Гладнева С.Г.
ГОУ ВПО Тульский
государственный педагогический университет
им. Л.Н.
Толстого
Работа с
художественным текстом как средство формирования ценностных ориентаций
у младших школьников
К
числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием,
относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям.
Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих
учёных (М. Г. Казакина, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.), проявляется в
ценностных ориентациях.
Формирование ценностных ориентаций – процесс
довольно сложный. Он затрагивает самые разные характеристики структуры личности
и жизнедеятельности индивида. Двусторонность этого
процесса в условиях школьного обучения проявляется в особенностях организации
деятельности учащихся и педагогов. Со стороны учащихся процесс формирования
ценностных ориентаций представляет собой присвоение и принятие тех или иных
ценностей личностью. Со стороны учителей формирование ценностных ориентаций у
учащихся представляет собой комплекс средств педагогического воздействия,
применяемых целенаправленно и систематически с учётом закономерностей
присвоения ценностей учащимися.
На становление ценностных
предпочтений влияют особенности возрастного развития. Учёные, изучавшие
проблему становления личности младших школьников, выделяют следующие
особенности их ценностных ориентаций:
1) Система ценностных ориентаций находится у учащихся на начальной стадии формирования. Об этом
говорят её неустойчивость и ситуативность ценностных предпочтений.
2) Социальный опыт младшего школьника ограничен
пространственно-временными рамками его жизни и волею случая и не позволяет
охватить всего многообразия существующих ценностей. Вследствие этого большое
внимание должно уделяться расширению его представлений о мире ценностей.
3) В 6-7-летнем возрасте у большинства детей преобладают ценности,
характеризующие стремление к защищённости, избегающие неустроенности, боли,
страха. Именно поэтому для младших школьников очень часто ценность семьи является
неотъемлемой характеристикой ценностных предпочтений. К 9-10-летнему
наблюдается устойчивая тенденция в формировании ориентации на ценность
социальных отношений, общения (не только в семье, но и с друзьями, учителями,
другими взрослыми и др.).
4) В отличие от подростков
и старшеклассников, младший школьник осознаёт себя больше в области учебных
возможностей и меньше в плане нравственно-волевых качеств. Именно за период
обучения в начальной школе у детей формируется учебная деятельность, что
определяет особую значимость формирования у младших школьников ориентации на
интеллектуальные ценности.
Учёт названных возрастных особенностей позволяет
использовать средства педагогического воздействия, оптимальные и наиболее
адекватные для младшего школьного возраста. При этом важен учет специфики той
или иной школьной дисциплины. Как объект изучения
родной язык поистине уникален. Формирование ценностных ориентаций в данном
случае будет реализовываться в трёх направлениях: через речевую деятельность,
при работе с литературным текстом, в процессе овладения знаниями о системе
языка и соответствующими умениями.
Наибольшим
ценностным потенциалом обладают художественные тексты. Они синтезируют другие
языковые уровни и предполагают усвоение ценностей в единстве идейного
содержания и композиционно-стилистических характеристик. На это обращали
внимание многие исследователи (О. С. Богданова, О. Д. Калинина, Ю. Н. Кулюткин,
А. В. Полякова, Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Г. А. Баранова и др.).
Среди всего многообразия художественных
текстов в педагогике выделяются так называемые ценностно-ориентирующие,
основной функцией которых является акцентирование внимания читателя на
ценностных аспектах (А. В. Полякова, С. И. Маслов, Г. А. Баранова и др.). Как
отмечает А. В. Полякова, «характерным для ценностно-ориентирующих текстов
является то, что любой объект характеризуется в них не со стороны его
естественных свойств, а по отношению к человеку и присущим человеку нормам,
идеалам и целям».
Формирование ценностных ориентаций у младших школьников при чтении
осуществляется посредством усвоения потенциала произведений. Содержание
ценностно-ориентационных текстов, используемых на уроках языкового цикла в
начальной школе, должно в первую очередь реализовывать приобщение к социально
значимым ценностям. Форма построения таких текстов (композиционные особенности,
стиль, система образов и т. д.) должна отражать особенности восприятия
ценностей младшими школьниками.
С этой точки зрения к данным текстам могут быть отнесены:
·
Тексты,
содержащие прямую оценку признаваемых либо отвергаемых ценностей (Например,
стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», большинство
басен, пословицы и др.). Будучи средством определения значимости объекта,
оценка передает младшим школьникам критерии отношения к окружающему миру и к
самому себе. Это акцентирует внимание ребенка на значимых объектах и учит его
ориентироваться в мире ценностей.
·
Тексты,
активизирующие эмоциональное восприятие ценностей. Они
называются в дидактике эмоциогенными (С. И. Маслов, Г. А. Баранова и др.). Их
использование основано на ведущей роли эмоционального воздействия при
формировании ценностных ориентаций у детей 6-10-летнего возраста (к ним можно
отнести произведения с эмоционально насыщенным сюжетом, например, отрывок из
повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» - «Тёма и Жучка», эмоционально насыщенные лирические произведения и т.
д.).
·
Тексты,
реализующие ценностное внушение и убеждение. Они формируют осознанную
потребность действовать в соответствии с социально значимыми ценностями через
ярко выраженные в них авторское мнение, убежденность и личный пример героев
произведения, а также через авторское мнение (например, рассказы В. Осеевой,
рассказы из Азбуки Л. Н. Толстого и др.).
·
Тексты,
построенные на соотношении ценностных контрастов. Соотношение
ценностных контрастов в композиции, в системе художественных образов способствует
акцентированию внимания детей на проблеме выбора в ситуации ценностного
противоречия. Сюда могут быть отнесены, например, сказки В. П. Катаева «Дудочка
и кувшинчик», «Цветик-семицветик», Л. Пантелеева «Две лягушки» и др.
·
Тексты,
расширяющие представления детей о мире ценностей. Расширение
представлений детей о мире ценностей через чтение таких произведений позволяет осуществлять
процесс формирования ценностных ориентаций посредством обогащения социального
опыта ребенка. В число подобных текстов могут быть включены, например, рассказы
И. Шмелева «Русская песня», Л. Н. Толстого «Праведный судья» и др.
Вместе с тем не всегда работа с
художественными текстами по формированию ценностных ориентаций даёт должные
результаты. Каким же образом нужно организовать деятельность учителя начальных
классов, чтобы ценности, формируемые в процессе педагогического воздействия,
действительно стали ценностными ориентациями младших школьников?
Долгое время
в работе учителя начальных классов преобладали словесные формы передачи
ценностей – длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями,
которым, как справедливо подчёркивает Н. М. Трофимова, «явно не хватало
индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ученика, учёта его личностных
особенностей».
Изменившиеся в последние годы
представления о роли личности в системе общественных отношений выявили всю
целесообразность использования для формирования ценностных ориентаций таких способов
организации труда педагога, которые активизируют самостоятельную деятельность
младшего школьника. Деятельность
по присвоению ценностей в условиях обучения
осуществляется посредством выполнения школьниками комплекса
ценностно-ориентирующих заданий. Формирование ценностных ориентаций посредством
организации работы с художественными текстами может осуществляться с
использованием следующих групп заданий:
·
Заданий, предполагающих
адекватное усвоение ценностного потенциала художественного текста.
Особенность художественного текста такова, что
авторские ценности воплощаются в его образной системе. Автор из множества самых
различных фактов окружающей действительности отбирает только те, которые важны
ему для выражения своих взглядов и позиций.
Его собственное отношение к изображаемому
проявляется и в выборе темы, и в отборе фактов, и в пространственно-временной
взаимосвязи, и в построении сюжета, и в способе рассказывания, и во множестве
других элементов произведения, которые все вместе составляют его структуру.
Увидеть, открыть этот потенциал – значит, сделать первый шаг в присвоении
ценностей, скрытых в образной системе художественного текста.
Эти задания представляют собой, по существу,
анализ художественного текста в единстве его формы и содержания с целью
выявления заложенного в них ценностного смысла. Они организуются часто в форме
вопросов, выборочного чтения, бесед-рассуждений, сопоставительного анализа-наблюдения
и проч. (Например, что хотел сказать автор своим читателям? Каким образом можно
увидеть авторскую позицию? Как смысл произведения проявляется в развитии
действия? в характере героев? в выборе слов? и т. д.).
·
Заданий предполагающих
пробуждение адекватных эмоций к произведению.
Они позволяют реализовать формирование
ценностных ориентаций через воздействие на аффективную сферу учащихся. Это
происходит посредством конкретизации метода адекватных эмоций в процессе работы
с текстом (Каков этот текст? грустный, смешной, печальный? Какие чувства
возникали у вас при чтении? Кому из героев вы сочувствовали? почему? и т.д.).
·
Заданий, предполагающих
формирование самостоятельной оценки ценностного потенциала текста. Включение таких
заданий к данную классификацию предполагает формирование способности младших
школьников к оценке. Например: Кто из героев вам симпатичен? неприятен? почему?
Как вы оцениваете действия героев? Согласны ли вы с ними? С позицией автора?
Объясните свое мнение.
·
Заданий, предполагающих
самостоятельный поиск решения ценностного противоречия, представленного в
тексте. Их
выполнение позволяет применять метод эмоционально-ценностных контрастов (С.И. Маслов)
при ответе на следующие вопросы: У кого из героев разные мнения? разные
представления о том, что хорошо, что плохо? Кому из них вы симпатизируете?
Почему? Правы ли были герои в своих взглядах и поступках? Как бы вы поступили
на их месте?
·
Заданий, предполагающих
активизацию творческой деятельности, на основе восприятия ценностного потенциала
текста.
Формирование ценностных ориентаций у младших школьников осуществляется в
процессе творческой работы: составлении пересказа от имени полюбившегося героя
с объяснением своего выбора, иллюстрирование полюбившихся героев и эпизодов,
подготовка собственных высказываний-выступлений об отношении ребенка к
ценностной позиции автора и др.
Совокупное воздействие текстов и ценностно-ориентирующих заданий
позволит повысить качество работы по формированию ценностных ориентаций у
младших школьников.