К.п.н. Николаева В.В., преподаватель Н.А.Коростелева

 

Карагандинский Государственный университет им. Е.А.Букетова, Карагандинский Университет Бизнеса, управления и Права, Казахстан

 

Особенности формирования этнической идентичности у детей старшего дошкольного возраста

 

         Организация поликультурного воспитания подрастающего поколения является актуальной проблемой современного казахстанского образования. Специфика  Казахстана определяется полиэтническим составом населения (проживают представители более 130 наций и народностей). В условиях политической интеграции Казахстана все большее значение  придается  сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Выделение этого направления приобретает особую важность потому, что состав большинства детских садов нашей страны многонационален. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности.

Проведя теоретический анализ философской, этнографической, психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу о том, что воспитание поликультурной личности тесно переплетается с национальной идентичностью индивида. Это подчеркивали в своих работах Ж.Пиаже, В.С. Мухина, Э.К.Суслова, М.И.Богомолова, В.Д.Бонтарь, С.Хантингтон, Э.Эриксон и другие. Аспекты формирования этнокультурной идентичности школьников и студентов изучались и отечественными исследователями (Ж.Д.Жукешева, С.Б.Елюбаева, Г.К.Тлеужанова, З.Б.Кабылбекова, А.А.Бухаева, З.Ж.Кашикимбаева и другие).

Национальное самосознание или этническая идентичность, или осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм  поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Осознание детьми своей этнической принадлежности варьируется от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп. Отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает меньший интерес к собственной этничности.

Целью нашего исследования являлось выявление реального уровня этнической идентичности у детей старшего дошкольного возраста, изучение особенностей ее формирования. В исследовании принимали участие 30 детей 6-7 лет одного из дошкольных образовательных учреждений г. Караганды.

С учетом цели нашей работы, с опорой на наглядно-образное мышление детей, нами были разработаны методики «Что лишнее?» и «Найди свое место». Данные методики позволяли определить уровень сформированности национальной идентичности.

Суть методики «Что лишнее?» сводилась к выделению детьми лишних элементов культуры того или иного народа. В игровой форме ребенку предлагалось найти лишний, на их взгляд, предмет культуры и быта, стоящий возле людей, одетых в одежду определенной национальности. Например, напротив людей, одетых  в казахскую национальную одежду, были изображены следующие предметы: юрта, кебеже (ларь для хранения продуктов и посуды), дымковская игрушка и домбра. В данном случае, дымковская игрушка являлась лишней и относилась к иной культуре.

Аналогичный предмет содержал ряд элементов культуры и быта, относящийся к другим культурам. На конечном этапе методика «Что лишнее?» содержала рисунок с изображением людей в разных национальных костюмах. Напротив них были нарисованы игрушки, солнце, цветы. Детям предлагалось аналогичное задание: выделить лишний элемент. Так  как лишний элемент в данном случае отсутствовал, нами подчеркивалось то, как много общего между всеми людьми на земле, независимо от их национальности и культуры.

При проведении методики «Найди свое место», для определения уровня сформированности национальной идентичности, ребенку нужно было на картинках найти народ, к которому он себя относит, наклеить свое символическое изображение в соответствующей графе и обосновать свой выбор. Если ребенок затруднялся в определении своего места среди представленных национальностей и культур, то ему предлагалось поместить «себя» в графу с изображением множества людей в разных национальных костюмах.

При выполнении задания некоторые дети затруднялись самостоятельно определить свою национальность. Но если заданный  вопрос содержал подсказку, т.е. в нем наряду с другими называлась национальность, к которой относится ребенок, дошкольник замечал ее, реагировал на знакомое слово и отвечал правильно. Двое детей на вопрос: «В нашей стране живут казахи, татары, русские, белорусы, а ты кто?», ответили: «Я человек»,  «Я наш».

По результатам проведенных методик, мы получили данные, которые отражают уровень сформированности национальной идентичности детей: высокий уровень (ребенок без затруднений определяет свое место в многонациональном социуме, мотивирует свой выбор знанием материальной культуры своего этноса) – показали 4 человека (13%); средний уровень (ребенок (иногда с небольшим затруднением) правильно определяет свою национальную принадлежность, но не мотивирует свой выбор) – 11 человек (37%); низкий уровень (ребенок (даже при наводящих вопросах взрослого) не может определить свое место в многонациональной среде, не знает особенности культуры и быта своего этноса) – 15 человек (50%).

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что нынешнее состояние этнической идентичности детей в Республике Казахстан характеризуется неустойчивостью и противоречивостью. Поэтому возникла необходимость специального изучения особенностей этнической идентичности детей в условиях современного дошкольного учреждения.

Мы учитывали, во-первых, полиэтничность среды, окружающей казахстанского ребенка, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в дошкольном возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально- оценочного отношения к представителям других национальностей. Поэтому было естественным сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через систему образования.

Поскольку язык и культура в образовании являются фундаментальными элементами идентичности, а образование является одним из основных путей передачи этих элементов из поколения в поколение, образовательная политика в отношении языка и культуры должна разрабатываться с особой тщательностью.

В современных условиях пробуждение этнических процессов затронуло и народы Казахстана. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется  в самых различных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор, до стремления создать и восстановить свою национальную государственность.

Специфика Казахстана определяется полиэтническим составом населения. Повышается ответственность  страны за сохранение присущей народам самобытной культуры. Важно, что при  этом не утрачивается этнокультурная идентичность и обеспечивается восприятие общегосударственных ценностей. В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» (1) подчеркивается, что национальная идентичность складывается  в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев.

В настоящее время система образования в  Республике Казахстан ориентирована на учет специфических особенностей (полиэтничность, языковое разнообразие) государства и общества. Конституция Республики Казахстан (2) гарантирует представителям всех национальностей, составляющих народ Казахстана, право на сохранение своих родных языков.

Так как  национальный состав воспитанников групп нынешних детских садов очень многолик, то эта работа связана со многими трудностями: наличие дополнительного времени на занятия, содержание большого штата преподавателей тех или иных языков, отсутствие постоянной языковой среды.

Принадлежность к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным  приобщением к культурным ценностям, которые образуют содержание истории народа. Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой ведет к полной ассимиляции, т.е. принятию норм, обычаев, языка чужой группы, вплоть до полного растворения в ней.

Можно исходить из того, что сознание причастности к конкретной нации само по себе ни хорошо, ни плохо. Однако, лишь сознательная национальная самоидентификация делает возможным повышение интереса и положительного отношения к иным культурам.

Таким образом, очень важным для сегодняшних дошкольников является нахождение собственной идентичности в условиях поликультурного социума нашей страны.

Литература

1.      Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан // Казахстанская правда. -15.07. 1996.

2.      Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Жеті жарғы, 2003.