Тимченко
В.В. аспирант
Ставропольский
государственный университет, Россия
К вопросу о влиянии рыцарской культуры на повседневную жизнь итальянских
горожан XIV –XV вв.
В этот
период черты роскоши сильнее, чем когда-либо ранее, проявляются в быту зажиточных
пополанов, ведь все повышенные формальные запросы буржуа позднего средневековья
и последующих эпох основываются на подражании образу жизни аристократии. Как отмечает Э. Виолле ле Дюк, события во
внутренней жизни итальянских городов, равным образом, как и на
внешнеполитической арене, имевшие место в XIV –XV
вв., сказались на том, что в городских жилищах увеличилось число предметов
мебели, и они стали «несравненно лучше и дороже по стоимости». В окнах патрицианских домов появляются
стекла, на стенах ─ гобелены. Подобно рыцарству, купцы предаются охоте,
«спорту благородных». В одежде и украшениях они соревнуются со
знатью, так же как и в погребальных обрядах, обставляя их с максимальной
помпой. Над погребениями воздвигаются роскошные надгробия, ─ патрициат спешит
увековечить свою славу. Некоторые впадают в экстравагантность. В сохранившейся
от 1415 г. описи расходов на свадьбу патриция из Пистойи подробно зафиксированы
его широкие траты, включая оплату свиты из восьми всадников, покупку невесте
шести платьев, отделанных мехом и серебром, сундуки, драгоценности, постельное
белье и пр., ─ за все это было уплачено целое состояние, почти 600
флоринов.
Удачно
выразился по этому поводу Маттео Виллани (ум.1363 г.): «…они (пополаны ─
В.Т.) нежатся в праздности, с распущенностью впадают в грех чревоугодия на
званых обедах, в тавернах, наслаждениях изысканными яствами, в удовольствиях,
предаются без всякой узды похоти, пребывая в нелепых одеждах необычного покроя,
и с нечестивыми манерами, изменяя заново все формы и предметы домашнего
обихода. Да и тощий народ, мужчины и женщины, из-за чрезмерного изобилия,
которое оказалось у них в вещах, не желают заниматься обычными ремеслами;
теперь самые дорогие и деликатные кушанья хотят они в своей жизни…».
В отличие от рыцарей, войны не разоряли бюргерство. Представители последнего свободно покупали, брали в залог землю, постоянно приобретали новые привелегии, навязывая дворянам, которые всё чаще нуждались в деньгах, кабальные условия договоров. Дольше всего привелегии для рыцарства продержались в такой рекреационной форме поведения, как охота. Последние их остатки исчезли лишь в конце XVII в. При этом разбогатевшие простолюдины ещё и насмехались над дворянством, видя, как оно нищает: «Бергамино увидел, что… он со своими конями и слугами проживается в гостинице, его стала забирать меланхолия... С собою он привез три прекрасных, дорогих костюма, подаренных ему… сеньорами но так как хозяин (гостиницы ─ В.Т.) требовал платы, он сначала отдал ему один костюм, затем, оставшись более долгое время, второй и принялся уже питаться на счет третьего, решив остаться и посмотреть, на сколько его хватит…».
Если в период, предшествующий рассматриваемому в небольшом доме, где на каждом этаже было две-три скромно обставленные комнаты, вполне хватало одного слуги, бывшего и швейцаром, и поваром, и кучером, и конюхом, и управляющим, и чернорабочим, то теперь постепенно растущая привычка бюргерства к роскоши требовала увеличения и количества домашней прислуги. Феодалы сравнительно легко решали эту проблему за счёт крестьян, горожане же не могли иметь много постоянных слуг, и им, по мере необходимости, приходилось нанимать людей со стороны. Упоминание об Этом находим в «Декамероне» Джованни Бокаччо (1313-1375): «…мужчинам и женщинам, которые заболевали, а их количества не исчислить, не оставалось другой помощи, кроме милосердия друзей (таковых было немного), или корыстолюбия слуг, привлеченных большим, не по мере жалованьем…». Также в XIV – XV вв. в домах итальянских горожан распространяется обычай иметь в качестве слуг рабов, привезённых с Востока ─ из славянских стран, с Кавказа, из Турции. Такого рода пленники, привлекаемые для работы в качестве домашней прислуги характеризуются Коллючо Салютати (1331-1406) как «люди, которые в ходе справедливой брани неожиданно попадали в плен, превращались в рабов по законам войны». Например, в домашнем хозяйстве Датити в конце XV в. использовались четверо слуг, в том числе, две рабыни, затраты на содержание которых были вдвое меньше, чем на найм свободных людей.
Для больших семейных праздников бюргеры всё чаще снимали у кого-нибудь из представителей аристократии мебелированный дворцовый зал, каковых в домах горожан не имелось, со значительным числом наёмного обслуживающего персонала, вроде того, что был описан Маттео Банделло (1485-1561): «Ромео оставался в маске, потом снял ее и сел в угол, откуда мог видеть всех находящихся в зале, которая освещалась множеством факелов и где было светло, как днем». С XIV в. на городских улицах Италии поимо дворцов и башен, принадлежащих грандам, всё чаще появляются палаццо крупнейших пополанских семей. Подобным зданиям, принадлежавшим крупнейшим из итальянских купцов (как, впрочем, и позднеготическим зданиям южногерманского патрициата), знать могла бы даже позавидовать.
Таким образом, быт городской верхушки в рассматриваемый период уже мало чем отличался от дворянского. В заключении хотелось бы привести ещё несколько отрывков из «Декамерона» Бокаччо, повествующих об изменении в жизни горожан: «Здесь, обзаведясь многочисленной прислугой, собаками, ловчими птицами и конями, среди пиров и празднеств и в веселии они стали жить со своими возлюбленными, точно бары, будучи счастливейшими в свете людьми», «Куррадо Джьянфильяцци… гражданин нашего города… живя по-рыцарски, постоянно находил удовольствие в собаках и ловчих птицах…».
Литература.
1. Хейзинга И. Осень средневековья. М. 2001 г.
2. Виолле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в Средние века. СПб., «Евразия», 1997 г.
3. Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д’Арк. СПб., 2002 г.
4. Гуревич А.Я. Средневековый купец. // Одиссей-1990. Личность и общество. М., 1990 г.
5. Cronica di Matteo Villani. Libro I. Firenze, 1825.
6.
Джованни Боккаччо.
Декамерон. День первый. Новелла шестая.
// http://lib.aldebaran.ru/author/bokkachcho_dzhovanni/bokkachcho_dzhovanni_dekameron
7. Verlinden C.
L’esclavage dans le centre e le nord dell’Italie continentale au bas Moyen age.
Gent, 1970.
8. Gioffre D. Il mercato degli
schiavi a Genova nel sec. XV. Genova, 1971.
9. Колюччо Салютати.
Письмо от 11 ноября 1403 г. к Бандини д’Ареццо. // Сочинения итальянских гуманистов эпохи
Возрождения (XV век). Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985 г. с. 40 – 43
10. ASF. Medici avanti il Principato. Filza 83. № 48. p. 297-298
11. Маттео Банделло. Ромео и Джульетта. // Зарубежная литература.Эпоха Возрождения. М.: «Просвещение»,1976 г. с 160-170
12. Гусарова Т.П. Города средиземноморья. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.4. М., 2000 г. с 146 - 160