*99784*
К.п.н., доцент Тусубекова К.К.
Казахский национальный педагогический университет им. Абая,
Республика Казахстан, г. Алматы
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В эпоху глобализации перед
этносами встает задача сохранить свою этническую культуру, самобытность. В
семейных обычаях и традициях любого народа сочетаются интернациональное и
национальное, прогрессивное и консервативное, социальное и гносеологическое.
Обычаи и традиции реализуются
в действиях, поведении и деятельности представителей различных этносов. Они
закреплены, зафиксированы в психике людей, часто на уровне подсознательного.
Обычаи являются копилкой,
аккумулятором многих психических свойств национальной общности. Они
представляют собой способ передачи информации от одного поколения к другому,
осуществляемой на социально-психологической основе. Обычаи, считает О.Г. Дреев,
оказывают влияние на психику человека в двух направлениях:
• прямое формирование обычаям
определенных черт духовного облика человека;
• опосредованное формирование
черт человека через стройную организацию порядка повседневных отношений,
отступление от которых осуждается общественным мнением [1].
Семья для ребенка является
первичной социальной микросредой. Наиболее существенным в развитии личности
ребенка является система отношений между родителями и детьми.
Казахский народ имеет
богатое духовное наследие, уходящее корнями в глубь веков, от орхоно-енисейских
древних письменных памятников VI—VIII вв. до наших дней.
Казахстан — край орлиных крыльев. И действительно, он занимает
территорию от седого Каспия до Алтайских гор, от Уральского хребта до
высокогорного Алатау. Казахи говорят: коль богата земля, то богат и народ. Где
земля просторна, там жизнь привольна. Конечно, не всегда так было в
действительности, но казахи — жители Великой степи — испокон веков имели и
громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру.
Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования.
Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро
приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую
психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость
глаза, чуткость уха. Присутствуя на охоте или на состязаниях акынов, слушая
сказителей, певцов, юные кочевники запоминали пословицы, сказки, загадки, терме
и другие дидактические произведения. Будучи всегда готовыми к кочевому
передвижению, казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина
был и воином, и пастухом, и главой семьи. Отсюда народная поговорка: «Джигиту и
семидесяти ремесел мало» [2; с.37].
В общине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого человека
была четко определена согласно его возрасту и месту в обществе, нормы общения
были известны всем с детства. Сходство интересов, общий взгляд на жизнь
способствовали взаимопониманию, коммуникабельности, межличностным связям.
Община была сплоченной, в ней культивировались обычаи и традиции того или иного
рода. Однако проявлялись и личностные особенности человека, обусловленные
социальными и биологическими факторами. Так, в пословицах и поговорках охвачены
почти все области человеческих взаимоотношений. Они дают ценные сведения по
многим важнейшим отраслям эмпирических знаний в области обучения и воспитания.
Воспитание потомков требовало передачи не только опыта, знаний, любви к
детям, но и специальной серьезной подготовки и даже искусства.
Воспитание родителей-казахов было направлено на развитие физической
силы, религиозно-нравственных качеств и умственно-познавательных способностей
детей.
Все три группы правил воспитания так согласованы между собой, что
составляют как бы одно целое: взятые вместе, они преследуют одну общую цель —
гармоническое, всестороннее воспитание всех сил и способностей человека.
Поэтому воспитание делится на физическое, религиозно-нравственное и умственное.
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт
воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых
соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения
человека. В соответствии со своеобразными особенностями
социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий
у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и
молодежи. В частности, был выработан определенный морально-психологический
эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме, который
дословно переводится так: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и
способен хранить тайну», т. е. человек должен обладать следующими качествами:
умением вести кочевое скотоводство, трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью в
бою, знанием генеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивостью и
остроумием, владеть техникой верховой езды» [3; с.74].
Народная педагогика обширного региона
представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных
этнических компонентов, из которых формировалось нынешнее поколение кочевников.
Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они
должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро
приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую
психику. Казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и
воином, и пастухом, и главой семьи. Взрослые учили детей ориентироваться в
степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха.
В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного
творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим
мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием
наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком. В арсенале
народной педагогики имелись своеобразные средства и приемы воспитания
кочевников — благословение, клятва, напутствие, айтыс (песенные состязания) и
др.
Сохранение национальных
традиций в семейном отношении, характер детско-родительских отношений зависят
от социально-экономических условий, определяющих образ жизни, от
образовательного уровня и социально-профессионального статуса родителей. Чтобы
лучше понять характер современных детско-родительских отношений в современной
казахской семье необходимо системное и комплексное этнопсихологическое
исследование данного феномена.
Литература:
1. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания
детей / Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1979.
3. Калиев С.К. Народная педагогика в казахском фольклоре.
– Алматы, 1987.