Карманова Ж.А.
Карагандинский государственный университет им. Е.А.
Букетова,
г. Караганда,
Казахстан
Опыт Казахстана в установлении
межэтнической и межконфессиональной толерантности
Проблема толерантности сегодня одна из
актуальных во всем мире. Мы становимся почти ежедневно если не вживую, то по
телевизору свидетелями разногласий, перипетий, терактов. Так или иначе причиной
конфликтов является этнический вопрос, а в явной подобной нетерпимости
наблюдаем: «скинхеды громят кавказские рынки, убивают таджикских девочек,
поджигают «японские» машины, оскверняют еврейские кладбища. Их агрессия четко
направлена, объекты четко определены, а цели ясны и просты: люди других
национальностей должны жить там, где они произошли на свет, или не жить
вовсе…[1]
В первую очередь решение таких проблем
ложится «на плечи» государства, которое в комплексе определенных мер решает
политические, экономические, социальные, межэтнические, межконфессиональные
разногласия и неурядицы.
Не секрет, что на начальных этапах своего
независимого становления, по сравнению с монотеистическими странами,
полиэтничный Казахстан переживал более существенные проблемы в области
национальной самоидентификации граждан и общественного единения. Однако
благодаря взвешенной национальной политике руководства страны Казахстан не
только избежал гражданской конфронтации, но и сумел мобилизовать все этносы и
народы вокруг общегосударственной идеологии. Благодаря политической мудрости
лидера нации, твердости его политической воли, умению идти на компромиссы и предвидеть
ход истории, Казахстан сумел избежать этнократических тенденций, сплотить
граждан в единый народ, объединенный общими нравственными и моральными
ценностями, высокой духовностью и взаимопониманием.
Мы более подробно остановимся на том
сделанном в плане стабилизации межрелигиозной и межэтнической обстановки в
государстве.
Одним из первых законов, принятых в
республике, является Закон РК от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания
и религиозных объединениях», который гарантирует реализацию прав граждан на
свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией РК.
В широком спектре внешнеполитических
интересов нашей страны и обеспечения ее национальных интересов особое место
занимает сотрудничество Казахстана с мусульманским миром. Вступив в 1995 году в
Организацию «Исламская конференция» (ОИК), Республика Казахстан участвует в ее
многогранной деятельности и мероприятиях, стремится внести свой позитивный
вклад в укрепление роли и значимости ОИК в современном мире. Сегодня ОИК
является самой крупной и наиболее влиятельной официальной межправительственной
мусульманской международной организацией. В настоящее время она объединяет 57
стран с населением более 1,4 миллиарда человек. ОИК по количеству стран-участниц
является второй после ООН институциональной организацией в мире. Деятельность
ОИК была признана со стороны ООН. Так, ОИК была приглашена для участия в
сессиях и работе Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателя. Одним из важных
аспектов сотрудничества этих двух организаций являются совместные миротворческие
усилия.
Отдельное внимание уделяется вопросам
образования и культуры, что неважно на современном этапе развития
казахстанского общества. В большинстве развивающихся стран исламской Уммы
существует острая необходимость в решении проблемы ликвидации неграмотности,
повышения уровня образования, что является причиной экстремизма и фанатизма. И
Казахстану есть, что предложить исламскому миру в сфере образования и культуры.
Можно отметить, что представителями
мусульманских стран с воодушевлением восприняли факт председательства нашей
страны в ОБСЕ в 2010 году, рассматривая данный вопрос как возможность
налаживания широкого сотрудничества ОИК с ОБСЕ, особенно в сфере борьбы с
проявлениями ксенофобии и исламофобии, расовой нетерпимости, борьбы с наркотрафиком
и нелегальной миграцией, адаптации мусульман в западных обществах. Помимо
этого, по итогам переговоров в рамках ОИК делегация Казахстана заручилась
поддержкой всех государств-членов в отношении кандидатуры Казахстана в
непостоянные члены Совета Безопасности ООН на период 2011-2012 годов, в члены
Комиссии ООН по миростроительству на период 2008-2010 годов. Высокую оценку
получила казахстанская инициатива созвать в Астане в октябре 2008 года Форум
министров иностранных дел мусульманских и западных стран «Общий мир: прогресс
через разнообразие». Предложение Президента РК Н.Назарбаева об объявлении 2010
года Международным годом сближения культур было поддержано и положительно
воспринято главами мусульманских стран. В целом хотелось бы отметить, что участие
в деятельности ОИК и председательство РК в СМИД (совещание министров
иностранных дел) ОИК в 2011 году даст Казахстану возможность еще более активно
влиять на мировую повестку дня, способствовать разрешению международных споров
и конфликтов, продвигать национальные интересы, получить бесценный опыт и
подготовить квалифицированных сотрудников, прошедших школу многосторонней
дипломатии [2].
Противоречия, конфликты и воины
современного мира, многие из которых имеют религиозную или этническую окраску,
все явственнее требуют утверждения культуры диалога и сотрудничества в качестве
этической основы международной политики. В основе данных принципов должны
лежать духовно-нравственные ценности, одним из важнейших источников которых во
все времена выступала религия. Сегодня ее главный постулат о гуманном отношении
к человеку как никогда важен для построения толерантного мира.
Как известно, Президент РК Н. Назарбаев
является автором идеи проведения межконфессионального диалога на высшем уровне,
которая воплотилась в жизнь в 2003 году, когда состоялся Первый Съезд лидеров
мировых и традиционных религий. Своевременность, актуальность и конструктивный
диалог стали залогом успеха форума, который сразу же привлек внимание всей
мировой общественности. Съезд получил поддержку видных религиозных деятелей и
политиков. Данный шаг также рассматривается как признание весомого вклада
форума в установление диалога между религиями и культурами, процесс обмена
мнениями по вопросам, которые волнуют всех людей мира. В те дни многие отмечали,
что столица Казахстана – Астана – на несколько дней превратилась в духовную
столицу всего мира, и это было действительно так. В посланиях руководителей
крупных международных организаций и ведущих государств мира участникам форума
красной линией проходила мысль, что взаимопонимание способно принести согласие
и стабильность нашей планете.
Еще более представительным и успешным был
Второй Съезд лидеров мировых и традиционных религий, состоявшийся в этом же
Дворце в 2006 году. Сегодня можно с уверенностью сказать, что данная инициатива
продолжает подтверждать свою востребованность. За прошедший период значение
межрелигиозного диалога во имя мирной и достойной жизни людей только
возрастает.
Н. Назарбаев на Втором Съезде дал точную
оценку влиянию глобализации на человеческую жизнь, отметив, что «огромные массы
разных культур и религий вошли в прямое соприкосновение. Все перемешалось –
миграция, телевидение, культурные модели. Только отказ от насилия на уровне
религиозной доктрины, на уровне медийных средств и на уровне политического
действия есть реальная база для выживания в современном мире».
Мировое сообщество признало, что Съезд
лидеров мировых и традиционных религий в Астане вносит значительный вклад в
преодоление межконфессиональных противоречий, поиск эффективных средств
культурного и духовного сотрудничества. Помимо своего непосредственного
межконфессионального значения, Съезд является также важным и эффективным
международным политическим инструментом, призванным служить укреплению мира и
стабильности на планете, объединению усилий политических и религиозных деятелей
для сближения цивилизаций, народов и стран. Было принято решение: Третий Съезд
лидеров мировых и традиционных религий провести в 2009 году, в Астане.
Исходя из решения участников Съезда
«способствовать распространению межрелигиозной терпимости среди молодежи и ее
динамичного восприятия общечеловеческих ценностей», во Дворце мира и согласия
организованы лекции религиозных деятелей. Проведены лекции Кардинала Теодора
Эдгара МакКеррика, Архиепископа Вашингтона, Римской католической церкви,
доктора Хоми Дхалла, Президента Всемирного Совета культурного наследия
Заратуштры Индии, Митрополита Болгарской православной церкви Кирилла.
Кроме того, 20-23 июня 2008 года в Астане
состоялась 14 Генеральная Ассамблея Межпарламентской Ассамблеи православия с
участием депутатов Парламентов и экспертов из 15 стран мира. Совсем недавно в
этом здании проведена международная научная конференция «Исламская цивилизация
в Центральной Азии», в которой приняли участие 120 представителей различных
религиозных объединений, международных организаций, ученых, религиоведов и
экспертов из 21 страны мира.
В этих условиях политика Казахстана,
расположенного в самом сердце Евразии и традиционно еще со времен Великого
шелкового пути, выступающего своеобразным мостом между цивилизациями и местом
мирного сосуществования различных культур и конфессий, нацелена на развитие
межгосударственного, межэтнического и межконфессионального диалога во благо
цивилизации. Поэтому, Казахстан выступает своеобразным мостом, связующим звеном
между Азией и Западом.
Принципы межконфессионального равенства и
согласия Казахстан последовательно проводит и на международной арене. Авторитет
Президента Н. Назарбаева, сумевшего уберечь страну от межэтнических и
межконфессиональных конфликтов, дает Казахстану моральное право выступать с
миротворческими инициативами в качестве посредника в межконфессиональном
диалоге и быть услышанным во всем мире.
Будучи светским государством, Казахстан
гарантирует свободное развитие и диалог
всех религиозных конфессий любого направления. Благодаря целенаправленной
государственной политике на сегодня в Казахстане мирно сосуществуют свыше 130
народностей и более 40 конфессий. Две крупнейшие из них – мусульманская и
православная христианская.
За этот период общее количество
религиозных объединений, действующих в стране, возросло в 4,5 раза, и
составляет сегодня более 3 тысяч. Построено около 1,5 тысячи новых мечетей,
открыто более 170 православных приходов, свыше 30 католических костелов, более
1 тысячи молитвенных домов и миссий протестантских церквей. Если до 1991 года
на территории Казахстана была только одна еврейская синагога, то сейчас
действует порядка 20-ти.
Отечественный опыт в укреплении
межэтнических отношений успешен и уникален. Не имеет аналогов и созданная по
инициативе Президента Ассамблея народов Казахстана, ставшая ключевым институтом
в реализации государственного курса в межнациональной сфере. Начавшийся
активный процесс возрождения национальных культур привел к созданию 22
республиканских и региональных национально-культурных центров, которые
объединяют 470 областных, городских и районных организаций. В стране действует
более ста национальных и 170 воскресных школ, где изучаются 23 языка. В трех
школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных
языков. На поддержку этих учреждений из республиканского бюджета ежегодно
выделяются 12 миллионов тенге. Оказывается им помощь и из местных бюджетов.
Кроме того, в Казахстане издаются четыре республиканских и 15 региональных
национальных газет, функционирует шесть национальных театров.
Деятельность Ассамблеи народа в целом
способствует росту международного авторитета нашей республики как государства,
наиболее эффективно решающего проблемы межнациональных отношений. Вклад АНК по
достоинству оценен на самом высоком международном уровне. К примеру, бывший
Генеральный секретарь организации Объединенных наций Кофи Аннан, совершивший
визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия,
стабильного и устойчивого развития. Высоко отозвался о казахстанском народе и
прежний глава Ватикана Папа Римский Иоанн Павел II, посетивший Астану. Н.А.
Назарбаев отметил: «Важным условием политической модернизации нашего
уникального по своему этническому составу государства является обеспечение
общественной стабильности, межнационального согласия, дружбы народов. На
решение этой важной задачи нацелена деятельность созданной в 1995 году
Ассамблеи народов Казахстана. Она стала уникальным инструментом реализации
национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства
возможностей, всех граждан независимо от национальной и религиозной
принадлежности. Обеспечение представительства Ассамблеи народа в Сенате и
Мажилисе поднимет на новую ступень роль и авторитет этого органа и будет
служить дальнейшему укреплению мира и согласия в стране».
В Концепции гуманитарного образования в РК
(1994г.): отмечено: «Поскольку прежняя система образования в республике была ориентирована
в основном на образцы научного знания прошлого, без должного учета природы
человека, ее жизненных интересов и потребностей, истинных ценностей культуры,
что привело к унификации образования и следованию единым постулатам и канонам,
то необходимо критически пересмотреть данную ориентацию педагогики и, сохранив
все ценное, реформировать ее в соответствии с этническими потребностями
обучаемой аудитории». Принятие этой идеи означает создание национальной системы
обучения и воспитания, сочетающей мировой уровень технической и информационной
оснащенности образования с традиционными культурными ценностями, признание и
обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры,
непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию
этнокультурных запросов личности и общества.
В разработанных несколько лет назад Концепции гуманитарного образования
в РК (1994), Концепции государственной политики в области образования РК
(1995), Концепции этнокультурного образования в РК (1996), утвержденных
Национальным советом по государственной политике при Президенте РК, отмечалось,
что необходимо пересмотреть прежнюю систему образования, которая была построена
без должного учета многовековых традиций национальной культуры. В этих документах
подчеркивается, что, сохраняя все ценное, следует реформировать образовательную
систему в соответствии с реальными этническими потребностями, с учетом
культурно-исторических и национально-культурных традиций народов РК.
Становление государственной независимости РК, курс на демократические реформы,
признание прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности
требуют переориентации всей образовательной сферы на реализацию
национально-культурных и языковых интересов населения, создания преемственной
системы этнокультурного образования, определения его содержательных аспектов и
особенностей.
В рамках патриотического воспитания,
которое неразрывно связано с воспитанием духовной нравственности молодого
поколения, принята «Государственная программа по патриотическому воспитанию
граждан РК на 2006-2008 годы». Цель программы: создание системы патриотического
воспитания граждан, нацеленного на развитие в казахстанском обществе высокой
социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления
граждан, обладающих важнейшими качествами для созидательной деятельности в
интересах Отечества, укрепления государства, защиты его национальных интересов
и обеспечения устойчивого развития. Среди основных задач: утверждение в
обществе, сознании и чувствах граждан
социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений; формирование
уважения к культурному и историческому прошлому Казахстана, к традициям и
обычаям народа Казахстана…; формирование приверженности идее единства народа
Казахстана, межэтнической и межконфессиональной толерантности, развитие
дружественных отношений между этносами Казахстана; создание и обеспечение
возможностей для полноценной социализации граждан, более активного вовлечения
их в решение духовно-нравственных, социально-экономических, политических,
правовых, экологических и других проблем казахстанского общества. Основанием для разработки
Государственной программы патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008
годы является поручение Главы государства от 5.03.2005 года №654,
Государственного секретаря РК от 11 марта 2005 года №03-5.3, от 8 июля 2005
года №03-5.6 и от 7.10.2005 года №03-5.7. Кроме того, данная программа
разработана во исполнение п. 4.1 Плана мероприятий по реализации протокола
совещания с участием Президента РК от 25.12.2004 года №01-7.12 и реализации
законов РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», «Об
образовании» [3].
Таким образом, мы видим, что со стороны
государства и его лидера сделано очень даже много. Оно разумно, уникально и мы
реально видим плоды данных усилий. Казахстан – это действительно пример для
всего мирового пространства, где нет межрелигиозных, межконфессиональных,
межэтнических, межнациональных распрей.
Литература:
1. Журнал «Обруч». – М., №6, 2004,
2. М. Тажин. Казахстан – ОИК: парадигма
толерантности. Казахстанская правда от 23 октября 2008 года.
3. Государственная программа по
патриотическому воспитанию граждан РК на 2006-2008 годы. – Астана, 2006.