Философия.
Секция 6: Философия культуры
О необходимости увязывания философских
воззрений К.Э. Циолковского с идеями древнеславянской космологии
А.В.
Мушич-Громыко
Новосибирский университет экономики и управления
Глобальный вклад К.Э. Циолковского в
развитие отечественной теоретической космонавтики глубоко и всесторонне
исследуется как отечественными, так и зарубежными специалистами. Не менее
значим и его вклад в общую философию. Циолковский, будучи сторонником идей
русского космизма, описал свои представления о Вселенной в хорошо известной
«Космической философии». Но сегодня, по прошествии нескольких десятков лет можно
с полной уверенностью утверждать, что Циолковский
в своих идеях сумел преодолеть умозрительные границы философствования и вывести
русский космизм на его исторически новый уровень, превратив не всегда
ровные и равноценные идеи космизма в
довольно стройную систему с широкой претензией на научность.
Одной из ведущих философских идей Циолковского,
как мы знаем, становится идея о множественности миров, во многом ставшая
основной ветвью советской социальной космологии. Вот как об этой идее Циолковского
пишет И.С. Шкловский в своей знаменитой книге «Вселенная, жизнь, разум»:
«Пламенным сторонником идеи о множественности миров, населенных разумными существами,
был замечательный русский ученый, основатель астронавтики К.Э. Циолковский.
Приведем только несколько его высказываний по этому вопросу: «Вероятно ли,
чтобы Европа была населена, а другая часть света нет? Может ли быть один остров
с жителями, а другой – без них…?» И далее: «…Все фазы развития живых существ
можно видеть на разных планетах. Чем было человечество несколько тысяч лет тому
назад и чем оно будет по истечении нескольких миллионов лет – все можно
отыскать в планетном мире….»»[1, с. 11].
Традиционно
отечественные исследователи, изучая наследие Циолковского, большое внимание
уделяют русской школе организации и космизма.
На сегодняшнем этапе освоения идей
великого мыслителя считаем крайне важным и актуальным усмотреть во взглядах
соотечественника ту историко-социальную глубину, которая роднит его с мощью
античных философов (на что указывает И.С. Шкловский, говоря о первой из
приведенных нами цитат). Именно такое глубинное рассмотрение укажет нам на гносеологические корни его воззрений,
которые именно в античном взгляде сближают его идеи с идеями древнерусской
космологии, в которой идея множественности миров (выраженная конечно в рамках
историко-культурного контекста) занимает далеко не последнее место.
Самим названием нашей работы мы обозначили
тот исследовательский вопрос, из актуальности которого вытекает некоторый ряд
философско-методологических задач.
Для краткости перечислим важнейшие:
·
На уровне специальных
исследований задать социально-научные и историко-философские контуры понятия «древнегреческая космология»
с обоснованием универсальных протоэпистемических оснований, транзитировавших в
состав древнерусской космологии.
·
Очертить круг идей,
связанных с дисциплинарным и междисциплинарным (когнитивным) изучением космологических [проторегиональных] картин
мира архаических сообществ.
·
Указать на
естественнонаучный статус древнерусской космологии и убедительно показать
состав протоастрономических взглядов, как содержащих серьезную заявку на изначальную
диалектико-материалистичность древнеславянской космологии, в каком бы формате и
контексте она себя не представляла в истории.
·
Обнаружить, описать и
конкретизировать принципиальные положения космической философии Циолковского
как обоснованно проистекающих из социально-научных стратегий древнерусской
космологии.
·
Выделить данную ветвь изучения
наследия Циолковского в отдельную исследовательскую область в совокупности с ведущими
научно-исследовательскими программами отечественных космологов, что позволит,
по нашему мнению, выработать проект теоретико-методологического подхода к
данному роду исследований и значительно обогатить наше понимание идей Циолковского.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о
том, что богатейшее наследство К.Э. Циолковского еще не единожды будет
привлекать к себе последующих исследователей, чьи работы будут приближать нас к
идеям великого соотечественника.
Литература
1. Шкловский И.С. «Вселенная, жизнь, разум» - 5-е изд.
перераб. и доп. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической лит-ры.
1980 – 352с.