К.ф.н. Камалова Р.Ш., к.и.н. Осипов С.В.
Развитие традиции памятных военных парадов 9 мая
в 1965-95 гг.
Широкое
празднование Победы в Великой Отечественной войне началось в СССР только в 1965
году, тогда же был проведен и первый памятный военный парад на Красной площади.
Особенностью этого и последующих празднований было то, что чествовался не
столько героизм народа, сколько мудрое руководство партии и советская система
вообще.
Вообще,
сама традиция празднования 9 мая формировалась в условиях противостояния с
Западом. 9 мая отмечалось как День Победы именно советского народа именно
в Великой Отечественной войне, Запад же
отмечал V-Day 8 мая как окончание войны в Европе, и это были не
просто две разные даты, это были две трудносовместимые концепции случившегося в Европе в 1939-45 гг.
Советская версия начиналась с вероломного нападения гитлеровской Германии в
июне 1941 г., продолжаясь Московской битвой и Сталинградом, трудовым героизмом
в тылу, партизанами, Курской дугой, запоздалой помощью союзников, освобождением
народов Европы и завершаясь триумфальным водружением красного знамени над
рейхстагом в мае 1945 года. Западная версия ставила на одну доску Сталина с
Гитлером, поделивших Восточную Европу в августе 1939 года, воспевала героизм
лондонцев под бомбежками, французское сопротивление и битву под Эль-Аламейном,
объявляла ключевым событием войны высадку в Нормандии, не забыв упомянуть об
ужасах тоталитаризма, которые принесла с собой Красная Армия. В обеих версиях
хватало противоречий и недоговоренностей, однако двадцать спустя после падения Берлина эти
версии существовали параллельно, одна на Западе, другая на Востоке. Победа по
сути перестала быть общей, она теперь у каждого была своя. Логично, что
приглашение западных лидеров на день Победы в эти годы вообще не
рассматривалось; более того —
отсутствовали в Москве и лидеры социалистических стран. В торжествах
участвовали правительственные делегации, но не более. Присутствовали лидеры и
представители «коммунистических и народно-освободительных партий и движений
стран Европы, Африки и Ближнего Востока», так что в целом вся церемония должна
была демонстрировать единство коммунистических сил под руководством Москвы и в
том числе единый взгляд на события Второй мировой войны.
30-летие
Победы в Москве (1975 г.) опять-таки праздновалось как победа КПСС и советской
системы: 9 мая началось с возложения Л.И. Брежневым и другими лидерами
советского государства венков к Мавзолею Ленина и только потом – к могиле
Неизвестного солдата. Парада в этом году не проводилось (главный советский военный парад
проводился 7 ноября, в годовщину
Октябрьской революции; парады на 9 мая в советское время были редкими
акциями по круглым датам), было прохождение
войск мимо могилы Неизвестного солдата и манифестация молодежи по
Красной площади. 11
социалистических стран были представлены правительственными делегациями (но не
главами государств), новшеством 1975 г. (расцвет разрядки) стало участие
представителей стран-участниц антигитлеровской коалиции, ни один из которых
правда в 1975 г. уже не занимал официальных должностей: бывший посол США в СССР
84-летний А. Гарриман, бывший вице-король Индии 75-летний лорд Маунтбэттен,
бывший начальник штаба генерал де Голля 69-летний П. Бийотт.
40-летие
Победы в 1985 году снова стало поводом собрать представителей компартий со
всего мира; еще пять лет спустя, в 1990 г.,
мировая социалистическая система уже дышала на ладан, но все
формальности соблюдались. В Москву приехали военные делегации доживающего
последние дни Варшавского договора, а М.С. Горбачев с трибуны Мавзолея
обратился с речью об обновлении социализма. Таким образом, советская традиция
празднования 9 мая не подразумевала непременное приглашение глав других государств,
даже социалистических; сами военные парады устраивались лишь трижды – в 1965,
1985 и 1990 гг. Упор делался на чествование партии и советского государства как
организаторов победы, и во внешнеполитическом смысле само мероприятие
демонстрировало в первую очередь единство мирового коммунистического движения.
Кризис,
а затем и распад СССР сопровождался пересмотром всей советской истории, в том
числе и истории Великой Отечественной войны. Ориентация на Запад в экономике,
политике, культуре логично должна была привести к пересмотру исторического
прошлого согласно западной версии.
В то же время новое Российское государство находилось в отчаянном поиске
собственной идентичности, в поиске тех ценностей, которые бы сплотили
расползающуюся и по горизонтали (региональный сепаратизм), и по вертикали
(имущественное неравенство) страну. Ценности прежние (социализм) были
скомпрометированы, ценности новые (демократия, рынок) скорее раскалывали
страну, чем собирали. В этой ситуации обращение ко дню Победы как
общенациональному празднику выглядело вполне логичным, память об общем горе и
общей победе объединяла людей разных национальностей и разного достатка.
С
1995 г. возрождается широкомасштабное празднование 9 мая, теперь с ежегодными
военными парадами (поскольку праздника 7 ноября больше не существует) и с
приглашением глав иностранных государств, в первую очередь ведущих стран
Запада, чтобы утвердить место обновленной России в мире. В 1995 году, году 50-летия Победы,
отношения России с Западом были на подъеме: обе стороны верили в светлое
демократическое будущее России. Так или иначе, 1995 год дал начало новой
традиции: лидеры 52 государств прибыли в Москву, в том числе Генеральный
секретарь ООН Б. Гали, президент
США Б. Клинтон, премьер-министр Великобритании
Д. Мейджор, президент Франции Ф. Миттеран, канцлер Германии Г. Коль,
председатель КНР Цзянь Цзэминь и другие. Формально это выглядело как полный
успех по обоим направлениям — и в объединении нации, и в утверждении места
России в мире. Однако посмотрим на фон этого события: западный аналог
московского парада – празднование высадки в Нормандии – состоялся в июне 1994
г. без участия президента Ельцина. В 1995 г. впервые проводились памятные
мероприятия в Освенциме, при этом организаторы церемонии забыли упомянуть, кто собственно освободил Освенцим, что
вызвало объяснимое раздражение в России. Добавим к этому войну бывших
социалистических стран с памятниками и захоронениями советского периода, и
тенденция на умаление исторической роли
СССР в разгроме фашизма нарисуется весьма четко, а ведь это еще был
«медовый месяц» в отношениях между Россией и Западом.
Присутствие
же лидеров западного мира на московских торжествах означало в первую очередь
поддержку политического курса тогдашних российских властей, а курс этот
заключался в разрыве с советским прошлым, откатом по всем фронтам, в том числе
и по фронтам идеологическим. Теряя Восточную Европу как сферу влияния, Россия,
автоматически теряла и право на сколь-нибудь значимую положительную роль в истории
Восточной Европы, приобретая зато обязанность вечно каяться и извиняться. В
результате, уже в 90-ые годы
возникло выражение «потерянная победа», в смысле не столько утраты буквальных
плодов победы в виде территорий и сфер влияния, сколько в смысле потери «…права на равное с другими осмысление
итогов войны и на извлечение твердых уроков».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Осипов
С.В. 70 лет спустя: Россия, Запад и Победа //
Проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России. – Ульяновск :
УлГТУ, 2015.
2. Соколов М.Ю. Победа над Германией и мировое правительство
/ М.Ю. Соколов. Чуден Рейн
при тихой погоде. – М., 2003.
3.
Осипов С.В. Россия на переломе: 1985 – 2007 гг. / С.В. Осипов. – Ульяновск: УлГТУ, 2007.
4. Волчкова Д.С., Камалова Р.Ш. Социальные факторы, влияющие на формирование патриотизма // Патриотизм: история, современность, образ будущего. – Ульяновск: УлГТУ, 2015.