Использование интерактивных методов

 обучения в высшей школе

магистры Мыркасымова М.А., Саипова А.С.

Казахстан, ТИГУ

 

Современная парадигма высшего образования ставит задачу подготовки специалиста, умеющего ориентироваться и адаптироваться в меняющейся среде, самостоятельно организовать свой труд и принимать верные решения. Образование необходимо не только для профессиональной деятельности на основе усвоения общепрофисиональных и специальных дисциплин, но и для формирования его миропонимания, развития способностей к коммуникации и адаптации.

Для того чтобы не отставать от требований времени, происходит интенсификация образовательного процесса на основе внедрения в него интерактивных технологий обучения и организационного развития персонала, создание психологически комфортной среды, обеспечивающей свободу слушателя в выборе образовательных форм и методов. Приоритетными методами обучения в системе высшего образования являются активные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков.

Наиболее распространёнными являются следующие методы: ролевые игры, учебные групповые дискуссии, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), программирование, компьютерное обучение.

Ролевые игры. Ряд активных методов обучения получил общее название ролевых игр. Это метод представляет собой ролевую игру с различными, зачастую противоположными, интересами её участников и необходимостью принятия какого-либо решения по её окончании. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации специалистов, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д.

Ролевые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников. В любом типе коммуникации один из участников является автором, который, выражает свою точку зрения. Второй участник – реципиент , который, воспринимает авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвёртый участник – организатор коммуникации- согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Завершается ролевая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ её результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения т.д.

Учебная дискуссия. Учебная дискуссия отличается от других её видов тем, что решение проблемы предстоит найти в учебном процессе с данной группой лиц и в данной аудитории. Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, точки зрения обучающихся, новому знанию. Причём этот поиск должен привести к запланированному педагогом заданию, то есть быть полностью управляемым. Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создаёт и поддерживает определённый уровень взаимоотношений обучающихся- отношения доброжелательности и откровенности, т.е. управление носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины: учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведённой учебной дискуссии.

1.          Высокая степень компетентности педагога-организатора и, как правило, достаточный практический опыт решении подобных проблему слушателей.

2.          Высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьёзной  методической подготовке педагога-организатора (относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога).

3.          Усвоение обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие их диалектического мышления как цель и результат учебной дискуссии. Этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.

Case-study. Цель метода- научить слушателей анализировать информацию, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, принимать оптимальное решение и формулировать программы действий. При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетаются индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

Отечественный исследователь М.И.Магура выделяет следующие этапы работы обучающихся над практической ситуацией: ознакомление с ситуацией, выявление проблем, анализ имеющейся информации, уточнение выявленных проблем и определение степени их значимости, анализ сильных и слабых сторон рассматриваемой ситуации, формулирование альтернативных решений, оценка предложенных альтернатив, подготовка решений по итогам рассмотрения практической ситуации, презентация результатов проведённого анализа, обсуждение выступлений и подведение итогов проведённого анализа с участием преподавателя.

Программированное обучение. Суть программированного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемой материи и пошаговой оценке степени его усвоения. Информация здесь предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После работы над каждым блоком обучающийся должен выполнить задания, показывающие степень усвоения изучаемого материала. Программированное обучение позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе; переход к следующему блоку материала происходит только после того, как усвоен предыдущий. Активные методы обучения повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить при необходимости альтернативные решения и выбирать из них наиболее оптимальное как в процессе индивидуальной и групповой работы.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.    Сенаторова Р.Н. Дополнительные квалификации в аспекте гуманизации/Высшее образование в России -2002г. -№ 6.

2.    Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерами реорганизации и консультантам по управлению: Учеб: пособие – М, 1999.

3.    Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании М. 2002.

4.    Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучении на основе решении проблем/ Школьные технологии -2004. № 1 – с.11-26