*99781*
Магистр
психологии, ст. преп. Кенжетаева Р.О.
Казахский национальный педагогический университет им. Абая,
Республика Казахстан, г. Алматы
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Психологическое понимание
феномена личности неразрывно связано с категорией самосознания. В современной
психологической науке проблема самосознания человека и его внутреннего мира
занимает одно из ведущих мест и это не случайно. Самосознание, являясь ядерной
личностной структурой, оказывает регулирующее влияние на все стороны
жизнедеятельности человека. От уровня и характера самосознания зависит то, в
какой мере человек в состоянии сам создавать свою личность, и какую личность он
создает.
Элементарные проявления
самосознания в онтогенезе, возникают очень рано. Однако наиболее интенсивно оно
развивается в подростковом возрасте, что обусловливается появлением качественно
новой социальной ситуации развития, которая определяет строго закономерным
образом весь стиль жизни ребенка. Особое сочетание внутренних процессов
развития и внешних условий проявляется в изменении внутренней позиции
подростка, что обуславливает возникновение у него новой потребности,
выступающей в форме стремления к взрослости и самостоятельности. В связи с этим
значительно повышается восприимчивость его к усвоению норм и способов
поведения, а также ценностных ориентаций, свойственных взрослым людям.
Происходит своеобразная переориентация с детских норм и ценностей на нормы и
ценности взрослых. Стремясь удовлетворить эту наиболее актуальную, социально
значимую потребность и занять достойное место среди сверстников и взрослых,
подросток невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своего поведения и
деятельности, всматриваться в себя, сравнивать себя с взрослыми и ровесниками,
взвешивать свои возможности, выискивать недостатки, задумываться над
самоусовершенствованием.
Таким образом, самосознание в подростковом
возрасте становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития
личности.
В 20-30-е годы ХХ-го века начался период,
который в последствии получил название – «подростковый бум». Исследованиями в
этой области занялись многие ученые. В частности: Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, Э.
Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие.
В период 30-40-х годов в центре
повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее
участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи
и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли
актуальности и на сегодняшний день.
Переходный период между детством и
взрослостью, длится почти целое десятилетие. Часто бывает трудно точно
определить начало и конец этого периода.
Психология развития – один из старейших
разделов возрастной психологии. Не смотря на это, как заметил Л.С. Выготский,
общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов. Психологи
не сомневались в стадиальном характере развития человека и его самосознания, и
в том, что подростковый возраст занимает в этом процессе особое, привилегированное
место. Главным образом спор шел о том, какие именно факторы (биологические,
социальные или биографические), определяют содержание и характер его протекания
[1].
П. Блос попытался решить проблему
окончания отрочества, он выделил 4 психологических критерия, позволяющих
провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого
самосознания. Первый из этих критериев, то, что П. Блос называет «вторичным
процессом индивидуализации в отрочестве». Его механизмы соотносимы с механизмом
интроспекции первого объекта любви, образа матери, позволяющим ребенку
сформулировать первое примитивное представление о самом себе и наметить первую
грань между субъектной реальностью и внешним миром. Механизмы этих процессов
вновь актуализируются во время переходного периода. Однако в это время будет
найдена грань между двумя субъективными: представлением о себе и
интериоризованными родительскими образами, что необходимо связать с отдельным
или деидеализирующим объектом любви и что, согласно Блосу, может вызвать такие
разрушительные последствия для личности, как уход в свой внутренний мир и в
асоциальное поведение.
Второй критерий связан с «временной
протяженностью» самосознания. Подросток впервые сталкивается с реальностью
времени, необходимостью правильного опознавания своего прошлого и составлением
планов на будущее. С этим новым опытом у подростков впервые появляется
экзистенциональная тревога. Согласно П. Блосу, этот длительный процесс
становления взрослого самосознания, завершается формированием половой принадлежности
[2].
Отрочество – период жизни, отмеченный
ходом истории. На самом деле, возрастные категории, которые разделяют жизненные
этапы и указывают на границы между поколениями, варьируются в разных эпохах.
Это касается этапа перехода от возраста подростка к возрасту взрослого. Следует
принять, что исторический переход в современной литературе по психологии
подростка, как, впрочем, и по все современной психологической литературе,
фактически отсутствует.
М. Дебесс, известный французский
специалист по подростковому возрасту, считал, что «ошибкой было бы думать, что
юность меняется вслед за эпохой… Конечно, в ней отражается веяние своего
времени. Но позади изменчивых образов юности стоит вечная юность во все
времена, верная сама себе в своих тенденциях, законах развития, своих
представлениях о мире вещей в мире людей. Именно эти закономерности нуждаются в
открытии и определении».
С тех пор различные теоретические, и
особенно недавние эмпирические исследования в русле так называемой новой
социальной истории, показали иллюзорность представления о психологическом
развитии, как основанном на неизменных законах. Вне исторических, материальных
и культурных условий. Бесспорным новатором в этой области является Филипп
Ариес. Он считает «датой рождения» отрочества период 1900-х годов, а юношеское
сознание как чувство принадлежности к группе, имеющей общие заботы и
устремления, в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны.
С этого момента отрочество распространилось во времени, оттесняя детство вверх
по течению жизни, а зрелость – вниз. Таким образом, совершился переход от эпохи
без отрочества к эпохе ХХ-го века, когда отрочество становится любимым
возрастом [3].
С. Холл в 1904-м году опубликовал свое
первое исследование по отрочеству, в котором впервые описал амбивалентность и
парадоксальность подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому
возрасту. Содержание подросткового периода С. Холл описывает как кризис
самосознания, преодолев который, человечество приобретает «чувство индивидуальности».
Представления С. Холла о переходности, промежуточности данного периода
развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста, и сегодня
представляют ядро психологии подросткового возраста [4].
Первыми систематическими исследованиями
подросткового самосознания за рубежом занимался представитель биогенетической
теории – немецкий философ, психолог Э. Шпрангер. Он считал, что главной задачей
психологии является познание внутреннего мира личности. Э. Шпрангер
рассматривал подростковый возраст внутри юношеского (у девушек с 13 до 19 лет,
у мальчиков с 14-ти до 21-го года).
Л.С. Выготский имел свою точку зрения на данный вопрос и разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как таковой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях [2]. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды [4].
Сильное влияние на теорию юности и вообще
переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский
психиатр З. Фрейд, не создал систематической теории, но выдвинул целый ряд
важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности,
эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности. Его идеи
были развиты многочисленными последователями [5].
Исходя анализа
исследований по проблеме развития подросткового самосознания, необходимо
отметить, что развитие рефлексии у подростка, не ограничивается только
внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания
для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое
понимание других людей.
Литература:
1.
Кон И.С. В поисках себя:
личность и ее самосознание. - М., 1984.
2.
Орлов Ю.М. Самопознание
и самовоспитание характера. - М., Просвещение. 1987.
3.
Каган М.С. Особенности
самосознания подростков. - М., 1973.
4.
Мир подростка. /Под.
ред. Снежневской Р.Д. - М., Педагогика. 1989.
5.
Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М.,
Просвещение. 1990.