Мукатаева
Д.С.
Карагандинский
государственный университет им. Е.А.
Букетова, Казахстан
Этнопедагогический компонент
содержания воспитания
Проблема формирования высококультурной и нравственной личности - одна из самых значимых проблем нашего общества. Особенности нравственного сознания личности во многом зависят от культурных ориентиров, к которым стремится общество на определенном историческом этапе своего развития. На данном этапе трансформируется и система образования с учетом новых жизненных ориентиров национальной политики. Изменение культурно-исторического пространства ставит перед системой образования новые задачи. Одной из них является необходимость разработки новой педагогической концепции, в которой должно быть отражено многообразие этнокультур, система ценностей, социальные нормы, язык, историческая память, религия, представления о родной земле, народное и профессиональной искусство, а также многое другое.(1)
Кроме того, существует необходимость сформулировать национальную идею образования, раскрыть модель формирования нравственной, толерантной личности в условиях многонациональной, поликультурной страны.
Исследование этнического самосознания, как основы формирования нравственной личности, следует начинать с изучения культуры народов в целом и ее составляющих. На современном этапе ни у кого не вызывает сомнения факт, что основополагающим элементом межнациональных различий психики - является культура. Поэтому для изучения этнических культур, недостаточно изучения традиционного, исторически сложившегося представления о национальной культуре, важно учитывать современное состояние, современную реальность этносов.
Сегодня в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные и противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально-экономическими преобразованиями в республике, а с другой, ростом национального самосознания, национальных культур и образования. В настоящее время проявляется неразвитость национального самосознания, неустойчивость национальной самооценки, преклонение перед западным образом жизни, или, наоборот, нездоровое развитие национального чувства, перерастающего в национализм.(2)
Социальные преобразования в нашем обществе привели к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. В связи с этим проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекла внимание общественных деятелей и педагогов. В отечественном образовании происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию воспитательно-образовательной сферы в духе национальных традиций с учетом опыта других стран. Национальный компонент образования повышает роль школы в развитии этнической культуры и самосознания у новых поколений. Поэтому одной из важнейших задач в современных условиях является развитие личности на духовно-нравственной основе общечеловеческих ценностей с учетом национальных традиций и идеалов, воспитание культуры национального самосознания и межнациональных отношений. Ориентация на развитие национальных систем образования создала реальные предпосылки для организации национальных школ разных народов Казахстана.
Стержнем национального образования является изучение родного языка, отечественной литературы. Важное место должно отводиться национальной культуре, истории, религии и географии. Включение этих предметов в состав общеобразовательного курса содействует развитию национального самосознания, чувства патриотизма, гражданственности. При выборе конкретного содержания указанных выше предметов следует исходить из их общечеловеческого значения, так как общеобразовательный курс не должен быть узконациональным ни по характеру, ни по составу предметов.(5)
Следует отметить, что задачи национального образования могут решаться только при наличии соответствующим образом подготовленного педагогического персонала. Подрастающий человек воспитывается только личностью учителя, и никакие учебники не могут его заменить. Это и есть основополагающий принцип народной педагогики.
Большое значение имеет подготовка квалифицированных педагогических кадров. На педагогических факультетах вузов преподается курс «Этнопедагогика», при изучении которого студенты узнают о целях и средствах воспитания у разных народов (сказки, пословицы, поговорки — как нравственный регулятор поведения; загадки — как средство умственного воспитания; танцы, песни — как фактор развития эстетических чувств; национальные игры — как средство развития физических качеств), а также разрабатывают сценарии праздничных мероприятий на основе фольклорных материалов русского, казахского, татарского, чувашского и других народов.
В процессе преподавания курсов по этнопедагогике очень важно, чтобы задачи обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в поведении студентов.
На занятиях необходимо подробно разбирать со студентами проблемы национального нигилизма и национализма, ведь от будущих воспитателей во многом будет зависеть, кем вырастут наши дети. Как известно, человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом — все зависит от воспитания. При этом необходимость национального воспитания детей дошкольного возраста обосновывается возросшей сегодня чувствительностью детей к национальному фактору.
В решении познавательных задач целесообразно использование диалоговой формы обучения. Например, можно организовать семинарские занятия таким образом, чтобы студенты выступали как бы от лица известных педагогов и исследователей, рассказывая о «своем личном» вкладе в педагогику национального воспитания. Такая форма проведения занятий оживляет педагогический процесс и способствует более глубокому и сознательному усвоению материала студентами.(3)
Дифференцированный подход в обучении осуществляется при выполнении заданий на составление стереотипов и автостериотипов разных народов, шкалы ценностей в национальных программах воспитания и т.д.
Использование нетрадиционных форм обучения не только активизирует и «оживляет» педагогический процесс, но и позволяет вовлечь студентов в уникальный мир народного творчества, национальной педагогики, воздействуя на их эмоционально-волевую сферу.
Этнокультурологические и этнопедагогические знания и умения педагога любого профиля становятся личным достоянием студентов благодаря увлеченности лектора, разнообразию учебно-познавательной деятельности, приобщению будущих учителей к научному исследованию.
Смысл национального образования в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение, однако влияние последнего может быть и положительным, и отрицательным. Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей ребенка среды, во-вторых, - наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через систему образования.(4)
Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
В связи с этим необходимо усилить и углубить этнологическую, этнографическую и этнопсихологическую подготовку педагогов, способных работать с различным контингентом детей во всех звеньях системы образования.
Литература:
1. Батурина Г.И. Воспитательные возможности различных компонентов народной культуры. // Этнопедагогика № 5 сентябрь-октябрь 2007
2.
Волков Г. Н. Этнопедагогика . – Москва:
Издательский центр «Академия», 2000.
3.
Материалы
педагогической прессы по курсу «Этнопедагогика»./Состав. Ш. М. Мухтарова. –
Караганда: Издательство КарГУ, 2001
4. Гладких Л.П. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск - 2005.
5. Тишулина С.Г. Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Мурманск – 2006.