Психология и социология/ 7. Общая психология
Головнева И.В., канд. психол. наук, доцент,
Харьковский государственный
университет
«Народная украинская
академия»
Особенности
выраженности маскулинных и фемининных характеристик личности у современных мужчин и женщин
В основе стереотипов
фемининности-маскулинности лежит древнейший механизм формирования идентичности
– «Я» и «Другие», «Свой» и «Чужой». И при всей неоднозначности отношения к
содержательному наполнению этих стереотипов, само их существование необходимо в
качестве нормативов гендерной социализации.
Но образы «женственности» и
«мужественности», созданные
в предшествующий период, вступают в резкое противоречие с новыми гендерными
ролями и статусами, формирование которых наблюдается
в современном обществе.
Обозначим возможные последствия влияния
гендерной стереотипизации на общество и личность конкретного человека.
Во-первых, гендерные стереотипы являются
социально разделяемыми представлениями и человек, желая быть социально
приемлемым, пытается соответствовать стереотипам, репрезентирует себя в
социально приемлемой манере. Мы замечаем тех, кто не соответствует
установленному порядку вещей и, как правило, осуждаем их. Социально-осуждаемым
может быть и выбор профессий, которые предписаны гендерными ролями, причем для
мужчины здесь нормы более жесткие, чем для женщины. И, таким образом, гендерные
стереотипы являются мощным рычагом социального контроля. В стабильном обществе
«замершим» на определенной стадии развития такие стереотипы могут быть
полезными, освобождая человека от груза самостоятельного выбора необходимой
модели поведения, направления жизненного пути. Но в изменяющемся обществе люди
сталкиваются с дискредитацией эффективности привычных стереотипов.
Обратный механизм – интерпретация мотивов
поведения и результатов деятельности человека на основании его гендерной
принадлежности (социальная каузальная атрибуция). Принадлежности к группе (в
данном случае, к группе мужчин или женщин) достаточно, чтобы объяснить мотивы
поведения конкретных мужчин и конкретных женщин.
Во-вторых, гендерные стереотипы могут оказать весьма негативное
влияние на жизненные притязания и достижения женщин. Дж. Олпорт сформулировал идею о том, что люди, являющиеся жертвами
предрассудков, обычно развивают в себе именно те качества, которые
соответствуют этим предрассудкам. Многие западные исследователи вслед за Дж.
Олпортом называют это «самовыполняющемся пророчеством». Если женские характеристики
в обществе воспринимаются как негативные, то женщина не только их разделяет, но
и программирует себя на неудачу, развивает в себе эти качества.
Но не только женщины страдают от
«заданности» своей роли. Мужчина, в стереотипные черты которого входят такие,
например, характеристики как доминирование, стремление к достижению цели,
высокая конкурентоспособность, также программируют свое поведение в
соответствии со стереотипом маскулинности. Однако, в случае своего провала
мужчины испытывают больший стресс и понижение самооценки происходит у них
быстрее, чем у женщин, так как планка достижений у них изначально завышена
обществом.
Все вышесказанное еще раз показывает
взаимосвязь и взаимозависимость между вечными категориями «женского» и
«мужского», между культурными, социальными и личными компонентами, обуславливающими
содержательное наполнение образа себя и другого человека, являющегося
представителем противоположного пола.
Целью нашего исследования явилось изучение
степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик личности
современных мужчин и женщин.
Исследование проводилось при помощи теста Т. Лири и опросника С.Бем. Испытуемые: 80 человек (40 женщин и 40 мужчин в возрасте от 23-х до
41-го года), работающие, имеющие высшее или среднее специальное образование.
Для выявления степени выраженности
маскулинных и фемининных характеристик в социально-психологических качествах личности
был использовали тест Т. Лири [5]. Тест
включает список из 128 характерологических свойств-утверждений, которые
сгруппированы в 8 шкал, определяющих следующие личностные черты: лидерство,
уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость,
добросердечие, отзывчивость. Как
отмечает И. Клецина, характеристики первых четырех шкал (лидерство, уверенность
в себе, требовательность, скептицизм) соответствуют набору черт, традиционно
ассоциирующихся с понятием «маскулинность». Характеристики шкал с пятой по
восьмую (уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость) соответствуют
набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «фемининность».
Результаты исследования представлены в
таблицах 1.1 и 1.2
Результаты исследования уровня феминниности, маскулинности и
андрогинности, полученные по опроснику
С.Бем предоставлены в таблице1.1.
Средние показатели маскулинности, феминниности и
андрогинности по группам мужчин и женщин
Группы Средние
|
Мужчины |
Женщины |
Маскулинности |
0,7±0,96 |
0,6±0,96 |
Фемининности |
0,7±0,97 |
0,7±0,97 |
Андрогинности |
0,32±0,96 |
0,4±0,96 |
Значимых различий между результатами двух
групп по р-критерию Стьюдента – Фишера между показателями
маскулинности, фемининности и андрогинности
не было обнаружено. Это не удивительно, так как еще в
классической теоретико-методологической
статье И. С. Кона «Психология половых различий» [3] был поставлен важнейший
с точки зрения методологии вопрос о том, какие психологические различия между
полами установлены строго научно, «в отличие от ходячих мнений и стереотипов
массового сознания». Проанализировав исследования западных ученых,
И. С. Кон указал
на то, что реальных различий между
мужчинами и женщинами значительно меньше, чем принято думать, следовательно,
полоролевые предписания, гендерные стереотипы имеют социально-культурное
происхождение. Правда, нельзя забывать, как верно отметил российский психолог
П. Шихирев, что главное в стереотипе не сама истинность, а убежденность в ней,
причем отличительной особенностью убежденности, сопутствующей стереотипу является ее устойчивость,
прочность.
Результаты исследования выраженности
маскулинности и фемининности в структуре личности предоставлены в таблице 1.2.
Таблица1.2.
Показатель выраженности маскулинности и фемининности в
структуре
личности
Группы Шкалы |
Женщины |
Мужчины |
1. Авторитарность |
3±0,97 |
7±0,98* |
2. Эгоистичность |
2±0,97 |
6±0,98* |
3. Агрессивность |
5±0,97 |
6±0,97 |
4. Подозрительность |
4±0,97 |
5±0,97 |
5. Подчиненность |
3±0,97 |
4±0,97 |
6. Зависимость |
4±0,97 |
4±0,97 |
7. Дружелюбие |
6±0,97 |
6±0,97 |
8. Альтруистичность |
5±0,97 |
5±0,97 |
Примечание : * р < 0,05 степень
достоверности различий по критерию Стьюдента-Фишера.
Результаты показывают достоверные различия
по критерию Стьюдента – Фишера по ряду шкал теста. Различия проявились по
таким шкалам как авторитарность и эгоистичность: уровень выраженности этих
качеств значимо ниже у женщин. С одной стороны, этот результат можно было бы
отнести к ожидаемым, так как авторитарность и эгоистичность относятся к
традиционным маскулинным характеристикам, с другой стороны, результаты
тестирования по методике С.Бем не показали наличия значимых различий между
группами по параметру «маскулинность». С чем связаны такие расхождения в
результатах? С нашей точки зрения это может быть объяснено противоречивостью
соотнесения традиционной маскулинной модели с реальностью сегодняшнего дня.
Согласно
теории мужской полоролевой идентичности, разработанной Дж. Плеком,
психологическое здоровье мужчин непосредственно связано с «правильной» в контексте
традиционной патриархатной культуры мужской идентичностью [6]. Исследования же последних лет показывают, что
помимо позитивных аспектов мужественности, традиционная мужская гендерная роль
в современном обществе является причиной тревоги и напряжения, поскольку
некоторые ее аспекты дисфункциональны и противоречивы и не способствуют
успешной адаптации.
Ведь
большинство мужчин не способно на сто процентов соответствовать нормам,
входящим в идеологию мужественности. Невозможность соответствовать идеалу часто
приводит к неадекватным попыткам доказательства своей мужественности: путем
агрессии, жестокости, рискованного или саморазрушающего поведения. Это
поведение, имеющее компенсаторный характер, часто является реакцией на низкий
экономический уровень (а деньги – это статус и власть). С другой стороны, такое
поведение является социально осуждаемым и отвергаемым многими мужчинами на
личностном уровне.
Далее,
поскольку маскулинность определяется через обособление, мужской идентичности
угрожает близость и, как следствие этого, у мужчин обычно возникают трудности
во взаимоотношениях. Мужчины, следующие нормам традиционной мужской
идентичности, стремятся избегать самораскрытия, и в результате для них
уменьшается вероятность получения от окружающих эмоциональной поддержки, так
как даже близкие часто могут не догадываться, что она им необходима. Нормы,
требующие от мужчин ограничения эмоциональности, снижают и уровень их
эмоционального интеллекта, так как трудно почувствовать и понять эмоции
другого, не отрефлексировав свои собственные. И эгоизм мужчин зачастую
базируется на непонимании ожиданий другого.
Таких
примеров, иллюстрирующих проблемные зоны традиционной маскулинной модели
идентичности, можно привести достаточно много. Поэтому, вполне возможно, что
ответы на опросник С.Бем отразили социально-желательную
сторону гендерной идентичности современных мужчин и женщин, более же подробный
анализ отдельных личностных характеристик показал наличие у мужчин ярко
выраженных маскулинных черт – авторитарности и эгоизма..Структура ролевых норм
«идеологии мужественности» определяется нормой статуса, нормой твердости
(физической, умственной и эмоциональной), нормой антиженственности. Мужское
начало всегда выделяется через отрицание: быть мужчиной – значит не быть
женщиной, не заниматься ничем женским. Эта особенность имеет глубочайшие корни
и возникает с момента рождения. Вначале
мальчик, как и девочка, очень близок к матери, однако стать мужчиной он может
только разорвав эту «пуповину», отмечает И. С. Кон [4]. Центральной
характеристикой мужской идентичности является потребность доминирования,
неразрывно связанная с мужской гендерной ролью.
В
целом, результаты нашего исследования еще раз показали, что как на уровне
теории, так и на практике мы находимся на том этапе, когда исследовать мы можем
только процесс, а не результат происходящей
трансформации традиционных стереотипов, гендерных ролей, качеств
личности современных мужчин и женщин. В условиях трансформирующегося общества
невозможно избежать изменений идентичности, в том числе и гендерной [1,2].
Концепция развития любой из форм идентичности предполагает рассмотрение
континиуума «Я – Другой». Гендерная идентичность характеризуется достаточно
жестким противопоставлением себя и другого. Но, когда изменяются ожидания и требования
общества по отношению к человеку, естественное желание мужчин и женщин –
сохранить позитивный образ – себя приводит к необходимости изменения
устоявшихся концептов гендерной идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Головнева И. В. Изменения гендерной идентичности как составная часть личностных
изменений/ И.
В. Головнева // Вісн. Харк. нац. ун-ту
ім. В.Н. Каразіна. Сер. Психологія. – 2009. – Вип. 41 №842. – С. 67–72.
2.
Головнева И. В.
Изменение стереотипов социальных ролей мужчин и женщин как закономерный этап личностного
развития в переходный период / И. В. Головнева // Вісн. Харк. нац. ун-ту. (Сер. Психологія). –
2002. – № 550, ч. 2. – С. 50–56.
3.
Кон И. С.
Психология половых различий / И. С. Кон. // Вопр.
психологии. – 1981. – № 2. – С. 47–57.
4.
Кон И. С. Мужские
исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон //
Введение в гендерные исследования:
в 2 ч. / под ред. И. Жеребкиной. – Харьков – СПб.,
2001. – Ч. 1. – С. 562–605.
5.
Практикум по гендерной
психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб., 2003. – 479 с.
6. Pleck J.
Masculinity ideology and its correlates / Gender issues in contemporaly society
/ J. Pleck, F. L. Sonenstein, L. C. Ku. –
Newbary Park, CA: Sage, 1993. – P. 85–100.