Магистрант Абдукаримова А.А.,
К.ф.н., доцент Шингарева М.Ю.

Академический инновационный университет , Казахстан

Классификация интерактивных форм обучения

Известно, что в настоящее время в педагогике нет единой общепринятой классификации интерактивных форм обучения, ученые по-разному подходят к этой проблеме. Вместе с тем существуют и сходные позиции по этому вопросу, так ряд авторов делит интерактивные формы обучения следующим образом:

1)                                    неимитационные, т.е., используемые в рамках традиционных форм учебной деятельности (лекции, занятия, курсовое и дипломное проектирование и др.);

2)                                    имитационные (игровые и неигровые), применение которых связано с использованием в учебном процессе новых форм обучения.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения реализуется в виде постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателями и студентами. Предлагая виды неимитационных занятий, В.И.Рыбальский и Е.А.Литвиненко рассматривают, практически, традиционные формы обучения, наполняя их новым содержанием за счет использования технологии проблемного обучения [1].

На основе традиционного обучения в целях активизации занятий успешно применяются методы «круглого стола», «метод проектов» и метод «мозговой атаки».

Особенность метода «Круглого стола» - это активный обмен мнениями участников беседы на определенную тему в процессе межличностного взаимодействия. «Круглые столы» применяются при проведении различных учебных семинаров, дискуссий, бесед и др. При подготовке к встрече, преподаватель предлагает студентам выдвинуть для обсуждения интересующую их проблему и подготовить вопросы, которые затем предлагаются гостю «круглого стола». Задача организаторов такой встречи - психологически подготовить студентов  к свободному обмену мнениями.

«Метод проектов» позволяет формировать умения студентов самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, организовывать самостоятельную деятельность, интегрировать знания из различных областей науки. Метод проектов может быть индивидуальным или групповым и использоваться в решении задач урока и внеурочной деятельности. Выделяют исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные и др. типы проектов.

Основная идея этого метода - активизация интереса учащегося к проблемам при изучении содержания образования и закрепление полученных знаний посредством проектной деятельности.

Активизирует традиционные занятия метод «мозговой атаки». «Мозговая атака» - метод коллективного «генерирования идей». Он способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучаемых способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на какой-либо важной цели [2].

Далее необходимо рассмотреть особенности имитационных форм интерактивного обучения, которые, в свою очередь, делятся на игровые, и неигровые. К имитационным неигровым занятиям относят анализ конкретных ситуаций, имитационное упражнение и индивидуальный тренажер [3].

К имитационным игровым занятиям относятся: разыгрывание ролей, игровое проектирование (конструирование, разработка методических или технологических решений) и деловые игры. Кратко рассмотрим особенности, связанные с этими интерактивными формами обучения: разыгрывание ролей - это более простая, чем деловые игры форма интерактивного обучения, она требует меньше затрат времени и сил на разработку и проведение занятий. Эта форма характеризуется: наличием сложной задачи, сообщаемой студентам; распределением ролей между участниками; различием интересов участников, выполняющих разные роли; взаимодействием  участников   в процессе решения задачи; противодействием со стороны руководства (преподавателя) замыслам играющих; оцениванием результатов, в соответствии с принятой системой и подведением итогов преподавателем [4].

Наиболее популярной и, одновременно сложной по исполнению формой интерактивного обучения, является деловая учебная игра. Деловые игры универсальны и обладают свойствами и возможностями различных форм и методов обучения. Деловые игры - это имитационно-игровое моделирование. В ней совмещены: имитационная модель производства и игровая модель профессиональной деятельности (а также общественной деятельности). Суть деловой игры, подчеркивает М.М.Крюков, «в выполнении профессиональных действий и совершении поступков» [5].

        Данная форма обучения способствует не только эффективной профессиональной подготовке, но и выработке у студентов собственных убеждений, умений их отстаивать и, значит, формированию социально активной жизненной позиции, ибо здесь достигается личное участие студентов в деятельности как учебно-теоретической, так и практической [6].

Рассматривая игровые формы обучения необходимо остановиться на организационно - деятельностной игре (ОДИ), так как она наиболее часто используется в системе профессионального образования. В ОДИ осуществляется коллективная работа над проблемами, способы решения которых не известны заранее ни участниками, ни самим организаторами игры. В поиске оптимальных решений студентам оказывается необходимая методологическая помощь со стороны преподавателей. Следует отметить, что при организации ОДИ, так же как и при проведении других видов игр, должны быть учтены определенные психолого-педагогические требования. [7].

С помощью интерактивных игр можно смоделировать, развить и усовершенствовать практически все личные и профессиональные способы поведения - коммуникативные навыки, наблюдательность, способность разбираться в своих и чужих чувствах, а также творческие способности и фантазию. Интерактивные игры могут использоваться для обучения ведению групп, процессу принятия решений, ролевому поведению, разрешению конфликтов, сотрудничеству, властно-статусным отношениям и для многого другого.

Применение интерактивных игр доказывает, что происходит уход от традиционных форм и методов обучения и выбирается в работе активный, творческий подход [8].

 

Литература:

1.Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов - Новосибирск: 1989

2. Активные методы обучения в учебном процессе. Метод, рекомендации. // Министерство финансов СССР. Метод, каб. по сред. спец. образованию; составитель Т.И.Симакова-М., 1988.

3. Методы активного социально-психологического обучения: метод. Рек.Для студентов педагогических институтов. Часть 27 Сост. Т.С.Яценко. -Киев:РУМК, 1991

4.Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы психологии. - 1995.

5.Деловая игра, как метод активного обучения профсоюзных кадров. Учебное пособие. / Сост. Платов В.Я., Подиновский В.В. - М., 1986

6.Игровое моделирование: Методология и практика. Сборник статей. -Новосибирск: Наука, Сиб. Отд. 1987.

7.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение - Л.: ЛГУ, 1985.

8.Энциклопедия профессионального образования. Т.1. - М., 1998