Шамрова Ольга Александровна,

старший преподаватель кафедры хореографии

Белорусского государственного университета культуры и искусств

Педагогические науки / 2.Проблемы подготовки специалистов

Проявление индивидуальности хореографа в исполнительской деятельности: методический аспект

Традиционно в профессиональной хореографической деятельности выделяют три основных аспекта – исполнительский, педагогический, балетмейстерский. Исполнительскую деятельность хореографа обычно рассматривают в двух направлениях - репродуктивном и творческом: в исполнительском акте наряду с воспроизведением заданного хореографического материала всегда присутст­вует творческое самовыражение танцовщика, определяющее субъективность данного аспекта профессиональной деятельности [3]. С нашей точки зрения, исполнительская деятельность хореографа представляет собой, прежде всего, творческий процесс, заключающийся в индивидуальной интерпретации исполнителями хореографического материала, отражающий личностные и индивидуально-художественные осо­бенности «Я» танцовщика.

Навыки самовыражения будущих специалистов в исполнительской деятельности являются необходимыми в подготовке к педагогическому и балетмейстерскому аспектам хореографической профессии, в которых практический показ и объяснение выступают главными методами изложения хореографического материала, и рассматриваются нами основой становления индивидуального стиля профессиональной деятельности хореографа. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности является универсальной архитектоникой любого аспекта хореографической профессии, выступает фактором, определяющим ее эффективность. Главная функция индивидуального стиля профессиональной деятельности - адаптации, - заключается в гармонизации индивидуально-психологических особенностей личности с объективными условиями профессиональной деятельности с целью повышения эффективности ее процесса и результата, удовлетворенности субъектов выполняемой работой [1].

Хореограф, владеющий навыками сольного исполнения, педагогическими и балетмейстерскими знаниями и умениями, не испытывает эмоционального дискомфорта в репетиционно-постановочной работе. Кроме того, педагог-хореограф, владеющий методикой и навыками самоформирования индивидуального стиля деятельности, способен создать необходимые условия для становления и развития творческой индивидуальности своих воспитанников.

Разработанные и успешно апробированные нами тренинги «Мой любимый танец», «Мой первый кастинг», «Учимся быть солистами», «Мой лучший дуэт» и др. способствуют формированию у будущих хореографов навыков самовыражения, самоанализа сильных сторон и несовершенств в исполнительской деятельности, умений самоконтроля над волнением и страхом перед зрительской аудиторией и проводятся на практических занятиях по спецдисциплинам.

Первый тренинг «Мой любимый танец» проводится следующим образом. Студентам дается задание подготовить небольшой хореографический фрагмент, который им больше всего нравится, где они могут раскрыть себя как блестящие исполнители. Далее педагог объясняет цели, задачи и направленность предлагаемого задания. Студентам предоставляется свобода выбора музыкального материала (широкий спектр музыкальных произведений, предложенных педагогом, либо самим студентом), исполняемого хореографического фрагмента (студенты самостоятельно выбирают этюд из ранее выученных) и способа его презентации. На подготовку данного задания студентам предоставляется неделя. С целью снятия напряжения в начале тренингового занятия студентам предоставляется возможность повторить (15-20 минут) подготовленный этюд. Каждое выступление анализируется педагогом совместно со студентами с обязательным выделением положительных моментов в подготовленной работе, а затем - предложений по доработке. Следует отметить, что значимую роль в проведении данного и последующих тренингов играет использование видеозаписи, которой фиксируются выступления студентов, что позволяет преподавателю и студентам проанализировать каждый продемонстрированный этюд и провести сравнительный анализ с предыдущими. После первого занятия студентам предлагается неделя на доработку выбранного хореографического фрагмента, и тренинг проводится повторно.

Следующий тренинг – «Учимся быть солистами» - осуществляется по аналогичной схеме, но исполняемый хореографический фрагмент выбирается для каждого студента преподавателем. Данный тренинг направлен на развитие у студентов навыков самоанализа сильных сторон и несовершенств в исполнительской деятельности и поиска путей их компенсации.

Тренинг «Мой первый кастинг» предполагает владение студентами умениями самопрезентации, самоанализа и самоконтроля в исполнительской деятельности и направлен на их совершенствование. Тренинг проводится следующим образом: студентам дается задание подготовить два разнохарактерных хореографических фрагмента, исполнение которых должно убедить предполагаемого продюсера, в роли которого выступает преподаватель, отобрать студентов в свой проект. Кроме исполняемых студентами танцевальных фрагментов им может быть предложено показать дополнительный этюд либо импровизацию под заданный музыкальный материал, что способствует приобретению будущими специалистами навыков общения и поведения в профессиональной деятельности, закреплению опыта самовыражения, самопрезентации, самоанализа и самоконтроля в исполнительской деятельности.

Таким образом, предлагаемые нами тренинги направлены, прежде всего, на раскрепощение студентов, приобретение ими навыков самоанализа своих сильных и слабых сторон в исполнительской деятельности, умений самоконтроля над волнением, страхом перед зрительской аудиторией. Свобода выбора хореографического фрагмента и способа его интерпретации позволяет студентам внести индивидуальные пластические и эмоциональные интонации в исполняемый танцевальный этюд, способствует формированию у них индивидуального исполнительского стиля, являющегося главной составляющей индивидуального стиля профессиональной деятельности хореографа в целом.

Необходимым условием проведения вышеописанных тренингов выступает положительный  эмоциональный фон занятий, подчеркивающий личную значимость каждого студента, способствующий проявлению его индивидуальности в исполнительской деятельности. Доминирующей формой педагогического взаимодействия в процессе  проведения тренинговых занятий выступает диалог, содействующий созданию атмосферы сотворчества [2]. Использование системы закрепления у будущих специалистов положительного опыта осуществления профессиональной деятельности способствует концентрации внимания студентов на успешном выполнении заданий и ведет к повышению эффективности учебно-творческого процесса.

Литература:

1.     Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. - М.: Смысл, 2000.- 199 с.

2.     Торхова, А.В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: теоретический аспект: Моногр / А.В. Торхова.  - Мн.: БГПУ, 2004. -142с.

3.     Юрьева, М.Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в ВУЗе: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. / М.Н.Юрьева. - Тамбов, 2001. – 196с.