Политология
К. социол.
н. Вершинина И.А.
Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова
Глобальный
мир – глобальная культура?
В последнее время все чаще в научных публикациях можно
встретить такие термины, как «глобализация культуры», «глобальная культура» и
т.п. О глобализации в сфере культуры рассуждают, проводя аналогии с
экономической сферой, в которой сформировался единый рынок, с политической
сферой, где международные отношения развиваются в одном пространстве и
существует универсальный мировой порядок. Однако культурная сфера имеет свою
специфику.
Безусловно, процесс глобализации способствовал растущей
взаимосоотнесенности культур и в некоторой степени их унификации. Но в данной
сфере общественной жизни наиболее ярко, даже сильнее, чем в политике,
проявляется контртенденция – желание вернуться к своим национальным истокам.
Тенденция к культурному единообразию, через которую
проявляется процесс глобализации, реализуется, прежде всего, с помощью
материальных носителей. Стандартизация производства материальных ценностей
способствует стандартизации потребления, а следовательно и унификации
потребностей людей в различных точках земного шара: «Способ, которым
сегодняшнее общество «формирует» своих членов, диктуется в первую очередь
обязанностью играть роль потребителей» [1; 115]. Общество потребления создает
свою собственную культуру, в которой традиционная связь между потребностями и
их удовлетворением переворачивается с ног на голову: обещание и ожидание
удовлетворения предшествует потребности, которую обещано удовлетворить [1; 118]. В условиях глобализации культурные продукты
получили возможность с легкостью пересекать национальные границы и перемещаться
по всему миру, создавая культурное разнообразие.
Глобальный спрос и глобальное
предложение идут рука об руку друг с другом. Производители товаров
ориентируется на потребителя далеко за пределами своего государства. Субъектами
глобального культурного производства становятся мегакомпании — медиакорпорации
и корпорации, работающие в сфере культуриндустрии, причем большинство ТНК,
действующих в этой сфере, являются детищами либо американского, либо
европейского капитала: «Основные культурные потоки текут сегодня с «Севера»
(Запада) на «Юг» (Восток). Очевидное культурное господство промышленно развитый
государств есть не что иное, как продолжение в символической сфере тех
процессов, которые происходят в политико-экономической и военно-политической
сфере» [4; 209].
Два известнейших исследователя в
области глобализации, Э. Гидденс и З. Бауман, характеризуют ситуацию,
которая сложилась на сегодняшний день в западных странах, одним и тем же
термином – «зависимость». Э. Гидденс говорит о том, что это понятие,
которое изначально относилось лишь к алкоголизму и наркомании, сейчас может
коснуться любой сферы деятельности. Причину данного явления он видит в том, что
изменилась роль культуры: «Эти сферы жизни, как и остальные, сегодня гораздо
меньше, чем прежде, регулируются традициями и обычаями» [3; 63]. Человек
постепенно становится рабом привычек и образа жизни, которые когда-то выбрал по
доброй воле.
З. Бауман также говорит о
рабстве, в которое попала западная цивилизация: «В потребительском обществе все
является вопросом выбора, за исключением навязчивого желания выбирать, –
навязчивости, которая превращается в пристрастие и больше не воспринимается как
навязчивость» [2; 81]. Желание покупать становится самоцелью и единственной
безальтернативной и неоспоримой целью; как и прочие разновидности зависимостей
она является саморазрушительной, поскольку уничтожает возможность, когда-нибудь
получить удовлетворение. Причем, мы покупаем не только товары, но и образ
жизни.
Глобализация происходит в условиях доминирования западной цивилизации, следствием
чего стало навязывание остальному миру ценностей, характерных именно для нее. «Претензии
на цивилизационную исключительность и превосходство отравляют атмосферу
современных международных отношений» [5], заставляя представителей других
цивилизаций искать способы сохранения своей культурной идентичности.
Стойкое сопротивление влиянию со стороны глобализационных
процессов демонстрирует исламская цивилизация, проявляя высокие адаптационные
возможности и одновременно устойчивость к внешнему культурному и ценностному
воздействию. Всплеск исламского фундаментализма
– это во многом реакция цивилизации на экспансию и навязывание западных
ценностей, чуждых ей. Как считает Э. Гидденс, фундаментализм возник лишь в середине ХХ века, начиная с
1960-х гг., и именно как ответная реакция на глобализацию [3; 64]. Цель
фундаментализма – вернуться к традициям, нравственным убеждениям, которых
придерживались предыдущие поколения. Это реакция на глобализацию, но
одновременно и активная ее эксплуатация, поскольку фундаменталисты по всему
миру активно пользуются ее достижениями, в первую очередь, конечно,
современными коммуникационными технологиями.
Миграция – это процесс, который активно способствует смешению культур.
Мигранты, приезжая из стран с другими культурными традициями, способствуют их
популяризации и распространению по всему миру. Суши, фэн-шуй, йога и т. п. уже давно стали органичной составляющей
повседневной жизни многих представителей западной цивилизации, хотя изначально
были ей чужды: «Поскольку мигранты и их потомки составляют все более заметную
часть населения в странах Севера, это не может не сказаться на маркетинговых
стратегиях. Рынок этих стран начинает производить товары, ориентируясь на новый
круг потребителей. Этноджаз, world music, тибетская, тайская, африканская
одежда, украшения, благовония, одеяла, ковры, циновки и, наконец, восточная
пища — все это в изобилии производится на Западе,
причем далеко не только для выходцев с Востока» [4; 217]. Модные веяния
активно подхватываются средним классом, который обладает достаточным доходом
для того, чтобы потакать подобным прихотям. Особенно быстро они
распространяются в мегаполисах, а оттуда уже проникают в другие регионы.
Выход из противостояния западной цивилизации всему остальному миру
может быть найден в отказе от попыток
создания глобального мира как цивилизации. Это позволило бы снизить риск
межцивилизационной конфронтации. Достижения научно-технического прогресса
должны помочь человечеству преодолеть цивилизационный кризис и построить
гуманное мировое сообщество, толерантное по отношению к культурному
разнообразию.
Литература:
1. Бауман З. Глобализация: последствия для человека и
общества. М.: Весь мир, 2004.
2. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет
нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
4. Малахов В.С. Государство в условиях глобализации. М.:
КДУ, 2007.
5. Представитель России предложил международному
сообществу подготовить «Белую книгу по межцивилизационному диалогу», 16.01.2008
//
http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=8949.