Мухтарова Ш.М.
КарГУ им. Е.А.Букетова
Гуманистическая парадигма этнического компонента в
содержании высшего педагогического образования
Духовный кризис и
неопределенность ценностных ориентаций многих народов, наблюдавшиеся в мировом
развитии со II половины XX века, привели к осознанию значимости гуманного опыта
воспитания предшествующих поколений, идей народной педагогики, роли этнических
начал в формировании личности.
Анализ
теоретико-методологических предпосылок развития гуманизации образования позволил
сформулировать идею гуманизации и гуманитаризации современного образования, как
приоритетную в процессе реформирования
общего среднего, высшего и специального образования во многих странах
мира.
В современный период
акцент на гуманизацию и гуманитаризацию образования является ведущим
направлением всей системы образования в Республике Казахстан.
Для выяснения
гуманистической парадигмы этнического компонента (ЭК) в содержании высшего
педагогического образования (ВПО) необходимо дать характеристику приведенным
понятиям.
Термины «гуманизация»
и «гуманитаризация» близки по звучанию и происхождению, но различны по
содержанию. Под «гуманитаризацией образования» принято понимать
целенаправленный процесс совершенствования (в организационном и содержательном
плане) преподавания и освоения в учебных заведениях гуманитарных наук –
философии, истории, политологии, социологии, психологии, экономики, права,
филологии, педагогики и других наук, способствующих формированию мировоззрения
обучаемых и насыщения их идеями гуманизма.
Гуманитаризация
является, по утверждению В.В.Краевского, главной частью и средством гуманизации
[1, с.12].
В обосновании
гуманистической парадигмы ЭК в содержании ВПО, основанном на принципе
гуманизации и гуманитаризации более важен аспект, названный В.В.Краевским –
выделение гуманитарного аспекта всех учебных предметов.
При изучении вопроса
гуманистической парадигмы ЭК в содержании ВПО следует заметить, что в
современной науке нет единого, общепринятого определения гуманитарного
образования, но в многообразии дефиниций имеются общие основы, связанные с
духовностью личности, с ценностями и смыслом человеческого бытия и культуры.
Рассматривая данную
проблему в условиях высшей школы Л.Г.Викторова и Л.В.Петрова, считают, что «в
основу программы гуманитаризации должно быть положено гуманитарное
целеполагание, как процесс формирования
гуманитарного мышления и гуманистического саморазвития личности, обучаемого на
основе гуманитарных целей, положенных в фундамент ее образовательной
деятельности. Переориентация тезауруса личности на гуманистическое видение
мира» [2] .
Роль и место ЭК в
содержании ВПО в контексте определения гуманитарного образования наиболее
удачно, на наш взгляд, выражены в дефиниции Л.Вербицкой: «Гуманитарное
образование – это духовное развитие человека в самом широком смысле. Оно
включает очень широкий круг компонентов, обеспечивающий проявление Человека во
всем многообразии связей и взаимодействия как носителя и создателя культурных
ценностей, национальных традиций, общественной идеологии» [3, с.84]. Аналогичного мнения придерживается по этому
вопросу Л.Буева считая, что «необходимо изменение содержания гуманитарного
образования с помощью организации соответствующих гуманистических культурных
экспертиз, имеющих своей целью интеграцию разрозненных знаний предметного
изучения основ гуманитарных наук и «вписывание» их в конкретно-исторический
контекст с учетом традиций общечеловеческой и национальной культуры» [4, с.17].
Следовательно, более важно
понимание гуманитаризации образования как насыщение образовательного процесса
предметами культурологического содержания.
Будучи
междисциплинарной парадигмой, структура которого состоит из знаний
национально-культурной сферы – истории, религии, традиций и обычаев,
этнического воспитания, психологии, национального искусства и др., этнический
компонент в содержании ВПО выполняет менталеобразующую функцию, направленную на
формирование национального самосознания личности будущего учителя. К тому же
этнический компонент в содержании ВПО в условиях глобализации мирового общества
должен содержать и инокультурные достояния народов, отражать актуальную для
современности римскую формулу «pluribus unum» - «единство в многообразии».
А.Ю.Белогуров и
Л.Л.Супрунова считают, что «гуманизм должен выступать важнейшим стержнем любой
образовательной системы, ориентированной на реализацию поликультурного подхода
…» [5, с.1].
Специфика профессии
учителя в условиях полиэтнического общества должна быть направлена на
использование гуманного опыта воспитания предшествующих поколений, реализацию
идей народной педагогики, этнического начала в формировании личности, которые
служат основой гуманистической парадигмы этнического компонента в содержании
высшего педагогического образования.
В «Концепции
гуманитарного образования в Республике Казахстан» «гуманитарность определяется
представленностью в нем человека не просто как объекта изучения, а, прежде
всего, как субъекта творчества и познания, субъекта, создавшего величайшие
образцы культуры и увлекающего учащихся своим стремлением к творчеству» [6].
В силу своей
гуманистической ориентации ЭК в содержании образования не может не отражать
общечеловеческие ценности, не опираться на мировой опыт культурного наследия.
Но основу его составляют, конечно же, гуманизм национальных ценностей. В
обоснование данного положения приведем высказывание А.И.Суббето: «Проблема
гуманитаризации образования должна решаться с национально-ориентированных
позиций, обеспечивая в первую очередь формирование внутреннего достоинства
личности, что невозможно без патриотического воспитания, воспитания
национальной гордости и достоинства. Вне данной постановки проблема «повисает в
воздухе», становится лозунговой, неукорененной в национальных традициях, в
особенностях истории общества, науки народа, в особенностях этногенеза,
сформировавшейся культуры и системы ценностей»[7, с.70.].
В цели и задачи ЭК в содержании
ВПО входит не только формирование этнической и гражданской идентичности, но и
воспитание толерантного сознания, культуры межнационального общения,
актуальность которых в современных условиях глобализации общества очевидна.
Тенденцию к
гуманитаризации системы образования усиливает культурологический подход,
ориентирующий образовательно-воспитательный процесс на диалог культур, их
самобытную оригинальность и многообразие и в то же время единство и
равноценность в контексте развития мировой цивилизации.
Таким образом,
этнический компонент в содержании ВПО является одним из составляющих содержания
гуманитарного педагогического образования и обладает высокими потенциальными
возможностями в формировании личности будущего учителя на традициях гуманизма.
Гуманистическая парадигма этнического компонента в содержании ВПО воплощает в
себе национально-культурные ценности, установку на общечеловеческие идеалы и
приоритеты, достояния мировой цивилизации и является частью гуманистически
ориентированной педагогики. Перспективами развития гуманистической парадигмы ЭК
в содержании ВПО мы рассматриваем взаимодействие традиций и инноваций.
Литература:
1
Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.:
Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.
2
Викторова Л.Г., Петрова
Л.В. Гуманизация и гуманитаризация высшего
образования – условие формирование гуманитарного потенциала личности
интеллигента: монография. – Красноярск: СибГТУ. 1999. – 45 с.
3
Вербицкая Л.
Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. -
1996. - №1. - С.79-84.
4
Буева Л. Человек,
культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы. - 1997. - №
4. – С.11-17.
5
Большой
энциклопедический словарь. Под ред. А.М.Прохорова. – М.: БРЭ НИ, 1998. – 1456 с.
6
Белогуров А.Ю.,
Супрунова Л.Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента
содержания общего образования// http://abelogurov.narod.ru/works/text
2.html
7
Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан // Казахстанская правда - 1994.
- 26 августа.
8
Суббето А.И. Проблема
качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем
общественного развития (Философия качества образования). – СПб. – М. - Красноярск, 1999. – 87 с.