К.п.н. Кушнир М.П.

Карагандинский государственный университет имени академика Е.А.Букетова, Республика Казахстан

Женские образы в учебниках начальной школы Республики Казахстан

 

В формировании гендерных ролей определяющее значение имеют создаваемые средствами массовой информации, периодической печатью и книгопродукцией гендерные стереотипы. Можно оценить их как дискриминативные по отношению к женщинам, потому что оценивают их и свойства их характера негативно.

Система образования также тиражирует сексистские стереотипы общественного сознания, что объясняется ее традиционной консервативностью и феминизированностью. Как отмечается в «Стратегии гендерного равенства Республики Казахстан на 2005-2015 годы» [1], в организациях среднего общего образования 80% преподавателей женского пола, в дошкольных организациях - 100% воспитателей женщины.

Проведенная в Республике Казахстан гендерная экспертиза учебников средних общеобразовательных школ выявила наличие гендерной асимметрии, закрепляющейся и воспроизводящейся в сознании детей и приводящей к усвоению устаревших стереотипных ролей мальчиков и девочек. Поэтому в качестве стратегии действий предлагается формировать в обществе, начиная с детского возраста, социально справедливые отношения между мужчинами и женщинами; ввести гендерную составляющую в учебные программы всех уровней образования; провести соответствующую коррекцию образовательных программ дошкольного образования, школ, средних специальных и высших учебных заведений [1].

Но по нашему мнению, нельзя оставлять без внимания учебники и учебные пособия, которые являются качественными трансляторами сексистских установок, влияющих на формирование ценностных ориентаций девочек и мальчиков. Если обратиться к результатам исследований детских книг и школьных учебников, то можно отметить одинаковую тенденцию в выявлении жестких гендерных стереотипов [2;3]. Например, мужчины преобладают в сказках и историях для детей в соотношении 11:1. В «Букваре» героини женского рода преимущественно показаны дома, выполняющими различные хозяйственные обязанности. Мужчины читают, играют в спортивные игры, мастерят, строят и т.д. Если представляется мужской опыт, то это поиск приключений и пребывание вне дома, независимость и сила. Если появляются женщины, то они показываются пассивными и ожидающими.

Подобная неадекватная репрезентация, по мнению Ярской-Смироновой Е. [3], приводит к усвоению представления о мужчине как стандарте и его наиболее значимой роли в обществе и культуре, что ограничивает знание о роли женщины и ее вкладе в культуры. Следствием этого становится поощрение мужского поведения и в целом, внутренний конфликт у мальчиков и девочек.

Наша работа посвящена анализу особенностей представления женщины в учебниках начальной школы. Нами была применена техника контент-анализа. Его рабочими единицами выступали:

1.     Женские персонажи, наделенные традиционными половыми признаками.

2.     Понятия «женщина», «девочка», «она» и другие, отражающие социальные роли и профессии женщины.

3.     Женские имена в смысле «имя – слово, которым зовут» и имена известных женщин в смысле «имя – слава, известность».

Были проанализированы комплекты учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы Республики Казахстан, изданные Министерством образования и науки Республики Казахстан.

По итогам анализа мы можем сделать следующие выводы.

В учебниках начальной школы «эксплуатируется» женский образ матери. Большинство из представленных репродукций в учебниках «Изобразительное искусство» так или иначе касаются этой темы: Е.Сидоркин «Рождение батыра», У.Ажиев «Казахская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Образ женщины на страницах учебника по «Познанию мира» 3 и 4 классов также связывается, прежде всего, с семьей и домом и наиболее часто встречается в блоке «Общество». Главные герои текстов – мальчики. В качестве редкого женского образа – безликий образ мамы, а в большинстве случаев – мудрый и трудолюбивый дедушка или отец.

Если же требуется схематичный рисунок для иллюстрации, чаще применяется изображение мужской фигуры. Такая тенденция свойственна учебникам «Математика» и «Физическая культура». Исходные положения физических упражнений, комплекс утренней гимнастики, виды строевых упражнений и т.д. иллюстрируется мальчишескими фигурками в футболках и шортах. Из 59 иллюстраций учебника «Физическая культура» для 4 класса на 9 иллюстрациях представлены и девочки (женщины), и мальчики (мужчины), на 10 – только девочки, на 40 – только мальчики. В учебниках «Познание мира» изображение девочки и женщины встречается в 3 раза реже, чем изображение мальчика и мужчины. Причем в визуальных текстах девочка и женщина в 98% случаях с длинными волосами и в платье или юбке. Напротив, в школьных учебниках по изобразительному искусству редко встретишь мужскую фигуру. Например, в учебнике «Изобразительное искусство» для 2 класса из 42 репродукций картин с изображением человека 24 репродукции изображают девочку или женщину, половые признаки которых не вызывают сомнения. А в теме «Фигура человека в произведениях изобразительного искусства» все 3 репродукции, приведенные в качестве примера, изображают женщин.

В содержании математических задач из женских профессий упоминаются «швея», «портниха», «доярка», «учительница», тогда как перечень мужских в 3 раза шире. Если же упоминается понятие, которое может быть употреблено в мужском и женском роде, то почти всегда приводится именно в мужском: путешественник, ученик, школьник. Женские имена по сравнению с мужскими встречаются в примерном соотношении 1:1,5. Если посмотреть на образы упоминаемых сказочных персонажей, то мужские также более предпочтительны. Например, в учебнике «Математика» для 1 класса из 10 сказочных героев только 1 олицетворяет женский образ. В учебниках «Русский язык» в содержании языковых упражнений женские имена используются в 2 раза реже мужских. С другой стороны, такие понятия, как «бабушка» и «мама» используются чаще, чем «дедушка» и «папа». В учебнике «Познание мира» для 2 класса в теме «Человек славен трудом», а потом и далее по учебному материалу и на иллюстрациях, и в тексте нет места женским профессиям. Только в конце учебника можно встретить изображение женщины-библиотекаря на иллюстрации.

В учебниках «Русский язык» почти не упоминаются имена известных женщин. Например, упр.734 учебник для 4 класса: «1. Ф.Шаляпин говорил… 2. …писал К.Д.Ушинский. 3. Л.Н.Толстой убеждал…»; упр.277 учебник для 2 класса: «В Третьяковской галерее в Москве выставлены шедевры великих русских художников и скульпторов: Андрея Рублева, Александра Иванова, Карла Брюллова, …, Марка Антокольского и других». Для упражнений чаще привлекаются цитаты из произведений авторов-мужчин.

В учебнике «Литературное чтение» и хрестоматии «Литература» уже больше внимания уделено творчеству писателей-женщин. Для учащихся представлены произведения М.Абылкасымовой, А.Барто, З.Воскресенской, А.Лингред, Э.Мошковской, Анни Сван, Л.Татьяничевой, Э.Хогарт, Л.Чарской и т.д. В учебниках «Музыка» не оставлена без внимания музыкальная деятельность Д.Нурпеисовой и Г.Жубановой. В учебниках «Изобразительное искусство» также можно встретить имена художников-женщин (А.Галимбаева, Г.Исмаилова, В.Мухина и др.), но в учебнике для 4 класса в теме «Народные художники Казахстана» не представлено ни одного примера творчества художника-женщины. Аналогично в учебнике «Познание мира» для 3 класса в теме «Академия наук» интересно рассказывается об ученых Казахстана, но только о мужчинах. Традиционно в связи с темой героизма рассказывается о подвиге М.Маметовой и А. Молдагуловой. Этим и ограничивается знакомство с вкладом женщины в мировую культуру.

В содержании учебников для начальной школы легализовано транслируются сексистские стереотипы. В большинстве текстов и иллюстраций дети и взрослые выполняют традиционно распределенные половые роли: бабушка вяжет, мама моет окно, девочка вышивает, мальчик работает на станке, мужчина ведет машину. В учебниках по трудовому обучению самообслуживающий и художественный труд – это прерогатива девочек, а технический – мальчиков. Подобный вывод можно сделать, проанализировав иллюстрации, сопровождающий каждый из указанных разделов труда. Если на иллюстрациях в разделе «Самообслуживающий труд» появляется мальчик, то он является сторонним наблюдателем, также как и девочка на иллюстрациях к разделу «Технический труд». Более гендерно уравновешенным можно назвать раздел «Сельскохозяйственный труд», где дети на иллюстрациях работают вместе.

Таким образом, в существующих учебниках для начальной школы закрепляются гендерные стереотипы и патриархатные представления о роли женщины и мужчины в обществе: мужчине принадлежит главенствующую роль в культуре и обществе. Женские образы, представленные на страницах учебных книг, традиционны: мама, бабушка, работающие по дому или занимающиеся детьми, девочка, играющая в куклы или помогающая маме, очень редко одетая в брюки и с короткой стрижкой.

Литература:

1. Стратегия гендерного равенства Республики Казахстан на 2005-2015 годы. - Астана, 2005.

2. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика. - 2000. - № 10. – С. 3-11.

3. Ярская-Смирнова Е. Неравенство или мультикультурализм?// Высшее образование в России. – 2001. - № 4. – С.102-110.