*97499*

Философия / 1. Философия литературы и искусства

К.ф.н. Зайцева М.Л.

Государственная классическая академия имени Маймонида

Синестезия как проявление принципа холизма

Исследование синестезии как глубинного свойства эстетического восприятия и художественного мышления неизбежно приводит к выяснению характера взаимодействия эмпирического и рационального в познавательной деятельности, механизмов восприятия и мышления. Традиционное (в русле позитивизма) понимание процесса познания с помощью бинарных оппозиций «теория-опыт» характеризуется наивными и упрощенными представлениями о чрезвычайно сложном процессе восприятия.

Восприятие континуально и целостно: оно является непрерывным во времени процессом действия сложного комплекса раздражителей различной модальности, распознаваемых субъектом благодаря фиксации внимания на наиболее ярких из совместно действующих стимулов. Для описания восприятия как системы тесно связанных и взаимообусловливающих друг друга сложно функционирующих механизмов более подходящей является мультимодальная концептуальная схема. Множественность сенсорных механизмов восприятия позволяет утверждать, что восприятие априорно целостно, синестезийно, образуется в результате синтеза сигналов различной модальности. К примеру, сенсорные (визуальные или аудиальные и др.) раздражители оказывают комплексное действие на организм через влияние на вегетативную нервную систему, ускоряя или замедляя биохимические процессы (цвет как свойство света повышает чувство реализма, поскольку является дополнительным источником ощущений). Сенсорика играет важную роль в личностной онтологии: современная наука анализирует случаи совместного появления / исчезновения веры в собственное существование, обусловленные наличием / отсутствием соответствующих ощущений.

Многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации. Однако не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личности, имеет место и обратный процесс. Это подтверждают исследования синестетических переживаний в измененных (холотропных) состояниях сознания (ИСС). Они не связаны с органическими психозами, вызванными повреждением центральной нервной системы, головного мозга, нарушением кровообращения и острыми инфекции. Категорию ИСС Станислав Гроф назвал «холотропные состояния сознания». Холотропные состояния характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Термин «холотропные» буквально означает «ориентированные на целостность» или «движущиеся в направлении целостности» (от греч. Holos – «целое» и trepein – «двигаться в направлении чего-либо»). Термин указывает на то, что, находясь в других состоянии сознания, мы не целостны, а раздроблены и отождествляемся лишь с небольшим фрагментом того, что мы есть в действительности.

Синестезия как проявление изначальной врожденной целостности, интегрированности сенсорных систем является важнейшей составляющей чувствознания, – того основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью и цельностью. Синестезия представляет собой воплощение принципа эмпирического холизма.

Синестезия участвует в процессе миромоделирования и текстопорождения. Искусство, издревле раскрывающее идею целостности и полноты бытия в синестезийных концепциях («гармонии сфер», «музыки Пути», «Первозвука Вселенной»), демонстрирует всеохватность художественного мышления, которое стремится объять весь мир и передать его в полноте звучания, цвета, пластики. Начиная с эпохи Возрождения, искусство пытается преодолеть синкретизм мышления, автономизироваться от религии, космологии. Однако при определении механизмов художественного мышления и эстетического восприятия гуманисты Ренессанса обнаруживают общие законы функционирования художественных языков, и, начиная с эпохи романтизма, искусство на новом витке возвращается к идее тождества онтологии всех видов искусств.

Каждая эпоха имеет свой синестезийный фонд, синестезийный код, формирующий смысловые поля контекста, «облака смысла», позволяющий интерпретировать художественное произведение.

В индивидуальной интерпретирующей способности субъекта проявляется активность восприятия. Активность восприятия включает поиск, сбор, сортировку, обработку и упорядочение информации, поступающей от органов чувств. Сортировка полученной информации производится на самых первых этапах восприятия и включает категоризацию. Процесс категоризации придает смысл воспринятому, для осуществления понятийной категоризации необходимой предпосылкой является наличие опыта и знаний. Таким образом, восприятие оказывается всегда понятийно нагруженным и «чистое» восприятие просто невозможно (теоретическая нагруженность наблюдений, Н.Р. Хэнсон, П. Дюгем).

Восприятие, с одной стороны, носит субъективный характер, с другой стороны, оно объективировано внешними влияниями, зависимо от складывающихся в ходе развития культуры аксиологических, эстетических нормативов.

В истории искусства одновременно со сменой культурных парадигм и стилевыми метаморфозами на первый план выступали те или иные синестезии (гравитационно-слуховые в античной культуре, визуально-красочные в барочном и романтическом стиле, моторно-пластические – в классицистском, гравитационные – в беспредметном стиле и т.п.). Следовательно, предметом научного анализа могут стать такие явления, как например, барочные синестезийные связи музыкального пространства с готическим архитектурным или романтические красочные синестезии. Актуальным является прежде оставляемый без внимания искусствоведческой рефлексией синестезийный характер весьма основательно исследованных классицистских моторно-пластических характеристик музыкального звучания.