Гаврилова
С.А.
Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет, Россия
Идея проведения всемирных выставок замечательна по своему содержанию. Их
экспозиции дают возможность показать постоянное развитие науки и технический
прогресс, представить в материальной форме результаты деятельности творцов
науки и техники, показать жизнь идей в движении.
Выставки
зародились в Европе еще в XVIII в. Сначала на них демонстрировались только произведения
искусства исключительно для придворных и аристократии. Целью таких экспозиций
был показ художественных ценностей и поднятие престижа королевской власти.
Такова, например, была выставка художественных произведений
Позже к творениям
искусства стали добавлять промышленные изделия. Так, в Лондоне (1761)
демонстрировались земледельческие машины. Через 6 лет их вытеснили ткацкие и
прядильные станки, сыгравшие важную роль в промышленном перевороте. Однако и на
последующих выставках – в Париже, Дрездене, Берлине, Мюнхене – чаще
выставлялись предметы роскоши и образцы мануфактурного производства для весьма
состоятельных людей – фарфор, гобелены, шелковые ткани, парфюмерия.
Первой выставкой, открытой уже для всех желающих, стала
выставка времен французской революции (1791). Выставку французской
промышленности
Тем временем в обществе происходили крупные изменения в развитии производительных сил. Промышленная революция конца XVIII – начала XIX в. сформировала машинно-фабричное производство, ставшее господствующим в развитых странах. В этот период были изобретены различные машины, которые стоили дорого и потому были доступны только крупным предпринимателям. На этих машинах изготавливали товары дешевле и лучше, чем могли это сделать ремесленники. Техническое перевооружение постепенно охватывало все новые и новые отрасли. После текстильной промышленности были технически перевооружены транспорт, связь и сельское хозяйство. Анализ формирования и развития промышленности показывает, что под влиянием роста международных экономических, научно-технических и культурных связей, обусловленных образованием мирового рынка, возникает потребность в организации всемирных выставок, которые и появляются в середине XIX века.
XIX
век, отмеченный в истории материальной культуры великими достижениями в
техническом прогрессе, навсегда будет памятен также установлением широких
международных, экономических и научных контактов, в чем немалая заслуга
принадлежит всемирным выставкам. Неоспоримо их значение в деле сближения
народов и взаимного ознакомления с опытом развития науки и техники. Публичные
демонстрации промышленной продукции, предметов искусства отражали общую картину
состояния экономики и культуры, побуждали к открытому соревнованию. Они
привлекали большие массы посетителей, оставлявших в стране-устроительнице
значительные суммы в виде платы за проезд, помещения, увеселения. Обычно на
выставках совершались выгодные сделки. Предприниматели покупали патенты на
изобретения и научные открытия, способствуя тем самым внедрению их в экономику
своих стран.
Начало
организации всемирных выставок по времени совпадает с началом процесса
превращения науки в непосредственную производительную силу, что вытекало из
самой сущности крупного фабрично-заводского производства. Растущее сближение
теории с практикой и развитие опытного знания отражались на творчестве
изобретателей и новаторов, создававших новую технику, представленную на
выставках. Здесь широкий круг посетителей знакомился с образцами новых изделий
и машин. На первой всемирной выставке
Со
второй половины XIX века начали меняться экономические условия, технический
уровень и потенциал, но эстетический фон эпохи менялся медленно, почти
незаметно. В выставочных экспозициях, как в зеркале, отразилась вся пестрота
европейской архитектуры, и во всем – безудержный эклектизм. Начиная с
«Хрустального дворца», всем выставочным павильонам дальнейших выставок
придавали вид «дворцов». Они так и назывались – «Дворец сельского хозяйства»,
«Дворец электричества» и т.д., дворцы всех видов, всех эпох, в любом материале
– от металла и стекла, до злаков и овощей.
Первые
экспонаты промышленных выставок представляли собой любопытное зрелище.
Инженеры, создавая опытные выставочные образцы паровозов, котлов локомобилей,
насосов и сенокосилок, пытались придавать им те или иные архитектурные формы в
стиле барокко, готики, предназначенные для иных функций и возникшие совсем в
иные времена, обильно покрывали их орнаментикой методом литья, чеканки и т.д.
Экспозиция выставок делалась по фирмам, как и ныне, но с той разницей, что
выставки не были специализированными. Один и тот же завод производил разные
товары, и на одном стенде оказывались колокола, пушки и всякая бытовая мелочь.
На первой всемирной выставке 1851 года в Лондоне
возникла проблема передвижения посетителей по территории выставки. Так появился
первый выставочный транспорт (омнибусы). Позднее, на выставке в Чикаго (1893),
были впервые применены «подвижные тротуары», передвигавшие на ленте
транспортера ежедневно до 10 тысяч посетителей. Появилась проблема утомляемости
посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание целой индустрии
развлечений, что совпадало с желанием устроителей возместить огромные расходы
и, как тогда говорили, «не сыграть в плачевный дефицит». Появляются театры,
рестораны, а также различные аттракционы, доходные зрелища. В индустрии
выставочных развлечений широко использовались «оптические дворцы» с лабиринтами
зеркал (превратившиеся позднее в комнаты смеха), мареорамы, изображавшие
кругосветное путешествие – (движущаяся панорама), мизансцены со статистами в
национальных костюмах разных стран, глобусы Галерона (гигантская вращающаяся
модель небосвода с волшебным фонарем-стереоскопом). На Чикагской выставке
демонстрировались целлулоидные шарики, чудесным образом держащиеся в воздухе
(их поддерживает струя воздуха из пневмотормозов фирмы «Вестингауз»), фонтан из
зерна, приводимый в движение электромотором, мы видим первые примеры
динамического показа промышленного изделия. Все эти научно-технические
изобретения впоследствии расширили диапазон выразительных средств рекламы.
Всемирные промышленные выставки стали своеобразной
творческой лабораторией, способствовали дальнейшему прогрессу строительной
техники. Многие выставочные сооружения и павильоны принадлежат к лучшим
образцам новаторской архитектуры. Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона в Лондоне
и Эйфелева башня инженера Александра Гюстава Эйфеля в Париже, построенная для
Всемирной выставки 1889 года (высотой