*94548*
Педагогические
науки/ 2.Проблемы
подготовки специалистов.
Булшекбаева А.И.
Казахский
национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан
Становление
мировоззренческой культуры личности
Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и
противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Человек овладевает
целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на
единство сознания, переживания, и это значит, что формирование
мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее
активной практической деятельности.
Интеллектуальный
компонент
мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного
отражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению. Однако
понятийное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания —
вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это не
простое возвращение к исходному, а к конкретному — на более высокой ступени
развития, когда предмет постигается глубоко и всесторонне. При восхождении от
абстрактного к конкретному совершенствуется не просто процесс суммирования,
нанизывания абстракций друг на друга, а создается синтез, который означает
дальнейшее углубление в сущность явлений материального мира во всех их
причинных связях и опосредованиях.
В любом результате аналитико-синтетической деятельности (в понятиях, идеях,
теориях) содержатся и знание, и способ деятельности. Это разные стороны
процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в
единстве знания и умения мыслить и действовать.
Мировоззрение содержит в
себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько
возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на
основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащимися системы
знаний находятся в постоянном движении, соотносятся с другими системами,
перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их
применения.
Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему
взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных
ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние учащихся
побуждает их обращаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности
выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и
искусства — ко всему тому, что создает и поддерживает благоприятный
социально-психологический фон школы.
Готовность и решимость
личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она
представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания,
основной функцией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в
сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям,
действиям и поступкам.
Наряду с
интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.
Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой.
Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг
социальных отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения. Она
не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир
школьников, развивает у них потребность активного созидания как свойство
личности. Недостаточно, чтобы эта деятельность была общественно полезна, нужно,
чтобы она удовлетворяла самого ученика, соответствовала пусть не полностью, но
в главным чертах его личному идеалу. Сформировать общественно значимый мотив —
значит превратить объективную цель деятельности в "реально действующий
мотив" (A.H-Леонтьев), сделать внешнее, объективное внутренним достоянием
субъекта, вызвать у него потребность к этой деятельности.
Б.Г.Ананьев предсказывал невозможность планирования и проектирования
оптимальных режимов воспитания для всякой общественной формации без учета
особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик
высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных
ориентаций и целей. Эти характеристики во многом определяют развитие самой
личности и процесс принятия ею решений, касающихся практической деятельности и
деятельности других людей.
Исходя из положения о взаимопроникновении онтогенеза и жизненного пути
человека, Б.Г.Ананьев писал, что «личностные преобразования всегда связаны с
возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями». Формы этих
взаимосвязей проявляются сложным образом в динамике и структуре потребностей,
установок, интересов, в общей мотивации поведения и ценностных ориентациях
личности, которые и составляют ее мировоззрение.
Вопрос динамики ценностных ориентаций привлекает внимание философов,
психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для
определения духовного развития будущих поколений.
Ценностные ориентации личности представляют собой сложную динамическую
структуру, которая не только зависит от ценностей социума, но подвержена
закономерным изменениям в процессе онтогенеза и несет на себе отпечаток индивидуальных и
половых различий. Структурно-динамические характеристики системы ценностных
ориентаций связаны с возрастно-половыми особенностями и особенностями
интеллектуального развития, структурой личности и ведущими ценностями семьи.
Динамика ценностных ориентаций имеет кризисные моменты, в течение которых
происходит распад предыдущей и формирование новой структуры ценностей. Понятие
«ценностные ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки.
Тем не менее, Б.Г. Ананьев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изучения
ценностных ориентаций, писал: «Имеется общий центр, в котором сходятся
исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром
являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности,
жизненная направленность или мотивация поведения людей».
Исследования ценностных ориентаций образуют два уровня: теоретический и
прикладной.
В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности
социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде
общественного идеала. Преломляются через призму индивидуальной
жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников
мотивации ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции
взаимоотношения людей и поведения отдельного человека.
Философия уделяет внимание взаимодействию субъекта и объекта ценностного
отношения. Это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней
человека. Р.Е. Миронова выделяет различные подходы к определению ценностей в
философии. Часть философов придерживается определения ценностей как
материальных и духовных объектов или их свойств, способных удовлетворять
материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности).
Ценность появляется в процессе общения человека с окружающим миром, в котором
предметы или явления удовлетворяют потребность человека.
Под мировоззрением
понимают систему взглядов на природу. Общество, мышление и т.д. В узком смысле
слова Мировоззрение – это система взглядов на общественную жизнь.
Мировоззрение личности
составляет ядро ее направленности, ее отношения к различным сторонам социальной
жизни. мировоззрение служит регулятором поведения и действия личности.
Импульс к действию,
возникающий под влиянием внутренних условий. Или внешних обстоятельств
соотносится со взглядами человека и стимулируется или затормаживается.
Убежденность – это
глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в
жизни. убежденный человек тот, у которого цели совпали с чувством и волей, для
которых невозможен поступок, противоречащий принципам.
Выделяют 2 типа
отношения к идеалу: созерцательный (человек ограничивается восхищением своим
идеалом) и деятельное (превращение созерцательного в реальные черты
собственного характера, построения плана собственной жизни).
Идеал – тот образец,
который предвосхищает будущее и опережает жизнь, отражая тенденции ее развития.
Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установок
личности, ее взглядов, интересов, вкусов и т.д.
Формирование мировоззрения личности не ограничивается ее личным
опытом, а протекает в границах общественно-исторического процесса, подчиняясь
тем же общественно-историческим закономерностям, что и становление
человеческой культуры в целом. Мировоззренческая культура личности образуется не только ближайшей
сферой ее жизнедеятельности и общения, но и историческим опытом многих
поколений.
-
Литературы:
1. История философии: Энциклопедия /
Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002;
2. Шуртаков К.П. Мировоззрение и его формирование. Издательство казанского
университета, 1989.
3. Раса и мировоззрение: —
Санкт-Петербург, Белые альвы, 2009 г.- 482 с.
4. Философия как наука,
формирующая мировоззрение человека: В. А. Харитонов — Санкт-Петербург, Красанд,
2010 г.- 96 с.
5. Асмолов А.Г. Психология
личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.