ГОУ ВПО «Дагестанский государственный
педагогический университет», Россия
В основу изучения
психологии религии стал мощный фундамент весьма емких
представлений религиоведении,
экспериментальной психологии, истории, социологии, этнографии, лингвистики
и философии ведущих стран Америки и Европы на рубеже XIX-XX вв. Этнографы
собрали обширный материал по культовой практике различных религий, у различных народов. Ученые психологи увидели, что у них
есть определенное внутреннее родство, позволяющее достигать желаемого эффекта.
В конце XIX в. на базе развития естественных наук
сформировалось несколько самостоятельных
школ:
1) Эмпирическая и экспериментальная индивидуальная психология религии (Гронвил Стенли Холл,
Э.Д.Старбёк, Д.А. Леуба);
2) Этническая и социальная психология религии ( Э.Тайлор, Дж Фрэзер, Р.Маретт);
3) Психопатология религии и выросший на ее почве психоанализ (школы З.Фрейда, К.Юнг и др.).
За
«нейтрализм» новой науки
выступил своими доводами французский психолог Т.Флурнуа(1854-1920), хотя в течение первых тридцати лет XX столетия господствовал позитивизм в этой области. В своей книге «Принципы религиозной психологии» (1913) он настаивает на том, что психологи должны исключать «коэффициент трансцендентной реальности» (вопрос о существовании бога) высказывался о том, что психология должна только наблюдать и изучать религиозные феномены,
а не отвечать на вопрос об истинности сверхъестественного.
Американский психолог П. Джонсон в своей книге «Психология
религии» (1945) пишет: «Мы настаиваем, что религиозный опыт - это ответ на
объективную реальность...психология религии не обязана доказывать существование и описывать
природу божественного бытия. Но в
содружестве со всякой наукой она должна принять объективную реальность,
связанную с субъективным опытом. Без этого
постулата человеческий опыт и деятельность бессмысленны. В этой картине
реальности каждый опыт - это ответ на стимул,
который представляет активная реальность, рассматриваемая как
божественная или как созидающая ценности» [1.С.117].
Эмпирическая индивидуальная психология
религии.
Основатель данного направления - американец Гронвил Стенли Холл. (1844-1924),
профессор Кларского университета. По Холлу, индивид в своем развитии повторяет
все этапы развития человеческого рода. Его анализ с точки зрения педагогической
психологии позволяет проследить возникновение детских представлений о божестве,
момент «обращения» к религиозной вере и т.п. Из основанной им «Кпарской школы
психологии религии» вышли последователи -Старбёк Э.Д. (1866-1947) и Д.А. Леуба
(1868-1946). Положения эмпирической психологии, разрабатываемые этими учеными,
основываются на биологическом понимании человеческой психики и стремлении
строго придерживаться принципа «нейтрализма в вопросах веры».
ПО Эдвину Старбёку религия - приспособление чувств к глубоким
реальностям жизни, в том числе к тем, которые охватывают личную жизнь. В книге
«Психология религии» он описывает религию как биологическое явление,
коренящееся во врожденных инстинктах как в особого рода приспособлениях
человека к окружающей среде.
Исследовав анкетные данные 192 видных
индивидов (в их числе были преимущественно американские ученые и священники) , личная переписка и мемуары, где изучаемый
индивид раскрывал смысл переживаний «о грехе», «о единении души с богом» заложив
в основу этот богатый материал , практически подтвердил вывод Холла: «озарения»
приходят к человеку до отроческого возраста, они количественно быстро растут в
период 13-17 лет, и после 20 лет число их крайне незначительно.
В 1912 Д.А. Леуба написал труд
«Психологическое изучение религии», и в
нем утверждал, что на протяжении всей истории религия - это средство одурманивания,
а религиозный опыт - не основание для признания сверхъестественного, все
таинственные явления, которые описывают мистики, могут быть объяснены чисто
физиологически.
По стопам Старбёка продолжил
путь психолог и философ США Уильям Джеймс (1842-1910). Его работа «Многообразие
религиозного опыта» (1902) - коллекцию документов Старбёка, анализ
дневников, биографий, автобиографий, мемуаров, писем, молитвенников, писаний,
проповедей и изречений выдающихся мистиков и религиозных деятелей. Он не
исследовал при этом развитие конкретных мировых религий, не касался вопроса о
психологии обычного верующего, но отовсюду извлекал только те материалы,
которые служили его цели доказать законность и значимость ее существования как
идеологии.
Джеймс и Старбёк
считали, что корень религии в чувстве, а философские и теологические формулы - это производное образование.
Школа
социальной и этнической психологии уходит своими корнями в воззрения философов XIX века, прежде всего,
К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. К.Маркс впервые
подошел к рассмотрению религии в ее связи с обществом. На его
взгляд, религия есть социальный феномен включенная в систему общественных отношений и коренится в социальных структурах, в которых и нужно искать объяснения религии. Религия существует за счет
земли, а не неба. Религия интерпретирует социальные
отношения. Ее функция идеологическая, она может тормозить или ускорять общественное развитие. По Марксу, христианство,
например, призывая к терпению в этом мире, обещает награду на
том свете и поэтому является «опиумом народа». «Религия, семья, государство,
право, мораль, наука, искусство и т.д. суть лишь особые виды производства
и подчиняются его всеобщему закону». [5, С.82]1
Марксистская психология религии
была развита и продолжена в советской научной школе (Л.Войтоловский, М. Рейснер
и др. в 20-е г.) С этой точки зрения,
религия есть «вера в существование сверхъестественного
мира, в управление мира божественными силами; извращенное
фантастическое отражение в сознании людей господствующих
над ними природных и общественных сил. Ликвидация эксплуатации человека человеком, овладение силами
природы, развитие и распространение
научных знаний подрывают, - с т.зр. этих ученых, - устои религиозной
веры» [6, С.93-94]2.
Советская психология неизбежно
касалась идеологии и политики. Направления в исследовании марксистской
психологии религии советские ученые видели в исследовании религиозной психологии
для использования полученных данных в идеологических целях: атеистической
работе, разоблачении религиозных догм, критике зарубежной психологии религии.
Немецкий ученый М.Вебер
(1864-1920) - сделал главный вывод в своих исследованиях:
«Судьба нашей эпохи с характерной для нее рационализацией и
интеллектуализацией и, прежде всего, «расколдовыванием»
заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной жизни или в потустороннее царство мистической
жизни, или в братскую близость непосредственных отношений
отдельных индивидов друг к другу.»[ 2, C.160]1. Эволюция религиозного
сознания приводит человека к мысли, что мир есть «материя», которую человек должен постичь и подчинить себе. Чем в религии больше разница между миром и богом, тем более мир становится
«обезбоженным». Автора интересовали «коренящиеся
в психологических и прагматических религиозных связях практические импульсы к действию» (выделено
М.Вебером) [3, С. 441]2.
Французский социолог и философ Э. Дюркгейм (1858-1917), тщательно изучив
этнографические материалы о религии туземцев Австралии,
пришел к выводу, что индивидуальная психология не дает ключа к пониманию религии, она может быть
изучена только в плане социальной психологии. Он ввел понятия «коллективные представления и чувства», с помощью которых пытался
раскрыть механику происхождения
тотемизма, и описал «способность общества
выступать в качестве бога или порождать богов...» [4, С.440]3
Немецкий психолог В.Вундт
(1852-1899) считал, что понятия «язык», «мифы», «нравы» не
могут быть объяснены из душевной жизни людей, как изолированных существ, но
вырастают в процессе
взаимодействия их в общественной жизни. Метод Вундта - этнологическое сравнение и анализ продуктов душевной
деятельности, жизни коллектива,
понять которые можно лишь в самонаблюдении.
Он критиковал прагматизм У.Джемса и противопоставил ему свою концепцию генетической психологии, ввел
понятие «мифологической апперцепции» - особой психологической причинности,
определяющей поведение индивида и «телесная душа».
Еще одно направление в психологии религии - это психопатология
религии - направление, сущность
которого в изучении и лечении возникающих на религиозной почве ненормальных явлений в психической жизни.
Французский невропатолог и
психиатр Пьер Жане (1859-1947), следуя принципу Флурнуа (нейтрализм
в вопросах веры), в своих работах, посвященных душевным болезням, исследовал явления паранойи, галлюцинаций, экстаза, одержимости,
фанатизма и т.п. Книга «От тревоги до
экстаза» написана в методологии соединения
«внутреннего» (интроспективного) подхода с «внешним» наблюдением. Жане был уверен, что научная
психотерапия заменит религию. Он
считал, что душевно здоровые люди не нуждаются в религии, они обычно не религиозны. Последняя отпадет сама собой после приобщение членов общества к
прогрессу, и как следствие, - идеям терпимости, уважения к свободе
других, культу инициативы, уважения к новаторам и т.п.
Основа
психики, на его взгляд, - это бессознательное Id (Оно), биологическое, инстинктивное начало человека. Под влиянием
окружающего мира у человека формируется Ego (Я ) - сознание, которое соизмеряет инстинкты с реальностью. В ходе социализации
формируется Super-ego (Сверх-Я) - моральные и социальные
запреты, идеалы - это родительская функция. «Я» человека находится между двумя силами и пытается приспособиться к миру. Поскольку это трудно, развиваются
чувства стыда, страха, вины, и как
следствие невроз. Религия играет важную роль в защите от этого невроза: «религиозные
представления произошли из той
же самой потребности, что и все другие завоевания культуры, из необходимости защитить себя от подавляющей
сверхмощи природы». [8]1 С другой стороны, религиозная вера - это
иллюзия, а религия -
«массовое безумие», общечеловеческий навязчивый невроз, который коренится в «Эдиповом комплексе», в
амбивалентном отношении
к отцу. «Психоанализ, - писал З.Фрейд, - научил видеть нас интимную связь между отцовским
комплексом и верой в бога, он
показал нам, что личный Бог психологически не что иное, как идеализированный отец...» [9, С. 78-79]2
Другими
словами, 3. Фрейд вплотную обратился к проблеме бессознательного, дав ему определение и показав его
структуру. Он рассматривал и
общественные явления и религиозные по аналогии с индивидуальными неврозами. Религия и защищает психику человека от врожденных переживаний бессознательного
прошлого, и является
определенным типом невроза, свойственным всему человечеству, одновременно и «лекарством», и
«болезнью». [10]1
Бессознательные
компоненты в
структуре личности человека:
- «ОНО» - примарные инстинкты, генетически данное от природы начало;
- ТБСЗ - трансформируемое обществом
бессознательное;
- Подсознание - другая часть БСЗ, не нашедшая
свое место
в культурной трансформации и
вытесненная в личное БСЗ;
- Предсознание – (ПСЗ) - остаточные следы (лакуны) прошлого индивида.[10,
С. 352-353]2
Обобщая, можно сказать, что, следуя своей теоретической концепции, Фрейд
показал, как религиозные представления рождаются из собственной психической
глубины человека. Фигура 3. Фрейда и его учение привлекали к себе как общее
внимание ученого мира, так и резкую критику в его адрес. Его ученики - К.Юнг,
Фромм, признав силу фрейдовского психоанализа, тем не менее, разорвали с ним
связь из-за ограниченного и приземленного взгляда на человека. Теологи
критиковали Фрейда за посягательство на святое (мир интимной жизни человека);
фашисты - за разрушающую душу переоценку сексуальной жизни.
Основатель глубинной
психологии К. Юнг (1875-1961), сын пастора евангелическо - реформатской церкви в своей автобиографии описывает детские и юношеские переживания
поиска Бога, которые закончились разочарованием в церкви и кризисом веры. Создание им аналитического метода связано с
необычным «экспериментом», который
он поставил на себе. «Перед фантазиями, - пишет Юнг, - охватившими меня, столь волновавшими и, можно сказать,
управлявшими мною, я чувствовал не только непреодолимое отвращение, но и неизъяснимый ужас. Я боялся потерять контроль над собой, я боялся сделаться добычей своего бессознательного,
а как психиатр я слишком хорошо знал, что это значит. И все же я рискнул - и
позволил этим образам завладеть
мною» [11, С. 180].
Он считает также, как Фрейд, что религиозность человека врожденная, наследуемая: через коллективное
бессознательное. Юнг выводит из
древности понятие «архетип» и вносит в него смысл унаследованной тенденции к образованию мифологических (религиозных) представлений. Они могут
значительно колебаться в деталях, не
теряя базовую схему.
Этнографически у разных народов они обнаруживаются в похожих до деталей верованиях, обрядах, мифах.
Они открываются человеку во сне,
в трансе, в мистических откровениях и в конце концов, представлениях и учениях. Религия, по Юнгу,
- это коллективно
вырабатываемая форма защиты от невроза. Поэтому она нужна человеку для психического здоровья.
Понятие архетип (греч. Arche - первоначало и typos - матрица, форма, образец, модель, вид) относится к числу довольно сложных и древних терминов, который можно
встретить у Платона («эйдос»), у
Августина Блаженного («исконный образ»), лежащий в основе человеческого познания; у
средневековых схоластов - природный
образ, запечатленный в сознании [12] . Трактовка этого понятия Юнгом была не совсем строгой с научной
точки зрения, скорее интуитивной, что
вносило широкие разночтения у его последователей [7]. На современном Западе идеи архетипа используют не только в светской психотерапии, но и в
религиозной (пастырская психология).
Подводя итоги состояния
психологии религии в завершении, можно отметить, что психологии религии
занимает особое положение в системе
науки психологии. Многочисленные психологические школы, подходы и психотерапевтические
методы можно подразделить на три
основные направления в соответствии с тем, как они отвечают на вопросы о происхождении, роли и
месте религии в психической жизнедеятельности людей.
Первое направление - отводит религии негативную роль и исторически-ограниченное место в эволюции общества; степень её воздействия ставится в зависимость от
определенного уровня развития
производительных сил, общественного сознания и науки.
Второе
направление -
психоаналитическое - представлено исследователями, которые считают, что религия
выросла из естественных,
материальных предпосылок глубинной человеческой психики. Являя собой "специфический
инстинкт", религия вечна.
Третье направление - конфессионально-ориентированное -образовали ученые и религиозные деятели, которые, находясь на конфессиональных позициях, отводят религии
решающую роль в психотерапевтическом
воздействии на общество и человека, используют при этом научные подходы и методы для доказательства своих теоретических посылок и практических
решений.
И в конце этой статьи уместно будет
отметить очень важный фактор, что ведущие ученые
современной психологии религии выделяют ниже перечисленные перспективные направления развития науки, науки, пока еще хорошо не
изученной, полная многими нерешенными проблемами и ждущая в исследовании со
всех граней общечеловеческого разума.
Итак, основные
перспективные направления развития науки по мнению ведущих ученных в этой области
следующие (по Т.А.Кудриной):
1.
Общая теория
психологии религии (изучение содержания и структуры религиозного сознания, специфики религиозных чувств, психологических функций религии в духовной
жизни личности и общества);
2.
Дифференциальная
психология религии (рассмотрение религиозного сознания и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи;
3.
Психология религиозных групп (изучение социально-психологической структуры
религиозных общин, механизмов обращения, подражания, внушения, установок и их воздействия на сознание, чувства и поведение верующих;
4.
Психология
религиозного культа (исследования воздействия религиозных обрядов на психику человека);
5.Намечается
педагогическая психология религии (формирование мировоззрения, ориентированного на углубление знания о религиях, но терпимого к каждой).
Литература
1. Букин И.Н., Попов М.А.
Эволюция буржуазной психологии религии // Вопросы научного атеизма. Вып.11.
Психол-.я и религия.- М..1971.-С. 117.
2. Вебер М.
«Интеллектуальная честность» как принцип научного познания религии// Религия и
общество: Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996.
3. Вебер М. Социальная психология мировых религий//
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996.
4. Дюркгейм Э. Коллективный
ритуал // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М. ,1996. -
С.440.
5. Маркс К.. Религиозное
отчуждение// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.,
1996. -С.82.
6. Религия// Энциклопедический словарь. В 3-х
т., Т.З. 1955. - С. 93-94
7. Сторчак В.М. Архетип и
ментальность в контексте религиоведения. Автореф. канд.филос. наук. - М.,1997.
8. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки
богов. - М.,1989.
9. Фрейд 3. Воспоминания детства Леонардо да Винчи. - М., Пг., 1982.
10. Фрейд 3. Тотем и табу // «Я» и «Оно». Труды разных лет.Книга 1. - Тбилиси , 1991.
11. Юнг К. «Воспоминания, сновидения.
Размышления». - К., 1994. -С. 180.
12. Юнг К.Г. Психология и религия// Юнг К.Г.
Архетип и символ. -М.-1991.