Основные
направления работы на музыкально – ритмическом занятии
Фёдорова
Наталья Александровна
Учитель
ритмики, МШДС № 96, блок детей с нарушением слуха
Г. Усть –
Каменогорск
Задачей
музыкально–ритмических занятий в школах неслышащих и слабослышащих детей является
развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными
компонентами.
Музыкально–ритмические занятия способствуют развитию у неслышащих и
слабослышащих детей эмоционально – волевой сферы, совершенствованию двигательной
сферы, расширению познавательных интересов, автоматизации произносительных
навыков, развитию слухового восприятия, эстетических вкусов. Вот некоторые
аспекты музыкально – ритмического воспитания детей с нарушением слухом, которые
имеют существенные отклонения от нормы и требуют коррекции в учебной,
воспитательной работе и образовании в целом.
Содержанием обучения на музыкально-ритмических занятиях является
развитие двигательных навыков под музыкальные произведения, воспроизведение
простейших музыкальных ритмов на элементарных музыкальных инструментах (бубен,
барабан, дудка и т.д.), работа над произносительной стороной речи с
использованием фонетической ритмики и без нее. Овладение элементами
речитативного пения и т.д. [1]
Представим
основные направления коррекционной
работы, реализуемые посредством музыкально-ритмических занятий:
первое направление – связь
музыкально–ритмических занятий с произношением. Данная связь прослеживается по
таким разделам работы, как развитие речевого дыхания, голоса, отработка
произношения звуков речи и их сочетаний в словах, фразах, работа над слитностью
речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе и ритме, умение
изменять силу и высоту голоса, сохранять тембр голоса без грубых его отклонений.
В упражнениях осуществляется работа над
целым словом, его элементами, т.е. слоги, слова, словосочетания, фразы,
короткие тексты в виде небольших стихотворений, песен и др.
Речевой материал проговаривается в сочетании с движениями, т.е. соединяет
работу речедвигательного анализатора с общей моторикой тела. Это составляет
часть занятия, другая часть отводится произносительной стороне речи без
макродвижений, ограничиваясь мелкой речевой моторикой.
Таким
образом, в процессе перехода от макродвижениям у детей формируется естественная
речь с интонационной и ритмической выразительностью. Весь речевой материал
используется как для автоматизации и коррекции произношения, для развития
выразительности речи, так и для развития слухового восприятия.[2]
Вторым
направлением музыкально–ритмических занятий является развитие слухового
восприятия. Это значит, что в процессе занятий используется остаточный и
снижений слух для развития слухового восприятия музыки, неречевых звуков и
речи. Восприятие речевых и неречевых звучаний на основе развития сохранной
функции слухового анализатора. В содержание работы над песней и музыкальными
пьесами входит их прослушивание, небольшая беседа об авторах, определение
характера музыкального произведения (быстрая, медленная, грустная, веселая,
тихая, громкая и т.д.). Е.З.Яхнина рекомендует сочетать эту работу с
рассматриванием и подбором пейзажа, картины, раскрывающих эмоциональную сторону
восприятия музыки, с подбором соответствующих картин к определенным
выразительным частям музыкальной пьесы и т.д.
Третье
направление - развитие двигательных навыков, макромоторики тела. В систему
упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), движения
головы (повороты), движение плеч (поднять, опустить), движения рук (вверх-
вниз, вперед – в стороны и т.д.), движения кистей рук, движения ног.
Используются элементы движения: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на
месте, приседания, подскок. Характер
этих движений разный: плавный, отрывистый, медленный, быстрый. Движения могут
проводиться без музыки и с музыкальным сопровождением, а также без речи и с
речью, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями. Движения могут
сопровождаться работой над тестом, ритмом и выразительностью речи, а также над
интонацией и мелодикой речи.
Ритмические движения в сочетании с речью и музыкой заранее не
разучиваются, они усваются в процессе упражнений, которыми овладеют учащиеся в
результате многократных повторений на музыкально – ритмических занятиях.
Таким
образом, музыкально–ритмические занятия объединяют три направления работы:
развитие движений, формирование произносительной стороны речи и развитие
слухового восприятия, что способствует наиболее полному коррекционному
сопровождению детей с нарушенной слуховой функцией.
Литература:
1. Т.М.Власова, А.Н.Пфафенеградт Фонетическая
ритмика: Пособие для учителя – М: Гуманит. изд. центр «Владос», 1996г. 240с:
илл.
2. Е.З.Яхнина Методика музыкально – ритмических занятий с детьми,
имеющими нарушения слуха: Учебное пособие для вузов- М: Гуманит. изд. центр
«Владос», 2003г.269с.