Природа права собственности в обычном праве кумыков.

 

Обычное право Дагестана представляло собой единую юридическую систему, о которой  говорил еще М.М. Ковалевский, отмечая, что, несмотря на многообразие  народностей, населяющих Дагестан,  имеется одна юридическая система, «частности» которой «расходятся у отдельных народностей, но общие и основные положения одинаково  проникают собою обычаи аваров и андов, лаков и капучин, даргинцев и табасаранцев и т.д.».[1]  Несмотря на это, право каждого народа необходимо рассматривать в отдельности, в силу того, что правовые нормы не были идентичны в различных местностях, отличавшихся экономическими и бытовыми условиями жизни. В связи с этим существует необходимость рассмотреть обычное право кумыков.

          Одним из наиболее разработанных институтов обычного права кумыков был институт права собственности, обычно-правовые нормы которого закрепляли правовой статус собственников, формы собственности. Формы собственности как выражение производственных отношений оказывали огромное воздействие на социально-экономическое развитие общества. Без всестороннего и детального исследования форм собственности невозможно понять сущность и характер изучаемого общества и таких его составляющих как экономический и политический строй, социальная структура, взаимоотношения классов и т.д.

Объектом права собственности выступало как движимое, так и недвижимое имущество, а также некоторые категории зависимого сословия.

Право собственности носило классовый, сословный характер, что наиболее четко прослеживается в отношении права собственности на землю. Земля являлась важнейшей экономической категорией, основным средством производства, рассматривалась в качестве основного источника существования населения.  Изначально земля находилась в общей (коллективной) собственности  народа. Существовало общинное землевладение. Но с распадом родовых организаций, развитием феодальных отношений, выделением из больших семей малых появилась и частная собственность.

             Авторы называют несколько  форм землевладения, но расходятся  во мнениях относительно классификации форм землевладения. Например, Р.М. Магомедов говорит о существовании в 17-18 веках трех форм земельной собственности: феодальной, феодально-общинной и общинной.[2] Б.Г. Алиев считает, что в этот же период у народов Дагестана, в том числе и у кумыков, существовало пять видов земельной собственности: крупное феодальное землевладение, условное землевладение, частное мюльковое землевладение узденей-общинников, мечетское землевладение (вакуф) и коллективное землевладение (общинные земли).[3] С.Ш. Гаджиева, исследуя земельно-правовые отношения 19-го века,  полагает, что в этот период существовало три вида землевладения: частное, государственное и вакуфное. Частное землевладение в свою очередь делилось на крупное феодальное землевладение и мелкие частновладельческие земли (мюльки). Кроме того, она выделяет земли, составляющие собственность сельских обществ (джамаатов), т. е. остатки общинного землевладения. Земли, находившиеся в собственности феодалов, делились в свою очередь на две категории: потомственные постоянные владения и временные владения.[4]

         Рассмотрим некоторые категории собственности на землю. Частное землевладение делилось на две формы. Это частная феодальная земельная собственность и частная крестьянская (узденская) собственность. Обе разновидности как формы частного землевладения были известны под названием мюльк (мулк). А.Р. Шихсаидов также пишет, что мульк являлся институтом частного землевладения, который «имел 2 категории – мулк феодалов и мюльк свободных крестьян».[5]

Самым крупными собственниками земли был шамхалы Тарковские. По источникам шамхал еще «задолго до русского владычества» имел в собственности более 10 кутанов. Это Уйташ, Гийс-Салган, Верхний Хаджи-аул, Средний Хаджи-аул, Уллу-Дормаз и др.[6]  Крупными собственниками земли являлись также князья Засулакской Кумыки.

Однако, следует отметить, что поземельные права, как самого шамхала, так и других владельцев выражались еще в двух видах. К первому относились земли пахотные и покосные, принадлежавшие сельским обществам, но состоящие издавна в общем пользовании  их с владельцами на условиях повременного выдела определенной обычаем доли владельцам и узденям из участков, назначаемых к обработке. Второй вид составляли земли, считавшиеся принадлежащими шамхалу и бекам, но состоящие в неотъемлемом наследственном пользовании известного населения, без права отчуждения их и за определенные обычаем повинности.[7]

Следующей формой крупной феодальной частной земельной собственности являлось бекское землевладение, образовавшееся в результате выделения членам феодальной правящей семьи земельных угодий. По сведениям, собранным сословно-поземельной комиссией, шамхалы для материальной поддержки своих родственников-беков давали им свободные земельные участки, кутаны и ятаги, а также и населенные земли, с которых  беки могли получать причитавшиеся прежде в пользу владетелей доходы и повинности.[8]  Получив в собственность земли, беки становились такими же собственниками, как и сами феодальные владетели. Они имели на полученные земли такие же права, как и сами феодальные владетели на свои земли.

Следующий вид землевладения – условное землевладение. Уздени получали  землю от князей на определенных условиях -  «обязывались в вознаграждение отведенной им земли и оказываемое им покровительство, в известной степени подчиненности и службою князю».[9]  Уздени, получившие земли на правах условного землевладения, не имели права переселять с места на место поселян. Они были вправе пользоваться податями и повинностями, которые ранее получались владельцем. На правах условного владения землями наделялись в основном  уллу-уздени шамхальства Тарковского, сала-уздени и второстепенные члены Засулакской Кумыкии. Д.М. Шихалиев отмечал: «Сала-уздени обязаны  обязаны личною и потомственною службою князьям, как жалованные от них на условиях постоянной преданности дачами».[10]

Во многих случаях в феодадьных владениях  право владеть землей имели и женщины..Так было в Тарковском шамхальстве, в частности об этом говорится в источниках о селениях Кака-Шура, Параул.[11]

Также нужно выделить землевладение лично свободных узденей-общинников. Согласно сведениям сословно-поземельной комиссии, жители селения Башлы имели «небольшие участки пахотной и покосной земли, расчищенные ими из-под леса, принадлежащие на правах собственности каждому отдельному хозяину (мюльки)».[12]

По сведениям, сообщенным жителями Кумторкалы сословно-поземельной комиссии, они владели собственными домами, поливными и неполивными участками: «Собственные наши дома и поливные мюльки мы передаем по наследству, по шариату детям мужского и женского пола, продавали во все времена и продаем кому пожелаем без ограничений и завещаем мечети».[13]

Частные собственники имели право подарить, обменять, завещать по наследству и другими способами отчуждать свои земельные владения. Так, например, в первой половине 19 в. сыновья Кичихан-бека Алыш-хан и Али-хан-бек продали сел. Каякент управляющему Кайтагом Джамав-беку. Это два кутана Даш и один Ахмет-хан-кутан, которые были оценены позже в 4 тыс. руб., как «места гористые. Каменистые и лесистые, не удобные для посева, а также удобные и годные для посева пшеницы и разного зерна с водопроводными канавами».[14]

Частновладельческие земли часто становились объектом аренды. Так шамхал Тарковский в 60-е гг. 19 в. сдавал в аренду расположенные на равнине кутаны – зимние пастбища для баранов, а также, принадлежащие ему летние пастбища, горы.[15]

Следующей формой землевладения была общинная форма.  Общинные земли – это земли, находившиеся  в собственности общины как территориальной единицы, куда входили все члены данной общины. При данном виде землевладения земля находилась в совместном пользовании всех членов общины, которые имели равные права на нее. У кумыков очень распространенным было общинное владение на пахотные земли. Общинная собственность на землю была основной формой землевладения до середины 18 века, все более переходя  в частную собственность. Но и во второй половине 19 начале 20 века наблюдаются  остатки общинного землевладения в  шамхальстве Тарковском.

Можно немного остановиться на вопросах, связанных с распределением имущества в семье. Все имущество (надворные постройки, скот, земля, сельскохозяйственные орудия) и продукты питания считались коллективной собственностью, т.е. были общим достоянием всей семьи. Равными имущественными правами пользовались и усыновленные члены семьи. В собственность членов семьи входило имущество, перешедшее к ним по наследству и имущество, приобретенное общим трудом семьи.

Как отмечала С.Ш. Гаджиева: «Общая собственность основывалась на кровных связях и коллективном труде всех членов  семьи».[16]

Кроме того, в большой семье имели место и элементы личной собственности. Личную собственность в основном имели женщины, как правило, состоявшее из приданого, полученного от родителей или братьев при вступлении в брак. Личная собственность обычно переходила по наследству к детям. В случае раздела семьи личная собственность женщины обычно не подвергалась дроблению. При разводе женщина получала все, что она привезла из родительского дома, а также плату, полученную ею при вступлении в брак. В личной собственности могли также находиться одежда, украшения, оружие и др. С развитием товарно-денежных отношений и частной собственности происходит распад большой семьи на малые, что влечет за собой изменение правового положения женщины в семье, в том числе прав женщин на имущество. В этот период в отношении имущества семьи муж имел неограниченные права, в то время как жена могла распоряжаться имуществом семьи только с разрешения мужа.

«Горянки имели самостоятельное право на вещи, приносимые ими в дом мужа и в случае развода получали обратно. Но все, что зарабатывалось ими во время брака считалось собственностью мужа».[17]

При рассмотрении института права собственности необходимо обратить внимание на существование у кумыков прав на зависимое сословие.  Самую низшую ступень в сословной иерархии занимали  къулы (рабы) и  къараваши (рабыни). Рабы были полностью во власти своего господина. Он имел право не только продать раба вместе с семьей или отдельно, но даже казнить его.

Вместе с тем, Д.М. Шихалиев подчеркивал: «Вообще рабы кумыков не обременены излишними работами, как можно бы было это предполагать; но вместе со своими господами, составляя одно семейство, работают для них, как для себя. За то владельцы обращаются с ними довольно ласково, извиняют их недостатки и редко прибегают к строгим наказаниям….  Если господин пожелает продать дочь своего холопа, то старается на это получить согласие ее родителя, и покупатель, отдав деньги, берет ее в свой дом как невесту, для своего холопа высватанную, с которым тотчас ее соединяет. При этом соблюдаются обряды венчальные, и отданные за нее деньги называются кебин-хак (калым), в сходность кебин-хака, между свободными существующего, а не выручкою за продажу невольницы. Кебин-хак, таким образом, холопке назначаемый, простирается до 200 и более руб. серебром, по стоимости ее самой».[18] 

Существовала еще одна категория зависимого населения, находившегося во власти владельцев – чагары второстепенные, лично зависимые от беков в отличие от чагар первостепенных, находившихся в поземельной зависимости от них.[19] Беки были вправе продать чагара, освободить его от повинностей, отпустить на волю за выкуп. В «Сборнике адатов шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского» есть норма, посвященная продаже чагаров, которая называется «чагар-суту». Данный адат состоит из следующих условий: а) первоначально необходимо предупредить о продаже крестьянина или крестьянки то лицо,  у которого они приобретены; б) если первоначальный владелец пожелает приобрести проданного им крестьянина или крестьянку, то он покупает их по проданной цене. Если он не пожелает купить, то продавец не имеет права продавать чагара по цене, выше той, по которой сам приобрел; в) в случае продажи их по более высокой цене разница возвращается прежнему владельцу. Если же  продажа по более высокой цене состоялась с дозволения владельца, то разница отдается второму продавцу; г) не допускается продажа крестьян в другое общество. В противном случае, проданные возвращались продавцу. [20]

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить, что институт права собственности был разработан достаточно детально, но  его  необходимо рассматривать в динамике. Нормы обычного права видоизменялись, приспосабливаясь к существующему строю общественной жизни. Первоначально существовала общинная собственность, затем с развитием феодальных отношений оформилась и частная собственность.     Право собственности носило сословный, классовый характер, что связано с существованием феодальных отношений. Кроме того, особенностью права собственности являлась его иерархичность, раздробленность, т. к. внутри сословий также существовали различные категории  собственников.

Нормы о праве собственности неразрывно связаны с другими институтами обычного права, например, закрепляющими правовое положение женщин,  статус отдельных сословий.



[1] Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. М. 1890. Т. II. С.140.

[2] Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в 17- начале 19 веков. Махачкала. 1957. С.163.

[3] Алиев Б.Г. Формы землевладения в Дагестане в  17-18 веках. // Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа. Махачкала. 1980. С.45.

[4] Гаджиева С.Ш.Кумыки.  Издательство АН СССР. Москва. 1961. С.119.

[5] Шихсаидов А.Р. Мулк в Дагестане X- XIV вв. // Формы феодальной земельной собственности и владения на Ближнем и Среднем Востоке. Бартольдовские чтения.1975. М., 1979. С.161.

[6] ЦГА РД Ф.126. Оп.1. Д.21-в. Л.47.

[7] Акбиев А. Кумыки. Вторая половина XVII – первая половина XVIII века. Махачкала: Даг. Кн. Изд-во, 1998. С.47.

[8] Алиев Б. Г. Частно-феодальное (бекское) землавладение в Дагестане 15-17 веках. // Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала.1980. С.28-31.

[9] Лобанов-Ростовский М.Б. Указ соч.

[10] Шихалиев Д.М. Рассказ кумыка о кумыках. «Кавказ». 1848. №39-44.

[11] РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.1. Д.258. Л.81.

[12] Гидулянов П.В. Сословно-поземельный вопрос и раятская зависимость в Дагестане.// Этнографическое обозрение, 1901. №1. С.34.

[13] Гильденштедт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. Путешествие через Россию к Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 годах. – СПб., 1809, 384 с.

[14]  Феодальные  отношения  в  Дагестане. XIX-начало XX в. / Под ред. Хашаева  Х.-М.О. М., 1969. С.232-233.

[15] РГВИА. Ф.400. Оп.1. Д.142. Л.42.

[16]Гаджиева С.Ш.Кумыки.  Издательство АН СССР. Москва. 1961. С.258.

[17] Ладыженский А.М. Адаты народов Северного Кавказа. Махачкала. 2004. С.46.

[18] Кумык. Указ. соч.

[19] Акбиев А. Общественный строй кумыков в 17 -18 вв.  Махачкала. 200. С.104.

[20] Хашаев Х.М. Памятники обычного права Дагестана 17-19 века. Архивные материалы. Изд-во «Наука». Москва.1965. С.211-212.