Шмойлова Ю.Г.
Научный руководитель: Николенко К.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени М.Туган-Барановского
Научные исследования Г.Спенсера
СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer,
Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.
Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под
эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к
определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть
неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех
областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.
Строение общества он сравнивал с биологическим организмом:
отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых
выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов)
– поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и
регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно
приспосабливаться к новым условиям окружающей среды – так происходит
естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все более сильная
специализация отдельных частей общества. В результате, как и организм, общество
эволюционирует от более простых форм к более сложным.
Используя для исследования социального развития понятия
биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во
многом способствовал популяризации идей «естественного отбора» в обществе и
«борьбы за существование», которые стали почвой для «научного» расизма. В
традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования
Ч. Дарвина предложил использовать эволюционную теорию для объяснения
социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на
том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на
том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают
конфликты и катаклизмы. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных
способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией
социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер
экономических и политических институтов зависит в конечном счете от
«усредненного уровня» развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть
социальную эволюцию с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и
непредсказуемыми последствиями: «Если вы однажды вмешаетесь в естественный
порядок природы, – писал он, – то никто не может предсказать конечных
результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще
более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из
человеческих существ, соединенных в единое целое». На этом основании социолог
не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные –
революционные и реформистские – вмешательства в естественный ход эволюции.
В работе «Основные начала» по
его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной – неорганические,
органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде
всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере
разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно
нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи
Спенсер обосновывает закон, согласно которому изменения происходят в обществе
по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к
среде социальной.
Другой важной его идеей было выделение двух исторических типов
общества – военного и промышленного. Тем самым он продолжил традицию
формационного анализа общественной эволюции, заложенную Анри Сен-Симоном и
Карлом Марксом. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом
развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества могут не только прогрессировать, но и
деградировать: «Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные
пути. Он указывал, что промышленный тип общества может снова регрессировать в
военный.
Общество как социальный
организм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производящей
средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в
себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед
живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» – церковью.
Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно
поглощать отдельную личность.
Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер
считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше
эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило
бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и
совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в
религии и философии.
Еще при жизни Спенсер был признан одним из наиболее выдающихся
мыслителей 19 в. В наши дни его вклад в развитие науки, в пропаганду
эволюционистских идей, продолжают оценивать довольно высоко, хотя в глазах
современных социологов он проигрывает в популярности, например, Эмилю Дюркгейму
или Максу Веберу, чьи труды при жизни Спенсера имели гораздо меньшую
известность.
Литература
1.
А.И. Кравченко. Социология.. – М.: Академический проект,2008
2.
З.Т.Голенкова, М.М.Акулич, В.Н.Кузнецов.Общая социология.:Учебное пособие. –
М.: Гардарики. 2007
3. Гидденс Энтони, Социология
(реферат). Челябинск, 2008.