Богушевич Ольга Васильевна – музыкальный руководитель
Государственное учреждение «Модельная школа – детский
сад № 96»
г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область
Применение
здоровьесберегающих технологий
в
работе с детьми дошкольного возраста
в
условиях образовательного комплекса детский сад –
начальная
школа
Ценностное отношение к
здоровью - это особое отношение человека к здоровью, выражающееся в осознании
его ценности как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и
сопровождающееся активно-позитивным стремлением к его сохранению и укреплению.
Дошкольный возраст является началом
всех начал. Именно в эти годы от 0 до 6 лет, закладывается фундамент здоровья,
формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются
способности ребенка.
Решение проблемы
снижение обшей заболеваемости возможно при правильной организации
воспитательной и оздоровительной работы, проведение неотложных мер по
профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.
Главной нашей задачей
является вырабатывание у детей разумного отношения к своему организму, обучение вести здоровый образ жизни с
раннего детства.
В ГУ «Модельная школа – детский сад – ясли № 96»
г. Усть – Каменогорска в работе с детьми применяются современные
здоровьесберегающие технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
·
ритмопластика,
·
динамические паузы;
·
релаксация;
·
пальчиковая гимнастика;
·
дыхательная гимнастика;
·
бодрящая гимнастика.
Коррекционные технологии:
·
технологии музыкального воздействия;
·
сказкотерапия;
·
технологии
воздействия цветом;
·
технологии
коррекции поведения;
·
фонетическая ритмика.
Моя задача, как музыкального руководителя –
создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивать интерес к
занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить технологии в
ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью
улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же
здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе. На
занятиях я применяю технологии музыкального воздействия и технологии
воздействия цветом.
Воздействие цветовых и звуковых вибраций на
человека – реальность, подтвержденная как древними трактатами, так и
историческими и научными изысканиями. Существует множество школ, обобщивших
многовековую практику и новейшие научные разработки в области оздоровления
посредством цвета и звука.
Сегодня музыкальную терапию в более или
менее широких масштабах применяют
практически во всех странах Западной Европы и мира. Ведущими
музыкально-терапевтическими школами считаются шведская, американская и
немецкая. Нас интересует немецкий метод, где проводится целый комплекс
воздействий учитывающий физический и эмоциональный аспекты (Швабе, Келер, Кениг) и эффективно использующих музыку в целях:
·
развития
творческого воображения и фантазии;
·
развитие
чувства коллективизма;
·
расширение
и развитие эмоциональной сферы;
·
развитие
эстетических потребностей.
В повседневной жизни, богатой сегодня разного
рода трудностями, стрессами, подключение этого направления может служить
хорошим средством профилактики.
Из многолетних разработок звука, цветотерапии,
дыхательных гимнастик является цигун-терапия. Комплекс упражнений с
использованием определенных звукосочетаний, производимых на выдохе. Этот
метод передавался из уст в уста в течении многих поколений. Несомненный
положительный результат в лечении
заболеваний насчитывает несколько веков.
Произнесение или пропевание звукосочетаний, а вернее звуковых вибраций
кэ, сюй, ху, чюй, сы, си определенным
образом с выполнением ряда упражнений стимулирует жизнедеятельность тех или
иных внутренних органов в отдельности и всего организма в целом. В данном
разделе нас интересует определение тональности и звукосочетания по обозначенным
выше проблемам, например:
·
почки
– высокая тональность
·
печень
– низкая тональность
·
сердце
– низкая тональность
·
легкие
– высокая тональность
·
селезенка
– низкая тональность
Так при работе с легкими и верхними дыхательными
путями мы будем использовать звук СЫ в высокой тональности. А для профилактики
общего здоровья звук СИ в низкой тональности. Вот здесь то и пригодиться нам
так подробно описанная выше техника правильного дыхания.
Кроме духовного совершенствования приятные звуки
помогают еще и физическому здоровью человека. Наука о звуках уже стала
самостоятельной ветвью медицины,
появилось и название – «звукотерапия». Представьте себе, что человеческое
тело - арфа, имеющая много струн. Одни
струны – физиология человека. Другие струны – психология человека. Третьи
струны – его эмоции, опыт, ассоциации. Все они реагируют на звуки и дают
положительный отклик. Частота звуковых волн вызывает в поле человека явление
резонанса. Оно возникает в голове, груди или тканях, воздействуя затем на ритм
сердца, энергетическое поле головного мозга, частоту дыхания. Следование ритму
и характеру услышанных звуков может изменить психологическое и физиологическое
состояние человека, повлиять на его здоровье.
При
разработке сезонных мини-тренингов не остались без внимания рекомендации певицы,
педагога-вокалиста А. Н. Стрельниковой – автора уникальной дыхательной
гимнастики, известной далеко за пределами страны, а так же разработки ученого
из Новосибирска К.П. Бутейко и Московского пульмонолога А.В. Мельник.
Современные исследования подтверждают целебные свойства
произносимых или пропеваемых звуков.
Так: И (и-и-и) – нос, глаза. У (у-у-у) – горло, голосовые связки; М
(м-м-м), Э (э-э-э), Н (н-н-н) – улучшение работы головного мозга; Ц (ц-ц-ц), К
(к-к-к), Щ (щ-щ-щ), И (и-и-и) – уши; У (у-у-у), Ы (ы-ы-ы), Х (х-х-х), Г (г-г-г)
– дыхание. Так были разработаны музыкально-профилактические разминки осень-зима
и зима-весна с профилактикой соответственно простудных заболеваний, ОРЗ, гриппа
и соответственно профилактика авитаминоза, ослабление иммунитета и защитных
функций организма.
Сначала воздушные колебания заставляют
вибрировать барабанную перепонку, а затем вибрация передается по слуховым
косточкам (молоточку, наковальне и стремечку) которые протянуты по всему
среднему уху, соединяя барабанную перепонку с улиткой. Внутри улитки вибрирует
жидкость, а перекатывающееся по ней волны раздражают слуховые клетки
внутреннего уха, после чего головной мозг настраивается на эти раздражения,
которые уже являются электрическими импульсами и распознает в них звуки.
В
первом варианте предлагается в игровой форме ежедневно по (12-18 мин.) выдувать
звукосочетание особым образом пропевая их и направляя воздух на зажженные
свечи, морозное стекло, зеркальце, ладошки. Тональность задается согласно
подобранному звукоряду. В процессе отслеживается правильная осанка, диофрагменное
дыхание, а при вхождении в резонанс-
обратная связь (мозговая активность – резонаторы – орган – оздоровление ).
Детям предлагается пропевать звукосочетание слушая музыкальную подсказку или
цветовую подсказку. (кнопочки)
Во втором
варианте - подобранные из учебника по
музыкальной психотерапии В.И.Петрушина позитивные попевки прорабатываются таким образом, что звук посылается как бы в пространство, губы растягиваются в
улыбке, заставляя использовать «передний резонатор» (Дети поют и улыбаются, а
за счет этого звук становится светлым, чистым, свободным). Постепенно, в
результате систематических повторений улыбки, качество звука как бы накладывается на органы, и внешняя улыбка становится внутренней. Постоянная
внутренняя улыбка позволяет смотреть на мир оптимистичнее, а значит, весенняя
усталость и депрессивные состояния отодвигаются.
Заканчиваются занятия пеним подобранных звукосочетаний в унисон с
тибетской чашей или китайскими шарами (красными, зелеными).
Применение
цвето-звуко-терапии также используется
на утренниках, развлечениях.
Поскольку
существует прямая зависимость вибраций
звук-цвет, в данной работе нельзя было
оставить без внимания цветотерапию и не использовать ее в комплексе.
Применение
цветовых вибраций в медицине также
имеет свою вековую историю: один из наиболее давних руководств – «Принцип света
и красок» доктора Бэббита появилась в 1878 г. в Нью-Йорке. Но и еще раньше
Парацельс (1493-1541 г.г.), к примеру,
знал о влиянии цвета на здоровье. Во Франции доктор Фово де Курмель публикует
книгу «хромотерапия»(1890 г.), в 1940 г. Гектор Меллин издает свой 3-х
томник «Секрет красок».
Современной
же цветотерапии дал толчок в развитии Динша Гадиали. Три тома общим объемом
1200 страниц. Описывают лечение 316 болезней с помощью различных
цветосочетаний. Автора интересует в данном аспекте легкость детского восприятия
цветовой гаммы и возможность в игровой форме приобщить детей к «колдовству»
работы с цветом.
При
составлении занятий учитывается региональный компонент. У казахов богатая
история. Немало сложено легенд и сказок
о храбрости и мужестве, мудрости и находчивости казахов. А еще казахский народ
славится своей музыкальностью. Сказочные персонажи, которые приходят в гости к
детям имеют свою особенность. Мною придумано два сказочных образа Ақ
Қыз управительница красок,
всегда одета в белую одежду. Она ассоциируется у детей со светлым днем и богатством
красок, которые хорошо видны при
дневном свете. Қара Қыз
– смотрительница ночи, всегда в черном.
Обе сестры владели тайнами цвета и звука. Волшебный сундучок, в котором
живут сказки, позволяет поддерживать звук определенным цветом. С появлением
сказочных персонажей меняется оформление и цветовая гамма на заднем плане
сундучка.
«У Ақ Қыз
была зеленая камча (жасыл қамшы), когда она ударяла ею,
то все вокруг покрывалось зеленью и земля, и горы, и деревья. И трава и листа
шелестели так – «фа» (зеленый цвет – влияние на сердце), пропевается хаауу,
шеен, выдувание на ладонь звук ссс.
«Ранним утром Ақ
Қыз зажигала свой қызыл Алау и назывался он
рассветом или утренней зарей (появляется оформление красного цвета). Управительница
красок пела «ру» - «до» (воздействие на почки) и простуда убегала совсем.
Управительница ночи Қара Қыз знала тайну синего
огня «көк алау». Она звонила в серебряный колокольчик и по воде
бежала лунная дорожка, а под звук этого колокольчика засыпал усталый путник и
капризный малыш. Дети поют на звук «ля»
- мааа, рааа (синий цвет – убирает чувство тревоги).
Детям очень нравятся
театрализованные развлечения. Так, например, в развлечении «Звуки радуги» соединены в единый
комплекс технологии звуко- цветотерапия,
дыхательная гимнастика. Сочетание цвета и звука происходит в игровой форме,
похищенные звуки радуги (все стало серым – исчезла радуга). оживали при помощи пропевания звука
соответствующему цвету.
-
Теперь чтоб радугу зажечь,
Должны
вы научиться петь!
Цвет
красный – это нота ДО.
Его
зажжем мы первым.
Вот
хорошо теперь друзья
Поможем
мы заре-
Зажжем
оранжевый мы цвет
И это нота – РЕ.
Ну
а теперь, чтоб желтый цвет зажечь
У
солнца спросим мы лучи
А
нота будет – МИ.
Чтоб
ветер полоскал листву
И
нежилась зеленью трава
Давайте
дружно все споем
Мы
эту ноту – ФА.
Какая радуга без неба
Скажет
вам любой.
Цвет
голубой зажжем скорей-
И
это нота – СОЛЬ.
Теперь
вернем озерам синь
Веселый
звон ручья,
А
это я скажу друзья,
Конечно
нота – ЛЯ.
Чтоб
звезды зажечь в ночи
Нужна
нам нота СИ.
Венчает
радугу она,
у
каждого спроси.
Таким
образом, дети и не понимают, что каждый цвет благотворно влияет на их организм.
Например, зеленый цвет соотносится с сердцем и вилочковой железой, отвечающей
за иммунитет, что не умоляет
благотворное влияние вибраций цвета на перечисленные органы.
Применение
здоровьесберегающих технологий в условиях нашего учреждения позволило
значительно снизить количество простудных заболеваний, развитию творческое
воображение и фантазию у детей на более высоком уровне, а также чувству
коллективизма и развитию эстетических потребностей.
Список
литературы
1. Амосова
Т.Ю. «Дыхательная гимнастика по
Стрельниковой», Москва 2005 г. 2. Бутейко К.П. «Болезнь: глубокое дыхание!» Новосибирск
1988 г.
3. Вайс Ж.М.
«Лечение цветом» Ростов на Дону 1997 г.
4. Вэйсинь
У. Секреты Цигун-терапии» Санкт-Петербург,Москва 1999 г.
5.
Кларисса Р. «Цветомедитация» Москва 1995 г.
6. Лобедин В. « Пять элементов здоровья»
Санкт-Петербург» 1999 г.
7. Мельник
А.В. « Дышите правильно» Москва 2005 г.
8. Петрушин
В.И.«Музыкальная Психотерапия», Теория и практика. Москва 1999 г.