Демьяненко М.С.

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

 

СЛОВЕСНЫЙ ПЕЙЗАЖ В ПОВЕСТИ А.И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК»

 

«Поединок» – наиболее зрелое и сложное произведение, к которому Куприн пришел после долгого раздумья, обогащен­ный житейским и писательским опы­том. Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военной касты.

Словесному пейзажу А.И. Куприн всегда уделял особое место в своих произведениях. Здесь он многому научился у И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого. Уже ранние пейзажи Куприна обратили на себя внимание особой живописностью, тонким лиризмом, удивительной цветовой зримостью, прозаичной свето­писью. Куприн с самого начала своей творческой деятельности лю­бил изображать пейзажи, завораживающие сиянием луны, дремой ночных берез, обольстительной многокрасочностью дневного леса, бушующего моря, неоглядной степи. Так что живописность, яр­кость красок, контрастность света и тени, лиричность и взволно­ванность звуковых образов были присущи пейзажам Куприна и в ранних его произведениях. Главное, к чему приходит Куприн в процессе усвоения уроков классики, это необходимость «органиче­ской и неразрывной связи картин природы с человеком в реалисти­ческом искусстве». Один из советов Куприна начинающим писате­лям следующий: «В описаниях помни, что так называемые «кар­тины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребенок, ста­рик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Мы не знаем природы самой по себе, без человека».

В «Поединке» природа непосредственно свя­зана с переживаниями людей, главным образом главного героя Ромашова: чуткая, по-матерински заботливая, она сопровождает героя в самые важные моменты его жизни (разговоры с Назанским, свидание с Шурочкой в роще, мучительные мысли после провала на полковом смотре и т.д.). Внутренний мир человека сливается с «тайной творческой жизнью природы». Даже после провала на смотре, когда Ромашову кажется, что все отвернулись от него, природа сочувствует ему, ибо все кругом «погружено в чуткую, крадущуюся тишину», а за Ро­машовым как бы все время идет по городу «сладкий, нежно-вкрад­чивый аромат цветущей белой акации». Куприн все время сталки­вает Ромашова с природой: вот подпоручик выходит на улицу из публичного дома, он пьян и сам себе противен, но «чистый, неж­ный воздух майской ночи легко и приятно вторгся в грудь Рома­шова и наполнил все его тело свежим, радостным трепетом. Ему казалось, что следы сегодняшнего пьянства сразу стерлись в его мозгу, точно от прикосновения мокрой губки». Природа и здесь не отвернулась от Ромашова – она помогает ему почувствовать себя снова чистым и по-человечески правым. Но вот Ромашов звереет во время драки с Николаевым. Природа все та же: «Был рассвет, с ясным, детски чистым небом и неподвижным прохладным возду­хом. Деревья, влажные, окутанные чуть видным паром, молчаливо просыпались от своих темных, загадочных ночных снов». Однако Ромашов стал другим – он потерял в себе человека и потерял право на сопереживание природы: «Он чувствовал себя низеньким, гад­ким, уродливым и бесконечно чужим среди этой невинной пре­лести утра, улыбавшегося спросонок». Это очень важный момент во всем образном строе «Поединка»: больше природа не будет жить с Ромашовым единой внутренней жизнью, не будет помогать ему в трудные минуты.

Поразительно, как меняются у Куприна пейзажи в связи с этим изменением самой роли природы в жизни человека. В главе V Ромашов разговаривает с Назанским в комнате, но природа здесь все время вместе с людьми: они чувствуют «теплый, порывистый, но беззвучный ветер», видят «преувеличенно-яркие и точно теплые звезды», ощущают «бархатную темноту вечера», угадывают «тай­ное и страстное брожение» и «расточительное сладострастие земли, растений, деревьев – целого мира». Другой разговор Ромашова с Назанским перед дуэлью (глава XXI) происходит во время про­гулки в лодке, на озере, в лесу. Но природа здесь только фон собы­тий, она глуха ко всему происходящему, герои не чувствуют ее внутренней жизни: жесткие стебли камыша «важно и медленно кланялись», вода переливалась, «как жидкое стекло», кругом стоял «высокий и неподвижный камыш». Особенно необычны в заключи­тельных главах «Поединка» описание вечерней зари. В начале по­вести с видом догорающего заката у Ромашова всегда были свя­заны прекрасные, «лучезарные» мечты об изумительной, волшеб­ной жизни, столь непохожей на серые будни армейской действи­тельности. В описаниях зари в начальных главах «Поединка» Ку­прин был щедр на краски, подобные горящему пламени, которое пронизывало тучи и не позволяло им скрыть животворного солнца. Это была бурная, кипучая жизнь, создавшая особый внутренний мир героя. Теперь перед нами совсем другие картины вечерней зари: «солнце село за дальними городскими крышами, и они черно и четко выделялись в красной полосе зари. Кое-где яркими отра­женными огнями играли оконные стекла». Писатель переключает внимание с мира природы, живой, чутко реагирующей на пережи­вания людей и создающей их настроение, на мир холодных и бес­чувственных вещей. А последнее свидание Ромашова и Шурочки лишено даже такого отраженного естественного фона: оно проис­ходит в жалкой каморке Ромашова, под аккомпанемент тиканья ча­сов: «Будильник наполнял своей металлической болтовней все углы темной комнаты».

От природы – друга, участника событий и творца пережива­ний человека Куприн приводит читателя к природе – фону, а от него – к миру холодных и бесчувственных вещей. Вот тогда-то и говорит мысленно Ромашов: «Я приговорен. Я один». Да, сначала Ромашов стал чужим «живой и чуткой природе», а затем природа и сама как бы умирает – ее заменяют бесчувственные вещи, потому и герой обречен – он неминуемо должен умереть. Таким образом, пейзажи в «Поединке» очень важны композиционно, поэтому так тщательно продуманы Куприным все детали, так мастерски ото­браны для их воплощения лексические средства.

Достоверность изображаемого Куприным достигается при помощи бытовых деталей. Но писатель ими не злоупотреб­ляет. Он использует жанровые штрихи для того, чтобы «обна­жить уродливые явления жизни».

Комната Ромашова, данная в контрасте с мягкими зеле­новатыми апрель­скими сумерками за окном, гнетет своего обитателя и производит тяжелое впе­чатление убогими пред­метами ее обстановки: розовый тюльпан абажура, чер­нильни­ца в виде мопса (вставлено в беловую рукопись), войлочный ковер, жи­денькая этажерка с неразрезанными журналами и пыльными книгами. Без этих деталей мы бы не поняли Рома­шова, в душе которого растет возмущение пошло­стью и огра­ниченностью полковых будней.

Неполным было бы наше представление и о Назанском без описания его одинокого обиталища с тощим одеялом на железной койке. Целый ряд бытовых деталей, разбросанных умелой рукой Куприна при характеристике других дейст­вую­щих лиц повести (хотя бы вязаные салфетки, абажуры и за­навески у Николае­вых), создают общую верную картину пошлости, мещанства, провинциальной скуки. И становится понятной глубина и вредоносность того болота, которое гро­зило засосать Ромашова, как оно уже погубило многих дру­гих. Везде грязь и мер­зость, опошлена даже любовь, только одна природа дарит иногда людям минуты душевного покоя и наслаждения.

Таким образом, пейзажи в «Поединке» очень важны композиционно, вот почему так тщательно продуманы Куприным все детали, так мастерски ото­браны для их воплощения лексические средства.  

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Гура И.В. Повесть А.И. Куприна «Поединок» [К вопросу о мастерстве писателя] // Учен. Записки (Вологодский пед. ин-т), т.31, 1967. – С. 84-116.

2.     Качаева Л.А. Куприн учится, Куприн учит: [О яз. и стиле произведений А.И. Куприна] // Лит. учеба. – 1981. – №2. – С. 216-224.

3.      Михайлов О.М. Куприн. – М., 1981. – 270с.

4.      http://www.kuprin.net