*99817*

Философские науки/3. История философии

 

К.ф.н. Сапенок О.В., к.и.н. Добрякова Н.А.

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет, Россия

Проблема соотношения креативности и свободы человека в западноевропейской философской традиции.

 

Креативность как способность человека к творчеству коррелировалась со свободой человека уже в философских системах античности. Однако свобода в античной философской традиции мыслилась лишь в пространстве этики и весьма ограниченно, поскольку предполагалось, что направленность и содержание наших поступков всегда заранее предопределены  установленными свыше идеалами и нормами. Античные философы полагали, что мы обладаем свободой выбора, но не обладаем творческой свободой определения содержания наших поступков. Как известно, в этом плане ничего не изменилось и в средние века, когда в русле провиденциализма мыслители рассуждали о свободе воли как атрибуте души. Концепция творческой свободы появилась в эпоху Ренессанса и начала утверждаться в эпоху Просвещения.

         В культурном пространстве Ренессанса родилось новое антропоцентристское  самоощущение человека. По мнению ренессансных гуманистов, в вечном порядке, в котором Бог указал всем существам их постоянное место, лишь человек  остался подвижным  и может сам определить место для себя. Поэтому человек является единственным существом, которое способно к самоопределению в мире, детерминированном во всех остальных сферах. /3/ Согласно Марсилио Фичино и Джордано Бруно, только человек, повторяющий мир подобно зеркалу, способен реализовать не единственную возможность своей жизненной программы, а бесконечное множество возможностей. Он не имеет предустановленного неизменного образа: каждый достигнутый им образ становится ступенью дальнейшего восхождения к следующим. /5/ Человек находится в вечном поиске себя самого. Как у Николая Кузанского наше познание, являясь живой копией мира, никогда полностью не завершается, поскольку для познания бесконечного мира требуется бесконечное время, так и мы в своей жизни представляем незавершенное становление и стремление как основание нашей креативности. Таким образом, именно в гуманизме Ренессанса была выявлена креативность как коррелированная со свободой сущностная способность человека, направленная на поиски и создание нового.

         Указанные идеи были развиты в эпоху Просвещения И.Г.Гердером. Немецкий просветитель подчеркивал, что человек по сравнению с животными – рабами тварного мира является «вольноотпущенником творения», он самой природой предназначен для свободы. /1/ Поэтому человек становится центром и целью творческого изменения. В отличие от Гердера, И. Кант и Ф. Шиллер не подчеркивали неразрывную связь креативности человека и его свободы. Их взгляды ближе к идеям античных мыслителей. Свобода в понимании Канта лишь предустановленное благо, познаваемое разумом, но независимое от волевого самоопределения. К подобной точке зрения склонялся и Ф. Шиллер, который полагал, что природа, определяющая предназначение животных и растений и управляющая ими, предоставила человеку возможность самостоятельной реализации жизненных образцов. Конечно,  человеку дана свобода желания или нежелания их реализации; только ему свойственны желания, в то же время другие существа, как животные, так и Бог,  движимы лишь долгом.  Но подобная свобода человека – это свобода, ограниченная рамками предзаданности и исключающая свободное творчество. Тем не менее, для Ф. Шиллера было характерно и другое понимание свободы, предполагающее, что человек обретает гармонию необходимости и свободы в эстетической «игре». /6/

         Совсем иначе трактовалась проблема соотношения креативности и свободы мыслителями XIX-го столетия К. Марксом и Ф. Ницше. Если представители классической политической экономии полагали, что человек от природы обладает врожденными потребностями, которые в большей или меньшей степени могут быть удовлетворены уже существующим производством. То в отличие от них К. Маркс утверждал, что человек даже в своих материальных потребностях не является природным существом. Он отличается от животных не только тем, что он сам творит условия своей жизни, изобретает орудия и производит товары. Самое главное то, что изменяясь вместе с условиями жизни, человек создает, творит сам себя. /2/  Поэтому, по К. Марксу, креативность является сущностным свойством человека, который творит не только окружающий предметный мир, но и себя самого. То, что он единственный из живых существ способен к труду, является не несправедливостью и  насилием над ним (как в библейской традиции), а предпосылкой его самореализации. Как предметы искусства создают лишь те индивиды, которые способны к наслаждению прекрасным, так и хозяйственную продукцию производят лишь потребители, способные удовлетворить свои специфические потребности. Общественное производство  производит не только предмет для субъекта, но и самого субъекта. Удовлетворяя свои потребности, потребители лишь приводят в действие производство. То, что кажется нашей «природой», в действительности является результатом нашей собственной деятельности. Выражая себя в качестве  экономического субъекта, человек выражает себя и во внешней экономической сфере.

         На самом раннем этапе своего творчества К. Маркс рассматривал креативность как способность человека в качестве важнейшей предпосылки достижения будущего (коммунистического) состояния человечества, каковое он понимал как  возвращение первоначальной человеческой сущности, утерянной во время промежуточной фазы отчуждения. В 1845-1846 годах он освободился от линейно-теологического образа истории, где история всегда стремится к определенной цели и должна ее достичь (можно сказать, что в этом он отошел от Гегеля). История, как он полагал, разворачивается и реализуется не только в узкой  прямой колее, предопределенной с самого начала, а представляет собой неограниченный свободный процесс, где человек в соответствии с изменяющимися естественными и общественными условиями приобретает все новые и новые потребности и реализует их в своей новой деятельности. Бесклассовое общество, по К. Марксу – это не конечное состояние человечества, оно выступает высшей целью совершенствования  его творческих способностей, развития всех человеческих сил. /2/

Таким образом, К. Маркс продолжает традицию, начинающуюся с И.Г. Гердера, где человек больше не рассматривается в духе античной философии как теоретик, созерцающий воспроизводство вечных идеалов, а понимается в духе техногенной цивилизации как субъект, посредством труда производящий свой мир и в нем себя самого. Подобная трактовка человека как деятельного и творческого субъекта позволяет выявить связующую нить между Фихте, Марксом и Сартром. В этом плане не только производство является раскрытием и реализацией «сущностных сил человека», но и искусство и наука, и другие формы социокультурного творчества. Поэтому человек в философии К. Маркса, несмотря на его 6-й тезис о Л. Фейербахе,  представляет собой большее, чем просто «ансамбль общественных отношений». Дух, детерминированный производственными отношениями и социальными интересами, всегда сохраняет автономию, благодаря которой поднимается в «царство свободы». Человек - не безличностный объект, а истинный субъект истории; отношения, которые его определяют, он создал сам и сам способен изменить, благодаря своей креативности. 

Положение о безграничной изменчивости человека как следствии его креативности является фундаментальным основанием трактовки человека в философии Ф. Ницше. Человек, по Ницше, всегда способен к усвоению чего-либо нового, и именно он сам создает это новое: в человеке соединяются творец и творение. /4/.  Согласно Ф. Ницше, подобно тому, как Микеланджело уже видел статую, заключенную в блоке мрамора, из которого ее можно высечь, так и в человеке заключен, но не в качестве его изначальных задатков, а в качестве свободного проекта – идеальный образ его самого. /4/ Человек в отличие от животных, достигших преждевременного затишья, направлен в будущее: благодаря своей креативности он изменяет и себя и способы своего бытия.

Таким образом, в западноевропейской философской традиции сформировалась концепция креативности человека как сущностной способности человека, неразрывно связанной с его свободой и направленной на поиски нового. Свое дальнейшее развитие она получила в философии экзистенциализма и в философской антропологии М. Шелера, А. Гелена и Г. Плесснера, выявивших соотнесенность креативности с его открытостью миру и неспециализированностью.

Литература:

1. Гердер И.Г. Избранные произведения. М.- Л., 1959.

2. Маркс К. К Критике политической экономии./Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 13.

3. Пико делла Мирандола. Дж. Речь о достоинстве человека. Перевод Л.Брагиной./ История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т.1. с. 506-514

4. Ницше Ф. «Так говорил Заратустра». М., - Издательство Фолио, 2004.

5. Фичино Марсилио. Послания./Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., - Издательство Московского университета. 1985, с. 211-226.

6. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 200 с.