Д.э.н. Юшин С.А.
Киевский национальный торгово-экономический университет
СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЙ АСПЕКТ ЭСТЕТИКИ ГЕГЕЛЯ
Действительное
существование человека, у Гегеля, предполагает наличие окружающего его мира [1,
с.253]. То есть, объектом исследования человека, как субъекта, является вся
Вселенная. Глубина простирания данного исследования в общественном сознании
является своеобразным критерием разума. Да и если астрономы заглядывают все
дальше и дальше в космос, то одной из причин такого любопытства является поиск
братьев по разуму. И вот здесь полезно напомнить другой тезис Гегеля: лишь в собственности лицо выступает как разум
[2, с.101]. Но может ли кто-либо претендовать на право собственности
(пользования, владения, распоряжения), скажем, Черной Дырой XXL? Одно дело, распродажа участков на
Луне, где люди все-таки побывали. А другое дело – коммерциализация объекта
научных исследований в области астрофизики.
Астрологи иногда процветают
больше, чем астрономы. Как и мистики на фоне церкви. Претензии к термодинамике:
энтропия поглощает информацию (Бог во мраке). Но, все же, интеллектуальная
собственность – исходный пункт собственности вообще. У Гегеля: свобода человека
утверждается посредством фантазий, которые выше любого создания природы;
божественное начало присутствует в человеке, и действует в нем в другой, более
соответствующей сущности бога форме, чем в природе [1, с.8, 36]. Этим он возвышает
человека-субъекта как более близкого к богу (чем природа), хотя «более» и «абсолютно»
– это не одно и то же? Почему-то Бог по Библии после потопа поставил завет как
с Ноем и потомством его, так и «со всякою душою живою,
которая была с ними, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, …, со
всеми животными земными» [Быт. 9, 9-10].
А если сравнить человека с ноосферой? Кто ближе к Богу? В другой работе Гегель отвечает:
множественность – это бесконечное множество организаций, индивидуумов, а
единство – это природа [3, с. 167]. Добавим: природа как сверх-целое
с индивидуумом как его частью.
Рис. Диспозиция субъектного и объектного в «Эстетике» Гегеля
Анализ содержания рисунка
позволяет сделать вывод о том, что субъект – это не что иное, как система, подчиняющая
себе инструментализмом мышления (абстрактного) предметы (вещи) путем
целенаправленного манипулирования объектными их отражениями. Идеал развивается
в процессе. Предмет (вещь) непрерывно меняется во времени. Соответственно,
изменяется как объект, так и субъект, который существует как манипуляционно-объектное пространство индивида. Иначе
говоря, человек, как живое существо, взаимодействует с внешним миром
исключительно через данное пространство. Поэтому, когда он уничтожает объекты,
исчезает и он сам. Единственное, что ему доступно, так это непрерывно-дискретный
анализ-синтез позиционирования «не-Я»-объектов (образов, призраков) внутри своего «Я». Как
говорит Махабхарата: человек – то, что он кушает. У Аристотеля, человек – это
ум. Ум питается объектами. И человек-субъект – это динамическая «Я»-система, поедающая «не-Я»-объекты
(человек-предмет – динамическая «инфра-Я»-система,
питающаяся предметами материальными). По сути, человек-субъект – это
обособленный в пространстве и времени суб-мир запечатленной
(рационально и иррационально, сознательно и бессознательно) индивидуумом в его
онтогенезе и полученной в филогенезе уникальной комбинаторики объектов. В таком
контексте бесспорной выглядит правота Гегеля, касающаяся мнимости свободы
субъекта, объекта и предмета.
Выводы: Вышеприведенное дает основание для следующих выводов
*теологичность
когнитивной установки Гегеля четко ориентирует его на мысль о присутствии
божественного начала в человеке, которое выделяет его из природы вообще, ставя
человека-субъекта выше всех природных объектов;
*научность когнитивной
установки Гегеля все же ведет его к мысли, что субъект-человек является
продуктом процесса развития систем предмет-объект, в рамках которого
осуществлялся его филогенез и протекает его онтогенез.
Литература.
1. Гегель Г. Эстетика. В
4-х томах. Т.1. – М.: Искусство, 1968. – 312 с.
2. Гегель Г. Философия
права. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.
3. Гегель. Г. Философия
религии. В 2-х т. Т.1. – М.: Мысль, 1975. – 532 с.
Международная научно-практическая конференция
«Наука и технологии: шаг в будущее – 2007»
01-15 марта 2007 г.
Секция: философия
Подсекция 6: философия науки
Доклад:
СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЙ
АСПЕКТ ЭСТЕТИКИ ГЕГЕЛЯ
Авторская справка
Юшин Сергей Александрович
доктор экономических наук,
профессор, старший научный сотрудник
Домашний адрес: 03127, Киев-127,
ул. Пр-кт
40-летия Октября, 116а, кв.62
Место работы:
Киевский национальный торгово-
экономический университет,
профессор кафедры менеджмента
Адрес, на который необходимо выслать
сборник:
03127, Киев-127, ул. Пр-кт 40-летия Октября, 116а, кв.62
Телефоны:
Домашний: 8.044.258-12-39
Мобильный: 8.067. 5010268