Гордиенко Вл. С.

Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Украина

Кордоцентрические аспекты современных научных исследований воды в контексте историко-философских представлений

С конца VII века до н.э. появилось древнегреческое учение Фалеса о воде. Как утверждают компаративистские исследования, подобные интересы были свойственны представителям и других культур. Выдвигаются предположения, что представления Фалеса были ни чем иным как греческой аналогией восточных взглядов на философскую проблему воды. Однако суть вопроса заключается в том, что, как и много столетий назад вода остается самым повседневным и обыденным явлением, которое, тем не менее, вызывает массу вопросов о своей природе и свойствах.

Вся наша жизнь, как это уже доказала наука XXI века, по сути дела – «обмен воды с водой и в воде». Ребенок в утробе матери состоит на 92-93 % из воды. Смерть взрослого человека наступает, когда организм утрачивает 12 % воды, или тело содержит лишь 50% этой жидкости [2].

В последнее время обострился интерес к вопросу исследования воды и, вслед за ним последовал ряд телепередач научно-публицистического характера, с обнародованием последних достижений науки в этой области. Так гласит одна из версий подобных фильмов: «В бесконечном космическом пространстве мы ищем разгадку самой древней из тайн, тайны мироздания, но ответ находится здесь на маленькой голубой планете. Это знание с начала сотворения было рядом с человеком. Дар, который мы называем жизнью, был доверен единственному во вселенной веществу, способному его сохранить и передать людям – воде! Если изменить количество воды или одно из ее свойств – жизнь на земле исчезнет» [2].

Вода – носитель информации и научно доказана ее способность к запоминанию. Структурный информационный образец какого-либо элемента запечатлевается в ней не на молекулярном уровне. Происходит восприятие, отражение или можно сказать копирование информации о структуре этого элемента водой.  Не меняя своего собственного химического состава, вода начинает обладать свойствами отраженной структуры другого вещества. Проведя подобные эксперименты, наука пришла к выводу, что «структура важнее химического состава». Сама же структура воды отличается подвижностью и недолговечностью, но так как в ней находятся стабильные образования, называемые кластерами, то в них и сохраняется вся полученная информация.

На сегодняшний день существуют различные интереснейшие эксперименты с водой, и каждый из них раскрывает все новые и новые грани «тайны» этого первоэлемента. С точки зрения истории философии эти данные все больше и больше иллюстрируют то, что более 2,5 тысяч лет назад лишь предполагали древние философы. С точки зрения философии сердца современные знания о свойствах воды наталкивают на размышления о самой главной «воде» в организме человека, т.е. крови, которая в свою очередь функционирует за счет работы сердца. Сердце в духовном смысле является органом познания Господа и Домом Его пребывания в человеке. Сердце задает, полученный от Творца ритм жизни всему организму, обеспечивая ток всех необходимых веществ. Таким образом, в зависимости от того, какую информацию будет воспринимать сердце, такой ритм и будет оно задавать всему организму. Эта логическая последовательность обращает внимание на то обстоятельство, что жизнь человека и ее качество напрямую зависит от его отношения к своему сердцу, от его понимания своего внутреннего мира. Однако, традиционное представление о том, что природа человека в первую очередь рациональна, тормозит развитие творческого начала сердца человека. Эта природа сердца, заключающаяся в добре, связана с рассматриваемым нами вопросом воды. Ее лаконично выразил Г.С. Сковорода в своей притче «Вдячний Еродій»:

«Пішек. Отож, що є народжуватися на добро і що є добра природа?

Еродій. Добра природа і врода є добре серце.

П.: А що ж оте добре серце?

Е.: Добре серце – те саме, що невисякне джерело, яке завше точить чисті струмені, тобто думки.

П.: А що таке думки?

Е.: Сімя добрих справ.

П.: А що ж таке добрі справи?

Е.: Добрі плоди, що приносяться Богові, батькам, добродійникам у честь, славу і у жертву.

П.: Чому ж твоє серце мені невидне?

Е.: А тому, що й кореня дерева не бачиш.

П.: Але ж вся волога з кореня?

Е.: А від серця всі поради.» [1, 109-110].

Используя сравнение Г.С. Сковороды о том, что доброе сердце является неистощимым источником жизни в духовном теле человека, мы приходим к очевидной философской связи воды и сердца. В физиологическом плане сердце – источник крови, в духовном – источник живой информации, света. Современные достижения науки в области исследования воды, позволили ученым признать наличие как живой, так и мертвой воды. Подобные исследования небольшими шагами приближают научное сознание к признанию и пониманию духовного мира, местом соприкосновения с которым в человеке является сердце.  Доступные и простые размышления древних милетцев о воде, понятные каждому человеку, перекликаются в XXI веке с научными экспериментами с самым распространенным веществом на планете и философским учением о самом простом органе человеческого организма. Вода как и сердце во все времена остаются объединяющими принципа.

Литература:

1.                              Сковорода, Григорій Твори: У 2 т. – К.: АТ «Обереги», 1994. – (Гарвард. Б-ка давнього укр.. письменства). Т.2: Трактати. Діалоги. Притчі. Переклади. Листи. 480 с.

2.                              д/ф  «Вода» Марины Дайновец.