его, т.к. во взаимодействии с «другими» помогает ему выступать
носителем добра, справедливости, совести, чести и долга. Поэтому экологическую
культуру определили как духовное
обогащение личности и сформулировали ее сущность применительно к деятельности
педагога: способность воспринимать окружающую
среду как ценность; охранять,
беречь окружающий нас мир и стремиться к сотрудничеству как позитивному
способу взаимодействия с природой.
Процесс формирования
экологической культуры как духовного обогащения студента рассматривается в четырех аспектах: как
восхождение к Ценностям (с ориентацией на объективно существующие абсолютные
ценности); как восхождение к Культуре, в которой ценности находят свое
отражение, проявление и материальное воплощение; как восхождение к Себе; как
восхождение к «Другому» [И.В.
Соловцова].
При конструировании процесса формирования
экологической культуры у студентов
целеполагание соотносится с аспектом ценностей ( духовное обогащение);
содержание – с аспектом культуры ( созидательная, художественно-творческая
деятельность); средства воспитания – с аспектом познания окружающего мира,
самопознания и взаимодействия на основе этнопедагогики, выстраиваемые как
система различных взаимодействий (разнохарактерных, разноуровневых,
разнонаправленных, воспитывающих).
По нашему мнению, формирование экологической культуры личности тесно связано
с возможностями народной педагогики. У казахов сложился богатейший, уникальный
комплекс традиций диалога природы и человека, природы
и социума. Одной
из наиболее характерных особенностей этого диалога
является подчеркнуто почтительное уважительное отношение казахов
к земле. Казахский язык насыщен такими словосочетаниями:
мать земля (она жер),мать-Родина (туган жер), земля, Родина. Покинув отчизну,
землю отцов, он мыслями не может оторваться от нее – столь глубоко проникает
эта земля в структуру сознания
человека. Интенсивность общения
человека с природой
необыкновенно высока, что отражено в фольклоре, в литературе. Но чаще всего человек ищет и находит
поддержку в силах природы, вступает
в диалог с растениями, светилами и зверями. Это не прекращаемое общение с природой
характерно и для поэзии. Постоянное общение
человека с природой, неразрывная связь народа с
землей – воспроизводятся и осмысливаются в науке. Всестороннее и
тщательное изучение
педагогического наследия казахского народа представляет собой
определенный научно-практический интерес. У истоков казахской
педагогической мысли стоят такие
выдающиеся просветители, ученые, поэты,
как Чокан Валиханов,
Ыбрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, Шакарим, Магжан Жумабаев и др.,
внесшие свой неоценимый вклад
в формирование самосознания казахского
народа, популяризацию ее истории,
культуры, образа жизни и т.д. Их
идеи особенно актуальны в настоящее время, когда происходит процесс возвращения людей к своим корням,
истокам. Традиция устно-поэтического творчества
казахского народа, обусловленные особенностями его развития, предусматривают непрерывное общение старшего поколения с младшим, воспитание
молодежи в духе гуманизма, любви к
родной земле, ее природе.
Опыт показывает, что эффективность
учебно-воспитательной работы порою
немало зависит от умелого использования педагогических традиций
народа, в которых, что
очень важно, обучение и воспитание осуществляется в
гармоническом единстве.
В
любой пословице всегда
присутствует
«педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают
меткое образное изречение назидательного
характера, типизирующее самые
различные явления жизни
и имеющие форму законченного предложения. Пословица создается
всем народом, поэтому
выражает коллективное мнение
народа. В ней
заключена народная оценка жизни,
наблюдение народного ума. Народные
пословицы имеют форму, благоприятную для
запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Их запоминание облегчается игрой
слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае
поэзия выступает как
форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его
результат – поведения.
Таким образом, в данной статье мы сделали
попытку доказать, что если целенаправленно
использовать весь потенциал
народной мудрости в отношении к
окружающей природе, то можно сформировать
экологически-культурную личность студента.
Литература:
1.
Абдурахманов Р.А.
Системность научного знания и проблема понимания/Сб. науч. тр. «Знание,
понимание, действительность». Фрунзе, 1986. с.53-59.
2. Баубекова Г.Д. Этнопедагогика. – Астана,
2009 г.
3.
Молдумарова Ж.К. Аспекты
экологического образования и мировоззрения. Астана: Дарын, РНПЦ, №2, 2009 г.,
с. 119.