Байрамова К. В.
Дагестанский государственный университет
Особенности изучения
лирики А. Блока
Особенности изучения поэзии А.
Блока в школе обусловлены традиционным, завещанным самим автором
восприятием его творчества как
законченной лирической трилогии. При этом необходимо стремиться выявить не только
художественное своеобразие каждой конкретной книги стихов Блока, но и
проследить творческую эволюцию поэта. Это предполагает сопоставление стихов
Блока разных периодов творчества,
выявление многочисленных аллюзий, автореминисценций и перекличек с предшествующей и современной
поэту литературной традицией.
В этой связи представляется вполне оправданным начать изучение 1 тома стихов
Блока с раннего цикла “ANTE LUCEM”. Анализ стихотворений из этого
цикла поможет старшеклассникам определить общеромантические
мотивы и образы и конкретную поэтическую ориентацию
раннего Блока на литературную традицию В. Жуковского, А. Фета, Я. Полонского.
Знакомство с циклом «Стихи о Прекрасной Даме» рекомендуется начать с
краткого обзора основных положений символистской эстетики и концепции любви В.
Соловьева. Кроме того, следует оговорить блоковские принципы символистского жизнетворчества и
отражение личной жизни поэта (отношений между ним и Любовью Дмитриевной) на всей трилогии и на цикле «Стихи о
Прекрасной Даме», в частности. Анализируя
стихи из цикла, следует обратить особое внимание учащихся на:
- символическую многозначность и
неопределенность образов, незавершенность и открытость финала («Сумерки,
сумерки вешние…»);
- особенность женского образа, в
котором синкретично слились черты реальной женщины, божества, природы;
- основную
лирическую ситуацию ожидания прихода Вечной Женственности («Предчувствую Тебя. Года проходят
мимо…»).
Изучение 2 книги стихов Блока
целесообразно проводить в форме постоянного сопоставления с 1 томом
стихотворений поэта. Подобное сопоставление позволит обнаружить «размыкание»
лирического пространства и изменение позиции лирического героя во 2 томе. Если в 1 книге основным
пространственным образом была онтологическая вертикаль, то лирическое
пространство 2 книги – это выход героя «в горизонталь», от «надмирной»
позиции – к миру. В этой связи показательно сопоставление учащимися
стихотворения Блока «Выхожу я в путь, открытый взорам» со стихотворением М.
Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Сосуществование
в этот период в творчестве Блока императива неизменной ценности символистского
мировосприятия с активизацией фольклорно-мифологических представлений о мире, демонизацией бытия и образов героев выявит сопоставление
стихотворения «Незнакомка» из 2 тома со стихотворением «Сумерки, сумерки
вешние…» из 1 тома.
Следует обратить внимание учащихся на диалогичность мифологического и
романтического начал во второй книге стихов поэта. Внутриприродной
позиции героя-мифологизированного
субъекта со-противопоставлена
позиция героя-романтика, оценивающего мир природы извне. Сопоставление двух
циклов второго тома «Пузыри Земли» и «Город» поможет учащимся сделать вывод о
том, что в мифологическом мировосприятии лирического героя оказываются
сближены «болотное» и «детское» отношение к миру, в романтическом – «городское»
и «взрослое».
Изучение «городской» темы в поэзии А. Блока рекомендуется проводить в
широком контексте традиции «Петербургского текста» в русской литературе.
Подобный подход выявит двунаправленную реминисцентность блоковского «Петербургского
текста». С одной стороны, текст Блока о Петербурге
выступает как метатекст по отношению к предшествующей
традиции (А. Пушкина, Н. Гоголя), с другой стороны, как текст в тексте в
произведениях современников поэта (А. Ахматовой).
И, наконец, образ «страшного мира» как социального и инфернального фона
всей 3 книги стихов поэта обусловливает необходимость обратиться при изучении последнего
периода творчества Блока к демонической традиции: от «Божественной комедии»
Данте до «Демона» Лермонтова и Врубеля; к традиции двойничества:
от произведений романтиков до современных поэту трактовок образа двойника (И.
Анненского).
Сопоставление стихотворений А.
Блока «Шаги Командора» и «О доблестях, о подвигах, о славе…» с произведениями
А. Пушкина «Каменный гость» и «К Керн», соответственно,
позволит обнаружить еще один неотъемлемый литературный источник важнейшего в
этот период в стихах Блока мотива возмездия.
Разбор циклов поэта «Итальянские
стихи» и «Родина» с точки зрения выявления в них мифологического подтекста, перекличек
с современной автору традицией позволит выявить перспективы будущего России для
Блока. В этом смысле показательно сравнение мотива прежней жизни в
стихотворении Блока «Венеция» со стихотворением «Стокгольм» его младшего
современника Н. Гумилева. Перспективы будущего для Гумилева трагичны и
неразрешимы, что определяет устойчивый в его поэзии образ «заблудившегося»
героя и «заблудившейся» Родины. А для Блока
«потеря» Родины разрешима в силу жизненности для будущего прошлого и
настоящего.
Анализ мифологического подтекста в цикле Блока «Родина» позволит учащимся проследить
развитие основного лирического сюжета сборника. В плоскости
истории-современности разворачивается борьба за освобождение Руси – Спящей
царевны. Однако исход «вечного боя» предопределен дегероизацией
современности, поэтому сопряжение личного и социального, истории и
современности, к которому стремится лирический герой, трагично.
Изучение
лирики Блока в широком культурном контексте вполне соответствует авторским
принципам циклизации и, как представляется, способствует воссозданию у учащихся целостного представления о поэзии Блока, о
масштабности творчества «трагического тенора эпохи».