ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Ошақбаева Г. И.
ТИГУ, Казахстан
C освоением
новых технологий и материалов возрастает роль дизайна в современной жизни
человека. Дизайн выходит за пределы традиционного представления о нем как об
искусстве или технологии. С каждым годом появляются новые виды дизайна,
которые охватывают все поле деятельности человека.
Дизайн в переводе с
английского означает «чертеж», «проект», «эскиз», «рисунок», «замысел». Он
является разновидностью художественно-проектной деятельности, охватывающей
создание промышленных изделий и рационатьное формирование целостной
предметной среды.
В дизайне польза совмещается
с красотой, создается гармония утилитарного и эстетического аспектов.
Утилитарный отражает любые практические, функциональные, жизненные потребности
предмета, эстетический — специфическую потребность в прекрасном, в гармоничной,
художественно-осмысленной среде.
Дизайн связан с эргономикой.
Эргономика используется как эффективное средство повышения качества промышленной
продукции, ориентирована прежде всего на человека, на гуманизацию техники и
окружающей человека предметной среды.
Дизайн видит в развитии эргономики одну
из важных научных основ своего собственного становления, а эргономика
рассматривает дизайн как средство эффективной реализации эргономических норм и
требований в проектных разработках, на практике. Цели и задачи эргономики во
многом идентичны целям и задачам дизайна.
Эргономика—дисциплина,
комплексно изучающая антропологические, биомеханические, психофизиологические
аспекты взаимодействия человека с техническими средствами с целью придания
системе «человек — машина — среда» таких свойств, которые обеспечивают
наиболее эффективное ее функционирование при условии сохранения здоровья и
развития личности.
Зарождение эргономики
относят к 20-м годам XX века, когда в Великобритании, США, Японии и других
странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки
комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности. Термин
«эргономика», предложенный в 1857 г. польским естествоиспытателем
Ястшем-бовским, получил широкое распространение с 1949 года, когда группа
английских ученых во главе с Мареллом организовала эргономическое исследовательское
общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как
самостоятельной научной дисциплины. С середины 50-х эргономика интенсивно
развивается во многих странах мира.
В 1961 г. создана
международная эргономическая ассоциация. С 1957-го в Великобритании издается
журнал «Эргономика». В СССР подъем эргономики наметился в 30-е годы XX века.
Учеными Гастевым, Керженцевым, Бехтеревым и Месешсвым была разработана первая
содержательная концепция эргономики, которую назвали — эргология, эргоно-логия.
При создании дизайн-продукции необходимо согласовать между собой отдельные
рекомендации по психологии, физиологии, гигиене труда, соотнести их и увязать в
единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности
человека.
Методы дизайна, связывающие
потребительские и эстетические качества предмета и объектов, могут оказывать
определенное воздействие на решение таких важных социальных проблем, как
функционирование производства и потребления, существование людей в мире
окружающих предметов.
На примере Японии очевидно,
что именно эстетическая составляющая воспитания в системе образования явилась
одной из компонентов успеха японского образования и конкурентоспособности
промышленности. После принятия закона об образовании в 1945 году, который был
нацелен на осовременивание японского общества и ориентирован на лучшие западные
образцы, специалисты не забыли включить в учебные программы традиции
художественной культуры, был использован широкий спектр потенциала искусства,
что принесло в итоге потрясающие результаты. Уже с детского возраста
прививается эстетический вкус, детям на уроках рисования, цвето-ведения,
демонстрируются несколько десятков оттенков того или иного цвета, палитра не
ограничивается семью цветами радуги. Обычно названия японских цветов тесно
связаны с природными компонентами, т. е. названия происходят по идентификации
соответствия какого-либо цвета с цветом подобного предмета в природе.
Например, бараиро (алый) переводится как «цвет розы», момоиро (розовый) — «цвет
персика», нэдзумии-ро (серый) — «цвет мыши» и т. д.
Конечно, художественные
способности отдельного ребенка и восприятие красоты у каждого человека
различные, но воспитывать эстетический вкус, так же как и другие
интеллектуальные способности, надо целенаправленно и планомерно.
Эстетика в целом как наука о природе и
закономерностях чувственного восприятия мира не несет в себе выраженной
политической,религиозной или образовательной функции.
Одной из важных составляющих социокультурной
динамики развития японского общества явилось эстетическое воспитание, что
ярко выражено в культуре, в таких понятиях, как «моно на аварэ» (скрытое
очарование вещей), «югэн« (глубинная красота тайного), «сибуй» (красота
скромности и натуральности), «едзе» (искусство отклика отзвука), «кэйме» (искусство
восторгаться красотой изысканного), «кокоро» (сосредоточенность на единичном).
Три меры прекрасного -
ваби, таби, саби - означают «увидеть прекрасное
в простом».
Три вида эстетического
созерцания, выделившегося в самостоятельные области эстетической культуры в
Японии, представляют собой разные аспекты единого целостного состояния
человеческого созерцания красоты мира и осознания пребывающей в ней благодати,
а способность человека к такому созерцанию выступает как знак подлинности
личности. Это - «цукими» (любование луной), «юкими« (снегом), «ханами»
(цветами).
Чувство меры и пропорции в
японской эстетике ярко наблюдается и в искусстве икэбаны, и в культуре
парков. Точное соизмерение общего и малого в пространстве представлено в
японском саде камней. Например, камни, прочерченные полосы вокруг них на песке
изображают волны и олицетворяют собой море и скалы. Размер не имеет значения,
существуют лишь пропорции. Парки основаны на принципе, что любая картина
природы может быть сжата до миниатюры. Тот же принцип сохраняется и в
искусстве икэбаны, дословно «цветы, которые живут», в аранжировке цветов.
Во многом благодаря
эстетическому воспитанию у человека происходит воспитание духовных ценностей —
доброты, любви ко всему живому и т. д. В данной модели воспитания человека по
законам красоты заложен незаметный, на первый взгляд, глубокий гуманизм.
Возможно, благодаря
художественно-эстетическим акцентам образования, уже начиная с 20—30 годов XX
века, в Японии бурно развивается такая область художественно-промышленной
деятельности, как дизайн. Придается огромное значение эргономическим
исследованиям и дизайн-разработкам товаров массового производства. Благодаря
этому японские товары стали конкурентоспособными на мировом рынке.
Отрадно,
что и в Казахстане стали уделять больше внимания дизайну как самостоятельному,
активно развивающемуся виду изобразительного искусства и промышленной
деятельности.
Использованные литературы:
1. Карпов М.М. Филосовчкие вопросы современного естесвознание
Ростов 1972.
2. Слово дизайне //“Мысль” 2005г.