*99671*
Беляева Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, руководитель
Научно-образовательного Центра духовно-нравственной культуры и воспитания
Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Петренко Антонина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и педагогических технологий РГУ имени С.А. Есенина
Духовно-нравственное воспитание
студенческой молодежи
Проблема духовного и физического выживания человека и общества стала
жгучей во всем мире. Никакие здоровьесберегающие технологии и призывы к
духовно-нравственному возрождению эту проблему не решат.
Попытка заменить духовный идеал Бога и христианские ценности
какими-либо другими всегда приводит к трагическим потрясениям в жизни народа.
Потребность жить по христианским ценностям бытия в современном мире постепенно заменяется у одних стремлением к власти и обогащению любой ценой, у
других –
поиском способа выживания в трудных материальных условиях, вплоть до поиска заработка за
пределами Родины. В то же время у многих людей остается любовь к Отечеству и
верность служения ближнему как высшие духовные ценности.
Духовным
идеалом для народа может быть лишь сверхличностный образ, наставляющий на
благие действия и предостерегающий (наказующий) за неправедные поступки. Таким
духовным идеалом был на протяжении двух тысячелетий и был и остается для
большей части мирового сообщества начала XXI века образ Божий.
Направляющими в следовании человека тем духовным и нравственным
ценностям бытия, которые определяются этим идеалом, являются христианская вера и христианская культура.
Воспитание
в душе человека иерархии духовных и нравственных ценностей христианства,
ориентирующих его на возвышение над самим собой на пути усовершенствования
окружающего мира и жизни человека в нем, есть важнейшая задача всей системы
мирового образовательного пространства. «Самое лучшее учение не то, когда
допустив наперед порока одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда
употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступною для них» (Иоанн
Златоуст). Сформированные ценностные установки, по мнению Святителя Феофана
Затворника, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, позволяют так воспитать
человека, чтобы «он твердо шел путем добродетельной жизни и явился примером для
тех, которые, смотря на него, дошли до одинаковой с ним ревности к
благочестивой жизни».
В свете
христианской педагогики понятие высших ценностей сродни с таким понятием как
святыня, то есть они абсолютны и бесценны. Следование истине и Красоте, свобода
воли, любовь к ближнему, наличие высокого духовного идеала, деяние Добра,
служение Богу обеспечивают устойчивость личности, придают определенность
поведения, постоянство взаимоотношений с окружающим миром и людьми во все
времена мировой истории. Христианская культура отдает приоритет в
воспитательном процессе нравственному подвижничеству человека, усилиям его
внутреннего мира, который
облагораживается на пути следования традициям и обычаям, сохраняемым в
духовном наследии своего народа.
В
современной России наблюдается активное движение общественности к возрождению
исконно русских православных ценностей бытия человека и общества, воспитанию
молодого поколения посредством осмысления
и приобщения к духовному наследию России.
«Живое
мировоззрение каждого человека,… всегда и неизменно слагается из элементов трех
разных порядков: из эмпирических познаний о вещах и явлениях мира, из
философских определений конечной идеи мира и из религиозных созерцаний законченной картины мира. Такой состав
живого мировоззрения необходимо определяется как научно-теоретическими, так и
жизненно-практическими интересами человеческого мышления;…» (1, с.3). В этом определении русского
философа В.И Несмелова процесса «живого
мировоззрения» прослеживается задача образования человека в его духовном
развитии.
Важная роль
в решении данной задачи отводится высшим учебным заведениям, определяющим не
только подготовку высококвалифицированных специалистов, но и деятелей в сфере
социальной жизни в стране.
В настоящее время во многих вузах России в
системе дополнительного образования создаются различные структуры, целью
которых является духовно-нравственное воспитание студентов на основе духовного
наследия отечественной культуры.
В 1995 году в Рязанской государственном
университете имени С.А.Есенина был создан Центр православной педагогики. Целью его являлась подготовка будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию учащихся. По мере работы Центра в нем
открывались новые направления, устанавливалось взаимодействие с вузами России и Зарубежья. В июне 2002
года усилиями администрации вуза и Рязанской епархии был построен
университетский православный храм во
имя Покрова Пресвятой Богородицы и мученицы Татьяны, который
посетил Патриарх Всея Руси Алексий II.
За
плодотворную работу по исследованию проблемы духовно-нравственного воспитания и
миссионерскую деятельность в работе со студентами руководитель Центра профессор
Валентина Александровна Беляева награждена медалью Св. князя Даниила Московского 3-ей степени, Серебряным крестом Московской Патриархии,
Почетным Знаком св. Татьяны (Ассоциация «Покров», г. Санкт-Петербург).
Опыт работы по
духовно-нравственному воспитанию
молодежи в Центре позволил
расширить направления его деятельности: научно-исследовательское,
научно-теоретическое, образовательное, краеведческое, миссионерское,
благотворительное. С 1 сентября 2010
года Центр православной педагогики
реорганизован в Научно-образовательный центр духовно-нравственной культуры и
воспитания студентов. В рамках Центра функционирует научная школа по
исследованию проблем образования молодежи в контексте духовного наследия
педагогической культуры России (руководитель: доктор педагогических наук,
профессор В.А. Беляева). Ежегодно проводятся традиционные
Международные Покровские
Образовательные Чтения, межвузовские студенческие конференции «Мой
духовный мир и я в этом мире», «Взгляд в будущее» и другие.
В 2010-1012 учебном году в университете
организуются творческие вечера студенческой молодежи. Целью встреч является
обмен мнениями о непреходящих духовных и нравственных ценностях христианской
культуры в жизни человека. В них принимают участие студенты Рязанского
государственного университета (историки, филологи, будущие учителя иностранных
языков, естествознания, физики и математики, теологи), медицинского
университета, курсанты военно-десантного училища (всего ‑ более ста
человек). Каждая из команд студентов представляет свое творческое задание
(защита научного проекта, доклад,
инсценировка, песня, стихотворение, игра, и др.), в котором выражает свое мнение о роли и значимости
духовных и нравственных ценностей как основ ценностно-смысловых ориентиров
решения человеком различных жизненных ситуаций.
Ведущая миссия таких встреч воспринимается
как реальная возможность «очеловечить»,
воспитывать: деятельностную сущность личности,
способность обретать ценности и смыслы духовного наследия Отечества,
стремление к позитивному самосозиданию и самосовершенствованию, постоянному обогащению собственного
внутреннего мира. Студенты и преподаватели
при разработке научно-исследовательских материалов активно сотрудничают
с межвузовской Ассоциацией «Покров» Российского государственного
педагогического университета имени А.И. Герцена, Свято-Тихоновским институтом
г. Москвы, Духовным училищем и Православной гимназией города Рязани, Государственным архивом Рязанской области,
публичной гуманитарной православной библиотеками Николо-Ямского храма,
библиотекой Свято-Троицкого монастыря г.Рязани, областным духовным центром,
музеем-заповедником Рязанского кремля,
краеведческим и другими отделами областной библиотеки. Большую помощь в
работе Центра оказывают ученые-богословы, священнослужители Рязанских храмов.
В перспективе деятельности
Центра – расширение контактов сотрудничества
Научно-образовательного центра духовно-нравственной культуры и
воспитания РГУ имени С.А. Есенина с российскими и зарубежными университетами в поиске путей возрождения и сохранения духовного наследия
России.
Литература:
1.
Несмелов В.И. Вера и
знание с точки зрения гносеологии: Репринтное воспроизведение издания 1913
года. – Казань: МП «Вернисаж», 1992. – 110с.