Философия / 2. Философия литературы и искусства

К.п.н., профессор Солодовиченко Л.Н.

Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова Республика Казахстан, E-mail: lsolo@mail.ru

Основания философии искусства в компьютерно-графическом творчестве

 

Философское осмысление искусства начала XXI века обращается к анализу истоков и тенденций развития компьютерно-графического творчества в период становления информационной культуры. Они определены взаимодействием философии и эстетики, взаимопроникновением искусства и науки (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.-Г. Гадамер, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Г.М. Фридлендер, М. Хайдеггер, Ф.В. Шеллинг и др.). По мнению ученых, культура есть «системная целостность», ее можно по-новому осмыслить в процесс культурогенеза [1]. Вместе с тем, в науке отмечен стремительный процесс визуализации информации, информационно-коммуникативного поля трансформации содержания научной и художественной картины мира (Р. Арнхейм, Г.M. Маклюэн, А. Моль, В.М. Розин и др.). Исходя из сказанного, можно утверждать, что в культуре постиндустриального общества визуальная проблематика и выбор стратегии компьютерно-графического творчества имеет особую значимость для выражения особенностей современного искусства. Следовательно, выявленное проблемное поле и противоречия становления новых форм искусства в процессе формирования нового информационно этапа культуры требуют качественной трактовки задач «нового профессионального сознания и нового проектного языка» (Г.Г. Курьерова, Э. Манцини и др.) [2, 3]. Таким образом, определена актуальность исследования философских оснований современного искусства и формирования художественной культуры личности средствами компьютерно-графического творчества.

В философии творчества ученые определяют, что «именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [4]. Творчество присуще всем проявлениям культуры, где человек создает нечто новое. В исследованиях философов, культурологов, социологов, математиков, искусствоведов отмечено, что в современном мире происходит визуализация культурного пространства. Вербальный объем информации заменяется визуальными формами ее представления из-за огромных объемов и временных ограничений оперирования и интерпретации. Вербальная информация и печатный текст уступают неписьменным: визуальным, звуковым, кинетическим, тактильным и другим способам и формам освоения реальности. Более того, на передний план выдвигаются визуальные образы в виртуальных пространствах (В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, О.Г. Яцюк и др.). Виртуальная реальность трактуется как феномен современного искусства – как «сложная самоорганизующаяся система, некая специфическая чувственно (визуально-аудиально-гаптически) воспринимаемая среда, создаваемая электронными средствами компьютерной техники и полностью реализующаяся в психике воспринимающего (равно активно действующего в этой среде) субъекта; особый, максимально приближенный к реальной действительности (на уровне восприятия) искусственно моделируемый динамический континуум, возникающий в рамках и по законам (пока только формирующимся) компьютерно-сетевого искусства» [5]. Визуализация проникает в традиционные виды культуры, изменяет соотношение и значимость искусств, формирует их новые виды, формы, технологии и этапы становления. Следовательно, уже сейчас необходимо «подготовить методологическую базу для изучения возникающего принципиально нового феномена бытия и сознания» [5]. Таким образом, определена задача: выявить типологию сферы визуальности и виртуальности, связанную с компьютерно-графическим творчеством, определить их потенцию в развитии философии искусства.

Визуальная художественная культура становится экспликацией формы организации деятельности людей, создания материальных и духовных ценностей. В исследованиях ученых определено, что начало XX века представлено принципиально новыми произведениями искусства. В результате произошел значимый перелом в самой эстетике восприятия образа, зародилось иное отношение к миропониманию. Можно сказать, что возникновение абстрактного искусства – один из признаков проявления новой визуальной эпохи. Действительно, то, что до этого являлось не наглядным, стало визуализироваться воображением и материализоваться в различных новых видах и направлениях искусства в виде всевозможных образов. Оказалось, что эти образы тоже представляют собой некую «абстрактную визуальную реальность», воплощенную искусством. Поэтому можно утверждать, что само понимание создания и восприятия объектов искусства, развитие художественной культуры на рубеже ХХ века, и, очевидно, в начале ХХI века, выражается в обновленной визуальной составляющей таких категорий как «реальность мира» и «окружающая действительность», «виртуальная реальность» и «визуальная информационная культура», «художественное творчество» и «компьютерно-графическое творчество».

Перспективы исследования направлены на интерпретацию методологии художественного компьютерно-графического творчества в контексте философии современного искусства, совершенствование системы формирования визуальной информационной культуры личности, адекватный отбор содержания информационно-графической творческой деятельности, расширение дидактической базы подготовки к ней. Для этого раскрыта специфика нового визуального языка художественно-творческой деятельности, характерными признаками которого являются многозначность, образность, емкость, полисенсорность. В нашем понимании визуальный язык компьютерно-графического моделирования опосредован синергией искусства и техники (И.А. Евин, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И.В. Мелик-Гайказян, И.Р. Пригожин, И. Стенгерс и др.) [6]. Собственно художественное компьютерно-графическое творчество обусловлено синкретизмом компьютерной графики: креативностью, визуальностью, виртуальностью, интерактивностью и синергией творческой деятельности. При этом, в общекультурном значении компьютер мы рассматриваем не только как объект изучения в период освоения компьютерной грамотности, но и как средство формирования информационной культуры личности. В художественно-эстетическом контексте, на наш взгляд, компьютер является не только новым многофункциональным инструментом творческой деятельности, обеспечивающей формирование визуально-информационной культуры личности, но и средством расширения художественного пространства картинной плоскости в процессе моделирования и познания артефактов современного искусства. Таким образом, можно утверждать, что визуально-информационная составляющая художественного компьютерно-графического творчества становится профессионально важным качеством личности новой формации. Высокий уровень владения данным качеством способствует проектированию и восприятию когнитивной, информационно-коммуникативной среды реального и виртуального художественного пространства, нового визуального текста культурного ландшафта постиндустриальной эпохи.

Литература:

1. Костина, А.В., Флиер, А.Я. Три типа культуры – три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 2 (18). С. 23-36.

2. Курьерова, Г.Г. Экология предметного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период. М.: ВНИИТЭ, 2008. С. 5.

3. Manzini, E. Virtual objects // Ottagomo. 1988. № 91.

4. Кудряшева, Т.Б. Философия искусства. ИГАСУ, 2006. URL. http://kudr-phi.narod.ru/index.html.

5. Бычков, В.В., Маньковская, Н.Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006. URL. http://iph.ras.ru/pages47631358.htm.

6. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2010. 232 с.