Педагогические науки/2. Проблемы
подготовки специалистов
К.п.н.
Петухова М.И.,
Тульский государственный педагогический
университет
им. Л.Н. Толстого, Россия
Арт-педагог: интегративные аспекты профессиональной деятельности учителя
дисциплины искусства
Анализ отечественных научных исследований, посвященных
вопросам педагогики искусства, особенностям художественно-педагогического
процесса, в том числе – музыкально- педагогического, позволяет говорить о
многофункциональности и многоаспектности труда учителя музыки. Исследователи
(Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Г.М.Цыпин, Л.А.Рапацкая,
Б.П.Юсов, Л.В.Школяр и др.) пишут о
необходимости учителя быть профессионалом
в своей области, владеть достаточным спектром психологических знаний, быть дальновидным и чутким воспитателем,
обладать целым рядом профессионально значимых качеств, такими, например, как:
эмпатия, толерантность, артистизм и др. Безусловно соглашаясь с мнением отечественной музыкально-педагогической
элиты, хотелось бы рассмотреть еще один
возможный аспект профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Первой и важнейшей особенностью профессиональной
деятельности учителя музыки является предмет обучения – музыка как вид
искусства. Вот что писал по этому поводу
наш выдающийся соотечественник Б.В. Асафьев: «… если взглянуть на музыку
как на предмет школьного обучения, то, прежде всего надо…сказать: музыка –
искусство, т. е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная
дисциплина, которой учатся и которую изучают». Искусство музыки как явление, как феномен, с древности умело
и интегративно использовалось в разных целях: в качестве средства обмена
информацией, с ритуальными целями, как средство эстетического воспитания и,
наконец, с лечебными целями. Именно древними философами и целителями было
замечено, что звуки и музыка воздействуют определенным образом на физиологию
человека независимо от ее эстетической оценки.
Люди
использовали звуки, особенно музыку, в своем быту для гармонизации своего
душевного строя и окружающей среды, а также в лечебной практике в течение
многих веков. Свидетельства о лечении звуком и музыкой относятся к
доисторическому прошлому и уходят корнями в мифы, сказки, религию и память
человеческой души. Ещё в Библии говорится о страдающем от психического недуга
царе Сауле и, облегчающем его страдания игрой на арфе, Давиде. Лечение музыкой отличало древние цивилизации
Греции и Китая. Пифагор и Платон
считали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной, поэтому она и
способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле. Аристотель
полагал, что музыка – не только средство для лечения, но и для очищения
души, Платон писал: «…душа и тело
представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь».
Хотелось бы подчеркнуть, что именно подобный
интегративный подход, мы считаем принципиально важным не только для лечебной,
но и для образовательной практики.
К сожалению, сегодня ни педагогическое, ни
академическое музыкальное, ни медицинское образование не предусматривают
изучение дисциплин, помогающих освоить
музыкальные здоровьесберегающие технологии. Известны отдельные примеры
специализации клинических психологов и психотерапевтов в области музыкотерапии,
но это, скорее, исключение,
подтверждающее правило.
В то же время, в XXI веке в мировой практике особую актуальность
приобретают натуротерапевтические, безлекарственные методы лечения,
реабилитации и профилактики, т. к. при адекватном использовании, могут
способствовать повышению резервных и адаптационных возможностей организма
человека. Современная медицина в настоящее время эволюционирует в
интегративную, объединяющую лучшие
достижения западной и восточной медицины, естественных наук, компьютерных
технологий и искусства, в высокоэффективную, многоуровневую, непрерывно
развивающуюся систему.
В медицине и психологии использование искусства, в том
числе - музыки, в лечебных целях
получило название арт-терапии, музыкотерапии (А.Хилл, Д.Кэмбелл, П.Хюбнер и
др.). Считается, что арт-терапия способствует достижению следующих целей: дать
социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
облегчить процесс лечения; получить материал для интерпретаций и
диагностических заключений; проработать чувства, которые человек привык
подавлять; развивать чувство внутреннего контроля; способствовать формированию
коммуникативной культуры; сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;
развивать художественные способности и повышать самооценку. В перечисленных
целях явно «медицинская» формулировка – «облегчить процесс лечения», все
остальные цели так или иначе созвучны целям, которые стоят перед учителем
музыки в его повседневной работе, а именно: формирование способностей воспринимать
прекрасное; формирование чувств, непосредственно культуры чувствования; социализация, формирование коммуникативной культуры; формирование
готовности эмоционально воспринимать всю палитру людских отношений;
формирование целостной личности и личностного отношения ко всем формам бытия и
др.
Вопрос в том, что для достижения данных целей помимо
собственно музыкального материала существуют определенные музыкотерапевтические
методики, выработанные на протяжении всей истории человечества в разных
национальных культурах, и используемые как комплексные, интегративные методы
профилактики различного рода заболеваний, а также для оздоровления
человеческого организма на физическом и духовном планах.
В отечественной системе образования пока отсутствует
массовый опыт использования музыкальных здоровьесберегающих технологий в целях
моделирования оздоравливающего звукового пространства, формирования здорового
образа жизни учащихся, коррекции их психоэмоционального состояния и
формирования ценностного отношения к своему здоровью.
На сегодняшний день перед педагогами-музыкантами в
рамках общеобразовательной школы ставится, в основном, задача – эстетического воспитания
подрастающего поколения средствами
искусства. На наш взгляд, логично и
актуально поставить вопрос об использовании
здоровьесберегающего потенциала искусства музыки в массовой образовательной практике через общее
музыкальное образование.
Литература:
1.Ворожцова О. Музыка и игра в детской
психотерапии. Институт
психотерапии, М., 2004.
2.Голдмен
Д. Целительные звуки. София, Киев, 2003
3.Кэмбелл Д. Эффект Моцарта. Попурри,
Минск, 1999.
4.Музыка
Рушеля Блаво и ее применение в лечебно-профилактических целях. Методическое
пособие для врачей и клинических психологов. Министерство здравоохранения РФ,
М.-СПБ, 2001
5.Свидро Н. Н. Использование цвета
и музыки в комплексном лечении больных с невротической депрессией. Дис. … докт.
псих. наук, М., 1998.