Философия / 2. Социальная философия

д.э.н. Юшин С.А.

ННЦ «Институт аграрной экономики» УААН

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ П.СОРОКИНА

Современный экономический кризис актуализировал проблему поиска и установления глубинных причин его возникновения. В этой связи представляет интерес теория П.Сорокина, касающаяся цикличности развития цивилизаций, комбинации форм культуры (идеациональной, идеалистической, чувственной) и социальной стратификации в ее трех формах (экономической, политической, профессиональной), распада основополагающих форм западной культуры и общества последних 4-х столетий [1]. П.Сорокин опровергает точки зрения западных лидеров (будущее принадлежит капиталистическому типу общества и культуры) и коммунистических лидеров (в ближайшие десятилетия победит коммунизм). Он допускает господствующим типом возникающего общества и культуры не капиталистический и не коммунистический, а интегральный тип (промежуточный между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни), объединивший большинство позитивных ценностей каждого типа и и освободившийся от их серьезных дефектов. Здесь он, по существу, как бы продолжает идеи Платона (лучший государственный строй – где властвуют лучшие представители социума) и Аристотеля (лучший государственный строй – где в органичной пропорции смешаны все виды государственных устройств).

Интегральный подход равно применим при описании индивидуального типажа или культурных ценностей, т.к. любой индивид вписан в систему культурных ценностей, а его бессознательные мотивы и биосознательные стимулы контролируются и подчиняются социосознательному «эго». Культура становится интегральной тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей. Естественно, что в процессе балансирования каждое общество проходит через кризисы. В случае успешного их преодоления, общество переходит в более высокое качество. Неуспех грозит катастрофой.

Надорганические явления в развитом виде обнаруживаются в человеке и в цивилизации. Нет общества без взаимодействующих личностей и культуры; и нет живой культуры без взаимодействующих личностей и общества. Они – как неразрывная триада, где «общество» не может быть более широким термином, чем «культура». Теория, пытающаяся объяснить явление, не уделяя должного внимания данному обществу и культуре в целом, – ошибочна. Надорганика включает язык, науку и философию, религию, искусство, право и этику, нравы и манеры, технические изобретения и процессы, возделывание полей и садов, приручение и дрессировку животных и т. д., а также и социальные институты.

Социокультурные факторы до значительной степени обусловливают и контролируют воспроизводство и уничтожение биологических видов. Культура есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Формы культуры не беспредельны в своих созидательных возможностях. Иначе был бы не ряд форм одной культуры, а единая, абсолютная, включающая в себя все формы. Когда созидательные силы уже исчерпаны и их ограниченные возможности реализованы, культура и общество мертвеет или изменяются в новую форму, открывающую новые созидательные возможности и ценности.

П.Сорокин предлагает модель «интегральной» культурной сверхсистемы с ее тремя формами культуры: 1) идеациональной (исходит из примата идеи в развитии, и из принципов альтруистической любви и этики солидарности); 2) идеалистической (признающей допустимость полезных чувственных элементов культуры); 3) чувственной (примат материализма, сенсуализма и т.п.). Он также предложил модель стратификации – или дифференциация совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. По его мнению, наилучшее из возможных дефиниций социального класса: общность людей, располагающих близкими личными позициями в отношении экономических, политических и профессиональных статусов. Позиционирование упомянутых форм культуры и социальной стратификации, предопределяющих интенсивность и всеобщность социальной мобильности (вертикальной и горизонтальной), дано на рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. Схема позиционирования ключевых элементов интегральной

цивилизации и социального партнерства по П.Сорокину

Высшая ценность – это равноправная человеческая личность. Но она не означает полное тождество личностей, где царили бы одни посредственности и невежды. Лозунг «каждому по его заслугам» приобретает форму «каждому по его капиталу». Намечаются уже признаки замены этой ценности на «каждому по степени его личного социально полезного труда». Причины революций – вырождение элиты, очень опасное для общества в период кризиса. Подавление импульсов (базовых инстинктов масс) ведет к революциям. Потому социальная селекция – это право индивидов занимать позиции в соответствии с талантами.

В час застоя вырожденцы правящего класса прибегают к искусственным средствам для предотвращения проникновения в их среду «головастиков» из низов и монополизации высоких общественных позиций. Если в обществе существует именно такой порядок, а не какой-либо иной, то это значит, что при нынешних условиях другой, более абсолютный порядок трудно осуществим, либо ему суждено стать менее совершенным. Общество, которое не знает, как ему жить, не способное развиваться, постепенно самореформируясь, а потому вверяющее себя горнилу революции, вынуждено платить за свои грехи смертью доброй части своих членов. Уплатив эту дань, если ему не суждено сгинуть, общество вновь обретает возможность жить и развиваться, но уже благодаря не смертоносной вражде, а возврату к своим истокам, прошлым институтам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, единению и взаимопомощи всех его членов и социальных групп (социальному партнерству). Только тогда революция приходит к своему историческому концу, полностью сходит на нет и разрушается. И в предшествующие столетия были не меньшие экономические контрасты, чем в современных обществах. Бывают и циклы, где усиление экономического неравенства сменяет его ослабление. В любом обществе всегда происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания (первые работают постоянно и неуклонно, последние – стихийно, импульсивно, используя насильственные методы). Но в части политической иерархии среди граждан не заметна тенденция в политической эволюции к понижению конуса (историческая тенденция смены власти меньшинства на власть большинства).

Существует особый механизм, контролирующий процесс вертикальной циркуляции: 1) тестирование на адекватность реализаци индивидами функций; 2) селекция индивидов для социальных позиций; 3) распределение членов общества по различным социальным слоям, их продвижения или деградации. Социальная циркуляция индивидов и их распределение строго контролируются разнообразными институтами, составляющими комплекс механизмов, которые контролируют упомянутый процесс. Данный механизм в целом ответственен за тип людей, населяющих верхние и нижние этажи, за тип, которые опускается или поднимается по социальной лестнице, за то, какими качествами обладают «аристократы» и представители «нижних классов» общества. Если «фильтры» злокачественны и неадекватны, то социальное распределение будет неверным. Если они адекватны и правомерны, то и социальное распределение индивидов приведет к процветанию общества. Лидер, приступающий к переустройству общества, должен обращать свое особое внимание на проблему правильной реорганизации этих институтов в части тестирования, селекции, распределения, а уж после того – как образовательных механизмов. Если они дефективны, то никакое социальное улучшение не принесет длительных и глубоких изменений. Историю делают люди. И если они не соответствуют занимаемым должностям, то они могут «успешно» разрушить общество, но не создать ничего ценного.

Вывод, который делает П.Сорокин, состоит в том, что человечество – это новая сила мира, которая все более и более растет; именно она и определяет область существования его самого и все шире и шире раздвигает эту область. То, что «естественно» вне его, «неестественно» для него. «Естественный» закон борьбы за существование, уничтожение слабых сильными, неприспособленных – приспособленными человечество должно заменить «искусственным» законом взаимной помощи и солидарности, помощи слабым и приспособления условий к их потребностям. Такова культура и цивилизация «социального партнерства».

Литература.

1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.