*99867*
Педагогические
науки/2.Проблемы подготовки специалистов
Д.п.н. Задорина О.С.
Тюменский государственный университет, Россия
Использование театральных технологий
в процессе вузовского обучения
Переход современного образования от технократической к гуманитарной
парадигме приводит к переоценке его целей и ценностей.
Обществом востребована творческая личность, познающая и творящая Культуру в диалогическом общении,
владеющая методами понимания и рефлексии. В этих
условиях современный вуз должен стать центром и создателем такой
образовательно-коммуникационной среды, которая позволит студенту, какую бы
специальность он ни получал, овладеть технологиями коммуникации,
способностью адекватно оценивать
ситуацию и ее участников, решать проблемные ситуации, предотвращать
межличностные конфликты, эффективно работать в команде, способностью к
творческому саморазвитию.
При этом процесс вузовского обучения не предусматривает специальную
работу по формированию у студента данных способностей и умений, а автоматически
в результате усвоения стандартных образовательных программ они не формируются.
Как верно отмечает П.И. Козодаев, вводимые в образовательный процесс вуза
инновации недостаточно учитывают личностное стремление студенческой молодежи к
индивидуально-творческому самовыражению, к доказательству личностной значимости
и неповторимости[1].
Эффективным средством развития нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности,
произвольных познавательных процессов, речи, создания атмосферы творчества,
эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения художественному
воображению выступает
использование театральных технологий в процессе вузовского обучения. По словам
В.М. Букатова, театр является одной из немногих социо-экологических, этнических
и культурных «ниш», предоставляющих человеку возможность стать соучастником
коллективной художественно-творческой жизни[2].
Благодаря театральным технологиям, развитие которых связано с именем К.С.Станиславского, разнообразные нюансы человеческой жизни
воплощаются в ее драматической выраженности.
Театральные технологии
чаще всего используют в процессе обучения педагогов. Программа обучения
педагогическому мастерству на основе элементов театрального искусства
предусматривает приобретение студентами умения образно излагать свои мысли;
овладение техникой речи, в том числе техникой художественного высказывания;
обучение пластике, художественно-красивому жесту; освоение искусства
импровизации; постижение искусства драматизации и мизансценирования
пространства и др. Учебные занятия на основе синтеза общей и театральной
педагогики способствуют наиболее полному самовыражению и умелой самоподаче
педагога; позволяют овладевать начальными приемами педагогической техники и
основами педагогического мастерства для решения важнейших педагогических задач;
обеспечивают педагогически целесообразные действия и поведение, творческое
рабочее самочувствие, эстетический внешний вид.
Однако
следует учитывать возможность использования театральных технологий и при
подготовке студентов других специальностей, для которых важна коммуникационная
составляющая: юристов, филологов, психологов, экономистов и др. Так, В.Э.
Гордин и Е.В. Корчагина представили содержание
и результаты подобного опыта при
обучении менеджеров в
Санкт-Петербургском филиале ГУ-ВШЭ[3].
Студенты выступают в роли сценаристов при разработке вариантов «развития»
классических литературных ситуаций с известными литературными героями в новых
условиях, в роли актеров в постановке интерактивного образовательного
спектакля.
Обучение с использованием элементов театральных технологий меняет форму образовательного процесса,
степень активности его участников, методы освоения предметов и способы
межличностного взаимодействия преподавателей и студентов. «Динамичность и
активность коммуникации преподавателей и студентов при такой технологии
обучения требу ют умения правильно излагать свои мысли для того, чтобы быть
понятым и воспринятым окружающими. Приобретение данных навыков, помимо всего
прочего, требует фундаментального знания предмета. Инновационная парадигма и
сопутствующая ей трансформация процесса обучения обеспечивают сочетание
глубокого, детального изучения предмета с легкостью процесса усвоения
материала»[4].
Художественные
элементы (метафоричность, символика,
творческая организация пространства, мизансценирование и др.) включаются в образовательный процесс для
появления и проявления отношения к действительности, явлению, проблеме,
учебному тексту, способствуют организации пропуска содержания образования через
конкретную индивидуальность. Они служат познавательной направленности мышления,
открывают новые возможности углубленного проникновения в суть явлений, создают
более совершенное представление о мире и человеке.
Педагогическими условиями использования театральных
технологий в высшей школе являются
- определение специфических, возможно,
авторских методов интеграции основ театрального искусства, педагогической
психологии, дидактики и частных методик;
-нахождение способов актуализации
ценностного отношения к аспектам личностного взаимодействия, поведенческим
особенностям жизнедеятельности личности (См. «теорию действий» и «параметры
взаимодействий» П.М. Ершова)[5];
-рассмотрение тренингов (тренингов речи, тренингов личностного
взаимодействия; тренингов навыков сценического мастерства и др.) как
инструмента обучения;
-создание мотивационно-стимулирующего фона
творческого саморазвития студентов;
-расширение границ индивидуально-творческих проявлений
студентов с целью повышения их личностной активности и самостоятельности;
-инициирование рефлексивной деятельности
студентов;
-подготовленность преподавателя,
работающего со студентами, в области актерско-режиссерского искусства.
Специфическими выразительными средствами, формирующими
образовательно-коммуникационную среду,
при этом выступают
-эмоциональность восприятия предметного
материала, представленного в художественной форме;
-наличие особой театральной атмосферы,
формирующей энергетический обмен между «зрителями» - «актерами», непосредственность их коммуникации;
-возникающее творческое общение как
«мотивированная коммуникативно-познавательная деятельность, направленная на
самостоятельное извлечение определенной информации» (А. Валеев).
Отличие обучения с использованием
элементов театральных технологий от ролевых игр заключается в импровизационном
характере обучения, более долгой протяженности во времени, большим
спектром ролей участников образовательного процесса, наличием обратной связи со
зрителями, которые могут быть названы зрителями только условно, потому что они
одновременно и участники процесса.
В качестве основных результатов
использования театральных технологий в вузовском обучении можно отметить развитие творческой активности, личностный
рост студентов на различных уровнях:
когнитивном, эмоциональном, собственно
«художественном», повышение мотивации студентов, а кроме того занятия в
студенческих театральных коллективах способствуют более успешной адаптации
студентов к обучению в вузе. Следствием этого выступает успешность личностной и профессиональной самореализации студента.
Литература:
1.Гордин В.Э.,
Корчагина Е.В. Театральные технологии в обучении менеджменту в вузе// Высшее
образование в России. 2010. №10. С.28-35.
3. Задорина О.С. Содержание и способы реализации идей педагогической
режиссуры в образовании. Монография. Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2010. 246 с.
[1] Козодаев, П. И. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Тамбов, 2005. - 235 с.
[2] См. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001. 376 c.
[3] Гордин В.Э., Корчагина Е.В. Театральные технологии в обучении менеджменту в вузе// Высшее образование в России. 2010. №10. С.28-35.
[4] Там же. С.32.
[5] Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 2010.