*99670*
Педагогические науки/ 6.Социальная
педагогика
магистр Коростелева Н.А.
соискатель
ЧелГУ., ст .преподаватель МБА, Казахстан
Актуальность
социальной модели инвалидности в мировом сообществе
Предрассудки, равнодушие и страх являются
социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей с
ограниченными возможностями и
задерживали их развитие. Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь
с инвалидами. Окружающие, недостаточно зная, о них, думают, что люди-инвалиды
могут быть агрессивными, а ведь именно агрессия провоцирует инвалида на
ответную реакцию. Интеграция людей с проблемами в развитии в общество зависит
от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих о
жизни, особенностях инвалидов.
Нетрудоспособные
граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое
социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой
государства по отношению к инвалидам является их материальная поддержка. Однако
нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Помочь инвалиду - это значит, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир
человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Для людей, имеющих
инвалидность, быть независимым - значит иметь возможность жить как все; это не
значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор
возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою
жизнь[1].
Инвалидность
- это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими,
сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами,
которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в
общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях,
как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем
стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они
могли жить независимой жизнью [2]. В настоящее время во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов.
Вместе с тем остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого -
медико-педагогических и других проблем [3].
Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалид
- это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или
частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то
врожденного или нет его физических или умственных возможностей» [4].
В настоящее время
существует два основных подхода к инвалидности: медицинская модель инвалидности
(традиционный подход) и социальная модель инвалидности.
Медицинская модель инвалидности определяет инвалидность как медицинский
феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с
недостаточным интеллектуальным развитием» и т.д.). Исходя из этой модели,
инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику
работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е.
ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб,
помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования
в учреждениях
интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Образование, участие в экономической жизни, отдых
являются закрытыми для людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные
заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих
инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого
дискриминируются [5]. Изменения в социально- политической и экономической жизни
РК делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в
общество и создают предпосылки для их независимой жизни.
Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая
рассматривает
проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно
социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограниченные возможности —
это не «часть человека», не его вина. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на
инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются
на их степени здоровья [6].
Авторство социальной модели
(иногда ее обозначают как “интерактивную модель”, или “модель взаимодействия”)
принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки
того, что впоследствии было названо "социальной моделью
инвалидности", могут быть прослежены до эссе, которое было написано
британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе –
"Критическое условие" ("A Critical Condition"), и было
опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди
с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку
воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных,
угнетенные и больные"[7]. Данный
анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с
"предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он
определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и
инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами
и инвалидностью в западном обществе.
В 1976 году, организация под
названием "Союз людей с физическими дефектами против изоляции" (UPIAS
– Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи,
высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное
определение инвалидности. А именно: «Инвалидность – это препятствие или ограничение
активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет
незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим
физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной
деятельности общества». Данный этап развития социальной модели можно
охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения,
возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества [8]. В фокусе
этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его
средой. Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального
и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными
возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как
аномальную или трагическую [9].
Проблема инвалидности в
социальной модели выведена за рамки индивидуального существования и
рассматривается в плоскости взаимоотношений между личностью и элементами
общественной системы, акцентируя внимание на социальном давлении, дискриминации
и эксклюзии. Данная модель не только популярна во многих цивилизованных
странах, но и официально признана на государственном уровне, например, в США,
Великобритании, Швеции. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает
инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности
в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Согласно социальной модели, человек с
инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений,
которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и
свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметь
возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть
вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей»
[10].
Социальная модель
инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя
инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает
на социальную
дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью.
Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума,
которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских
прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности
инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального
неравенства. Она социальное, а не медицинское понятие [11].
В отличие от медицинской
модели, медицинские знания здесь рассматриваются не как эксклюзивные, имеющие
исторический, культурный, социальный контекст и формирующиеся вовлеченными в
ситуацию людьми. Как отмечает Е.Ярская-Смирнова, «состояние человека может быть
по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные
последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста
рассматриваемой ситуации». Исходя из этого, важным является не только
объективный статус инвалида в обществе, но и переживание своей инвалидности
самим человеком. Инвалид конструирует свой образ, и сам определяет свою позицию
в обществе, свой субъективный статус, свою персональную идентичность [10, с
122]. Реализация прав инвалидов на
высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием
системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам, но это
обстоятельство не мешает успешной реализации на практике социальной модели
инвалидности [12].
Таким
образом, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему,
а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует
политического вмешательства, так как проблема возникает из-за
неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами
социального окружения. Переход к
социальной модели обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность
социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с
которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей
архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Содержание данной модели определяет
следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на
участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством,
реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах
жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми
социальной структурой. И наконец, интеграция детей с ограниченными
возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к
этой категории детей.
Необходимо воспитывать в
обществе стремление морально поддерживать инвалидов. Работа, систематически
проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.
Список использованной литерауры:
1. Денсон К. Независимая жизнь: проблемы общественного
сознания // Американская реабилитация. — 1989. - №4-5.- С.34-36
2. Замский, X.
С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних
времен до середины XX века/Х. С. Замский. -М: НПО
«Образование», 1995.
3.
Социальная политика: Учеб. для студентов и слушателей вузов экон. и неэкон.
спец./ Под общ. ред. Н. А. Волгина.-М: Экзамен, 2003.
4. Декларация о правах
инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. - Электрон, журн,-РООИ Родник жизни.-
Режим доступа к журн.: www.rodnikzhizni.ru
5.
Садхана
Атван. Идеи независимой жизни инвалидов и социально-педагогическая поддержка
ребенка с ограниченными возможностями // Новое в педагогических исследованиях,
выпуск 1 / Изд-во Санкт-Петербург, 2004.
6. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ
нетипичности. - Саратов: СГТУ, 1997.
7.
Холл Дж.,
Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Пер.с англ.// Журнал
исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115-126.
8. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. -
М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - С.46-48.
9. Ратск А. Пути достижения равенства: Сб. трудов по
аспектам независимой жизни. - Стокгольм, 1990.- С.45.
10.
Е.Р.
Ярская-Смирнова и П.В.Романов. Доступность высшего образования для инвалидов.
// Университетское управление. 2005. № 1(34). - С. 89-99.
11.
Мартынова Е.А.,
Романенкова Д.Ф.Модель центра образования инвалидов в Челябинском
государственном университете на основе системы интегрированного обучения.//Вопросы
образования №2. 2006.- С.112-122.