Тафаев Г. И.
Чувашский
государственный педагогический университет
имени И. Я. Яковлева
ИСТОРИЯ МАРИЙСКОГО НАРОДА В
ОСВЕЩЕНИИ
А. Г. ИВАНОВА и К. Н. САНУКОВА
Марийские доктора исторических наук,
профессора А. Г. Иванов и
К. Н. Сануков в Урало-Поволжском регионе являются
признанными исследователями своего народа. В 1999 г. они издали учебное пособие
«История марийского народа» для учащихся среднего и старшего школьного
возраста. Аналогичные учебники для школ издавались в Урало-Поволжском регионе,
например, под руководством археолога и историка В. Ф. Каховского был издан учебник
для 7-8 классов «Родной край» (1977), профессором Г. И. Тафаевым – «Введение в
историю Чувашии» (2001, 2009). Татарский археолог Р. Г. Фахрутдинов издал
учебник для школы «История татарского народа и Татарстана» (2000). Учебники по
истории Мордовии, Удмуртии, Башкортостана издавались с той же регулярностью.
Следует обратить внимание на то, что
чувашский этнограф Н. В. Никольский издал работу «История мари» (1920). Данная
работа является учебником для школ и служила «главным трудом по истории
марийского народа».
Учебник А. Г. Иванова и К. Н. Санукова
издан в Йошкар-Оле в Марийском книжном издательстве. Его объем 160 страниц,
которые имеют множество иллюстраций. В учебнике для школ «История марийского
народа» подготовлена хронологическая таблица, список дополнительной литературы.
Тираж составляет 10 тыс. экземпляров. Например, у В. Ф. Каховского «Родной
край» - 35 тыс. экз., Р. Г. Фахрутдинова
«История татарского народа и Татарстана» - 60 тыс. экз., Г. И. Тафаева
«Введение в историю Чувашии» - 1500 экз.
1. Учебник А. Г. Иванова и К. Н. Санукова охватывает период с освоения территории Среднего Поволжья протомарийскими племенами и завершается в 90-е гг. XX в.
2. Учебник Р. Г. Фахрутдинова начинается с первобытного общества и завершается разгромом Казанского ханства.
3. Учебник В. Ф. Каховского начинается эпохой первобытного общества и завершается 60-90 гг. XIX в.
4. Учебник Г. И. Тафаева охватывает хронологию с Империи хунну (до I в. н.э.) и завершается вхождением Чувашии в состав Российской цивилизации (июнь 1551г.).
В отличие от перечисленных авторов, в
учебнике Г. И. Тафаева имеется раздел по теории цивилизации, который дает нам
такие понятия как «циклы», «стадии развития цивилизации».
В разделе представлены концепции Н. Я.
Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, С. П. Хантингтона, имеются
черно-белые иллюстрации и большое количество схем и таблиц, которые поясняют
понятия цивилизация и трансформация.
Марийские авторы начинают учебник с
общения с учащимися. Вы начинаете изучать историю марийского народа как
составную часть многотысячелетнего пути развития всего человечества и нашего
Отечества — России. История каждого народа — большого или маленького —
интересна, увлекательна и поучительна. Она уходит своими корнями в глубину
веков, в жизнь и дела многих поколений, сменявших друг друга. Исторические пути
народов на разных этапах времени сталкивались, переплетались, соприкасались.
Эти связи носили разнообразный характер — военный и мирный, хозяйственный и
культурный. Но при любых обстоятельствах неизменным было одно: ни один народ не
мог жить и развиваться в изоляции от других. Это является основой понимания исторического
процесса в отношении любого народа, в том числе и марийского.
Марийцы, кто они? На земном шаре проживает
множество народов. Некоторые ученые насчитывают их около двух тысяч, другие
называют даже пять. Одни народы очень велики по численности — в несколько
десятков миллионов человек, а есть небольшие народности — всего в несколько тысяч
или даже сотен человек. Марийцы относятся к средним по численности народам. По
последней переписи населения (1989 год) их насчитывалось 671 тысяча человек.
Они имеют свою государственность — Республику Марий Эл, входящую в состав
Российской Федерации. Но большая половина народа живет не в ней, а за пределами
республики. По своим языковым, культурным особенностям марийцы делятся на
горных, луговых и восточных.
Марийцы относятся к финно-угорской
языковой семье, т.е. они являются родственниками финнов, венгров, эстонцев,
карелов, мордвы, удмуртов, коми — по происхождению, языку, культурным корням.
При изучении истории марийского народа, особенно на ранних этапах, нельзя не
учитывать это родство. Вместе с тем большую роль) играли взаимоотношения
марийцев с соседними тюркскими (татары, чуваши, башкиры) и русским народами.
Изучение в школе истории родного народа,
родного края помогает с детских лет формировать в каждом человеке чувство
любви и привязанности к Родине, к своим корням, помогает осознать смысл своего
существования и место в общности людей нашей планеты [1].
Глава I «Происхождение марийского народа»
имеет разделы:
§ 1. Древние люди на территории Марий Эл
§ 2. Формирование древнемарийских племен
§ 3. Первые упоминания о древних марийцах
§ 4. Истоки марийской культуры
Глава I насыщена иллюстрациями, например,
имеются изображения орудий каменного века, жилища древних людей (стр. 6).
На
7 стр. представлена культурная реконструкция по черепу древнего финноязычного
человека. Представлены предметы быта и украшения марийцев IX – X вв.
Марийские исследователи начинают первую
главу «Происхождение марийского народа» с археологических стоянок, которые были
обнаружены на территории Марий Эл.
Ученые пишут, что в глубокой древности,
когда происходило заселение и освоение человеком Восточно-Европейской равнины,
территория современной Марийской республики представляла собой приледниковую
зону и даже была частично занята ледниками. При их таянии образовались обширные
водоемы, занимавшие низменные равнины по северным отрогам Приволжской возвышенности
и Вятскому увалу. В эти места, покрытые обильной растительностью,
представлявшей собой хороший корм для древних диких животных, характерных для
ледникового периода (мамонты, шерстистые носороги, олени и т. д.), и проникали
вслед за животными группы первобытных охотников с юга.
Именно так началось заселение территории
нашего края. У деревни Юнга-Кушерга Горномарийского района, на берегу речки
Юнга, обнаружены следы стоянки первобытных людей древнекаменного века, живших
примерно 20—30 тысяч лет тому назад. Это — самый древний известный
археологический памятник Марийского края. Разумеется, древнейшие обитатели
приледниковой зоны — бродячие охотники на мамонтов — не могут быть названы
предками марийцев. Мы не знаем, кем они были, на каком языке говорили, какие
культурные обычаи имели и т.д.
В послеледниковое время
природно-климатические условия края существенно изменились. Постепенно
освобождаясь от воды, левобережная приволжская равнина стала пригодной для
обитания человека. Именно к этому времени (12—5 тысячелетия до нашей эры) относится
значительное количество обнаруженных учеными археологических памятников. Находки
Русско-Луговской стоянки, что обнаружена недалеко от устья Илети, свидетельствуют
о том, что она оставлена не бродячими охотниками, а людьми уже оседлыми. Население
в этих условиях становится более или менее постоянным, складывается определенная
преемственность культурных традиций, передаваемых от одного поколения к
другому.
Археологи отмечают, что местные культурные традиции
складывались из сложного плетения черт, привносимых переселенцами с юга и
востока. Формировались признаки, общие для финно-угорских народов, прародина которых
располагалась на лесном Севере Европы, от Зауралья до Скандинавии, включая и
территорию современной Марийской республики.
Орудия
каменного века: наконечники
стрел
и рыболовный крючок
К концу каменного века (5—3 тысячелетия до нашей эры)
существенно увеличилась численность населения края. Стали осваиваться не
только берега Волги, но и ее притоков и мелких речек в глубине лесной
территории. Усовершенствованные каменные орудия труда и
предметы культуры свидетельствуют о высоком мастерстве
их изготовителей [2].
А. Г. Иванов и К. Н. Сануков обращает
внимание на культурное влияние ираноязычных народов на протомарийцев.
Авторы «Истории марийского народа» пишут, что предки марийского и других
родственных народов испытывали в тот период сильное влияние ираноязычных племен
степного юга, проникавших большими группами в зону обитания финноязычного населения.
Именно с этим было связано появление и распространение у них металлических предметов
и развитие производного вида хозяйства (земледелия и скотоводства).
В язык вошли слова, означающие название
металлов, земледельческих навыков, сельскохозяйственных культур.
Исследователями представлена следующая
схема:
1.
ремесло;
2.
сельское хозяйство;
3.
животноводство;
4.
культ огня.
Например, авторы учебника «История
марийского народа» об археологических находках, относящихся к ираноязычным
племенам пишут, что в приволжских поселений обнаружены ямы жертвенных кострищ с
большим содержанием костей домашних животных. Обряды, связанные с поклонением
огню и принесением животных в жертву богам, стали впоследствии неотъемлемой частью
языческого культа марийцев и других угро-финнов. Поклонение солнцу отразилось и
в прикладном искусстве: солярные (солнечные) знаки в виде круга и креста заняли
видное место в орнаменте финно-угорских народов.
Конец первого тысячелетия до нашей эры для
Марийского Поволжья характерен началом использования железа, причем в основном
из местного сырья — болотной руды. Этот материал использовался не только для
изготовления орудий труда, облегчавших расчистку леса для земельных участков,
обработку пашни и т.д., но и для изготовления более совершенного оружия. Войны
стали происходить всё чаще. Среди археологических памятников того времени наиболее
характерны укрепленные городища, защищенные от неприятеля валами и рвами.
С охотничьим образом жизни связан широко
распространенный культ зверей (лося, медведя) и водоплавающей дичи.
Таким образом, общие отдаленные предки
угро-финнов пришли на Восточно-Европейскую равнину, на Среднюю Волгу, Ветлугу,
Вятку с востока и юга. Но древние предки марийцев, с присущими именно им
особенностями и чертами, стали формироваться в основном на ныне занимаемой
марийцами территории.
А. Г. Иванов и К. Н. Сануков рассказывают
о переселении древних марийцев. Сложившаяся к началу первого тысячелетия
древняя основа марийского народа подвергалась новым воздействиям, смешениям,
передвижкам. Но преемственность основных черт материальной и духовной
культуры сохранялась и закреплялась, о чём свидетельствуют, например,
археологические находки: височные кольца, элементы нагрудных украшений и т.д.,
а также некоторые особенности погребального обряда.
Древние этнообразующие процессы
происходили в условиях расширения связей и взаимодействия с родственными и
неродственными племенами. Настоящие названия этих племен остались неизвестными.
Археологи дали им условные названия в соответствии с названием населенного
пункта, около которого впервые был раскопан и изучен их памятник.
В Волго-Уральской зоне сложились две
историко-культурные общности, имевшие большое сходство: ананьинская в
Волго-Камье, на базе которой затем развилась азелинская культура, и
городецко-дьяковская на Верхней Волге и Оке. Марийское Поволжье оказалось в
контактной зоне между этими археологическими историко-культурными областями.
Предметы быта и украшения марийцев IX - Х
вв.
В отношении социального развития племён
это было время начала распада первобытнообщинного строя и формирования периода
военной демократии. «Великое переселение народов» в начале первого тысячелетия
задело и племена, обитавшие на границе лесной зоны и лесостепи. Племена
городецкой культуры под напором степняков продвигались на север по Суре и Оке к
Волге, и вышли на левобережье, в Поветлужье, а оттуда на Большую Кокшагу. Одновременно
с Вятки в район рек Большая и Малая Кокшага проникли и азелинцы. В результате
их соприкосновения и длительных контактов, с участием более древнего местного
населения, произошли большие изменения их изначальных культур. Археологи
считают, что в результате «взаимоассимиляции» городецких и азелинских племен
во второй половине I тысячелетия сформировались древнемарийские племена. Об
этом процессе свидетельствуют такие археологические памятники, как Младший
Ахмыловский могильник на левом берегу Волги напротив Козьмодемьянска, Шор-Уньжинский
могильник в Моркинском районе, Кубашевское городище на юге Кировской области и
другие, содержащие материалы городецкой и азелинской культур.
Между прочим, формирование древних
марийцев на основе двух археологических культур предопределило изначальные
различия между горными и луговыми марийцами ( у первых — преобладание черт
городецкой культуры, у вторых — азелинской).
Регион формирования и первоначального
обитания древнемарий-ских племен (черемисов) на западе и юго-западе выходил
далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Эти племена занимали не
только все Поветлужье и центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, но и
земли к западу от Ветлуги, гранича с мерянскими племенами в районе реки Унжи;
по обоим берегам Волги район их обитания простирался от устья Казанки до устья
Оки. На юге древние марийцы занимали не только земли современного Горномарийского
района, но и северной Чувашии. На севере граница их расселения проходила
где-то в районе города Котельнича.
На рубеже I и II тысячелетий, когда
древнемарийская народность в основном уже сложилась, тесные взаимосвязи с родственными
финно-угорскими племенами (кроме ближайших соседей — мордвы и удмуртов)
фактически прекратились и установились довольно близкие контакты с вторгшимися
на Волгу ранними тюрками. Уже с того времени (середина I тысячелетия) марийский
язык стал испытывать сильное тюркское влияние. Более монголоидным стал и
антропологический тип народности.
Древние марийцы, уже имея свои специфические
особенности и сохраняя определенное сходство с родственными угро-финнами, стали
испытывать серьёзное тюркское воздействие. На южных окраинах марийской
территории население как ассимилировалось с булгарами, так и частично
вытеснялось к северу [3].
Следует
заметить, что некоторые исследователи Китая, Монголии и Европы при освещении
истории Империи Аттилы включают финноговорящие племена Среднего Поволжья в
состав империи.
До смерти Аттилы (453 г.) большая часть
Восточной Европы и Урало-Поволжского региона входила в состав гуннской империи.
Часть древних марийцев и мордвы могла участвовать в набегах на Запад (до 453
г.).
Конечно, это особый вопрос, но татарские
исследователи отмечают, что чуваши не болгары, а тюрки - аттылы, которые осели в Среднем Поволжье
до 453 г. или даже позже, в 455-560 гг.
Мы считаем, что при изучении истории
марийского народа, следует более подробно осветить процесс нахождения древних
мордвы и марийцев в составе Империи Аттилы.
В. Д. Димитриев об утверждении, что «гунны предки чуваш» писал, что автор составил
свой труд компилятивно, излагает чужие мнения и чужие исследования, не всегда
точно, материал расположен сумбурно. Автор перескакивает с одного предмета на
другой. Нет обоснования главного: почему гунны: предки чувашей. Он их даже
называет гунны-прачуваши. Аналогии тем скудным введениям о быте, культуре и
обычаях гуннов чувашскому этнографическому материалу слишком общи и ни о чем говорят
(культ деревьев, например). Лингвистические данные приведены в виде беглых
замечаний, без собственного исследования, изложены по чужим работам. А без них
вряд ли проблема можете быть решена. Я не считаю возможным рекомендовать
рукопись С. Р. Малюткина к печати. Однако теперь можно издавать книги без
чьей-либо рекомендации. Автор в книге даже не указал, что ее рецензентом был Г.
А. Федоров-Давыдов, Ограничился
только указанием рецензентов А. А. Хузангая и Г. Б. Матвеева [4].
Автор подробно говорит об истоках
формирования марийской культуры. Рассказывается об одежде, музыкальных
инструментах. Так, например, о музыкальных инструментах А. Г. Иванов и К. Н.
Сануков в «Истории марийского народа»
пишут, что тÿмыр – барабан, шÿвыр – волынка, кäрш или кÿсле
– гусли и другие инструменты имелись у древних марийцев.
Глубокие исторические корни, богатые
традиции и эстетическую ценность имеют древние резьба по дереву и народная
вышивка [5].
Следует отметить, что авторы не говорят о
влиянии болгарской цивилизации на марийцев. Известно, что Волжско-Камская
Болгария (государство древних чуваш «худых болгар») оказала очень серьезное
цивилизационное влияние на древних марийцев. Еще И. Н. Смирнов и Н. И. Ашмарин
в свое время обращали внимание на этот вопрос.
1)
И. Н. Смирнов отмечал,
что болгарский язык сходен с чувашским;
2)
он предложил понятие
болгарская цивилизация;
3)
говорил о цивилизациях
Среднего Поволжья:
4)
Н. И. Ашмарин отметил,
что язык волжских болгар тождественен чувашскому;
5)
чуваши являются прямыми
потомками волжских болгар;
6)
чуваши для народов
Среднего Поволжья как «римляне».
И. Н. Смирнов в своей монографии
«Черемисы: историко-этнографический очерк» (1889) подробно осветил процесс
заимствования древними марийцами болгаро-чувашского языка (носители р-языка).
Марийский профессор не отрицает нахождения
древних марийцев в составе Волжско-Камской Болгарии. Так, например, в статье
«Древние марийцы между тюрками и славянами» пишет, что «феодализация началась у
марийцев в составе Волжской Болгарии, в рамках восточного феодализма» [6].
Авторы учебника для школ «История
марийского народа» к каждому параграфу прилагают вопросы и задания.
Литература:
1.
Иванов, А. Г., Сануков,
К. Н. История марийского народа: учеб. пособ. для школ / А. Г. Иванов, К. Н.
Сануков. – Йошкар-Ола, 1999. – С. 3
2.
Иванов, А. Г., Сануков,
К. Н. Там же. – С. 5-6
3.
Иванов, А. Г., Сануков,
К. Н. Там же. – С. 8-10
4.
Российская цивилизация:
прошлое, настоящее, будущее. сб. ст. Ч.I / отв. ред. Г. И. Тафаев. – Чебоксары, 2000. – с. 11
5.
Иванов, А. Г., Сануков,
К. Н. Там же. – С. 15
6.
Российская цивилизация: Там
же. – С. 42