Татаева Ровзан Бовкиевна
к.ф.н. ст.препод. кафедры
литературы и МП
Чеченский государственный педагогический институт
Исторический роман: система взглядов
на историческую действительность
Историческая тема «…занимает
ведущее место в искусстве»[1],
т.к. обладание информацией о прошлом позволяет осознанно ориентироваться в
настоящем, управлять и отвечать современным духовным процессам. Классифицируя
исторические этапы, исследователи осмысливают действительность в соответствии с
эпохой.
Попытки воспроизвести историческую
действительность и процесс исторических коллизий, сделаны с древнейших времен
до наших дней. По убеждениям Х. Гусейнова «Человек без исторической памяти –
это мир без будущего, толпа одиночек, это сон разума, порождающий чудовищ и
ведущий к гибели цивилизации»[2].
Сложившиеся традиции доказывают,
что широко охватить и развить историческую тему, разносторонне осмыслить ее
возможно лишь в пластичной и масштабной форме романа. Действительно, в жанре
романа сфокусировано больше возможностей для реализации творческого потенциала
художника: в совершенстве раскрыть
духовный мир героев, ориентироваться в сложнейших исторических проблемах,
выразить авторскую концепцию.
Возникновение
жанра реалистического романа – грандиозное событие в истории художественной
литературы XIX века. Он изучен в работах В. Борщукова, В. Ивашева, Г. Ленобль,
Р. Оскоцкого, С. Петрова, Г. Бабаева[3],
Б. Реизова, Л. Тимофеева, М. Храпченко, Т. Уздеевой и др.
В
доктринах ученых обусловлены отличительные особенности «жанра исторического
романа» и «романа на историческую тему». О важности научного подхода к данной
проблеме отмечал Гегель: «Художественное творчество получает свое подлинное
подтверждение лишь в науке»[4].
Так в дефинициях В.И. Борщукова признан «роман исторический – это масштабность
и значительность изображающихся в нем событий»[5].
По мнению ученого, именно исторический роман представляет собой зеркальное отражение
стремительных исторических событий. Тотальную увлеченность историческим романом
в XIX веке современники объясняют характером самой эпохи, пришедшей после
драматического финала наполеоновских эпопей.
Популярность
исторического романа обусловлена демократическим движением времени,
формированием национального, исторического и романтического самосознания
народа. Отражателем актуальных и духовно-константных проблем в истории народов
являлся реалистический роман начала XIXв.
С научной
точки зрения жанр исторического романа в литературе XIX века – детище реализма,
родоначальником которого был английский писатель В. Скотт. По мнению Д.М.
Урнова: «Шотландский бард» первым обратился к проблеме «… осмысления специфики
жанра исторического романа в мировой литературе. Освоив и открыв повествовательный
способ создания атмосферы и обстановки отдельных эпох, он умело и виртуозно
объединил «искусство с жизнью» в рамках истории.
Реализм,
представленный В. Скоттом читателю – это историческая действительность, в ином
естественном образе особо глубоко и убедительно воссоздающая картины, канувшие
в далекое прошлое, что «возбудило и изумило читателей всех стран»[6].
Вслед за
В. Скоттом в жанре исторического романа – «реалистическое изображение мира»
продолжили его современники: во Франции – О. Бальзак «Отец Горио»
(1834-1835гг.), «Евгения Гранде» (1933г.); Стендаль «Люсьен Левен»
(1855-1929гг.); П. Мериме «Матео Фальконе» (1829г.); В. Гюго
«Отверженные»(1862г.), «Человек, который смеется» (1869г.); в Италии – А.
Мандзони «Граф Карманьола» (1820г.), «Обрученные» (1821-1823гг.); в России –
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (1836г.); М.Н. Загоскин «Юрий Мирославский, или
Русские в 1612 году» (1829г.), «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831г.).
Писатели последующих поколений признавали В. Скотта своим учителем.
В русской
литературе «… осмысление и противоречия специфики жанра исторического романа
существует с 1820-х годов, т.е. с момента его возникновения и определяется как
отражение борьбы вокруг дела декабристов, подъема национально-исторического
самосознания русского народа, вызванного событиями 1812–1825 годов»[7].
Интенсивное
развитие исторического романа на рубеже XIX-XXвв. связано с возросшим вниманием
общественной мысли к проблемам истории и человечества с точки зрения достоверности
– реализма. О природе реализма Б. Брехт писал: «Сама жизнь меняется, чтобы
отобразить ее, нужно изменить и способы отображения…. Реалистично то или иное
произведение или нет, нельзя решить, лишь устанавливая соответствие или
несоответствие его произведениям, считавшимся – и для своего времени по праву –
реалистическими. В каждом отдельном случае надо сравнивать отражение жизни не
столько с другими отражениями, сколько самой отражаемой жизнью»[8].
Подтверждение
этой мысли наблюдается у Л. Тимофеева: «Для
нас важен вопрос о самом качестве историзма, о том содержании, которым
наполняет его именно данная эпоха»[9].
В 30гг.
XIX века в русской литературе усилился интерес к отечественному прошлому и изменилась
специфика жанра исторического романа. «Эти особенности, – пишет В. Щербина, –
были сопряжены с критическим реализмом – реализмом нового типа»[10].
Проблема дифференциации исторического романа в литературе долго оставалась актуальной
и дискуссионной. Неоднократны попытки «уточнить» определение жанра в русской
литературе А.С. Пушкина, Н.А. Полевого, Н.И. Надеждина, М.Н. Загоскина, В.Г.
Белинского и др. Полемика вокруг жанра исторического романа в русской
литературе ознаменована борьбой за реализм, которую начал А.С. Пушкин и
продолжил В.Г. Белинский. Одновременно А.С. Пушкин – родоначальник и классик не
только «свободного романа», но и «свободных исторических записок». Его мемуары
возникали:
- как следствие и «продолжение»
романтического повествования,
- как «странствие» или «славная
хроника» «Евгения Онегина»,
- как важнейшее из «лирических
отступлений».
В 1836 году в журнале «Современник»
в предпоследнем – третьем номере, как программный документ, издана статья В.Ф.
Одоевского «Как пишутся у нас романы». В работе указывалось на то, что романы
пишутся: без поэтического призвания, по воображению, на основании опытов, замечаний
и анекдотов. Писание романов «без призвания» превращается в рутину, которая
захватывает и подчиняет себе даже умных и дельных людей. В связи с этим В.Ф.
Одоевский говорил: «Пишите просто собственные записки, не гонясь за фантазиею и
не называя их романом: тогда ваша книга будет иметь интерес всякой летописи...»[11].
Однако, «… между политическими и
эстетическими взглядами нет прямой тождественности и аналогии, к тому же
бунтарство может быть различным и на самом деле может выражаться в разных
эстетических принципах и формах искусства, не только в реализме»[12].
Значительное влияние на
формирование русского исторического романа оказали мемуары А.Т. Болотова, С.Н.
Глинки, С.В. Скалона, Л.Н. Энгельгардта и др., в которых содержался ценный
исторический материал, охватывающий и характеризующий эпоху. А.С. Пушкин в заметках
к «Евгению Онегину» писал: «В России память замечательных людей скоро исчезает
по причине отсутствия исторических записок»[13].
А. Герцен интерпретировал и развил данную мысль: «…чтобы написать свои
воспоминания, вовсе не надо быть великим человеком… Достаточно быть просто
человеком»[14]. В прологе
романа «Былое и думы» писатель выразился точнее: «В настоящее время нет такой
страны, в которой мемуары были бы полезнее, чем в России»[15].
Воссоздавая историю и пытаясь разобраться в вопросах судьбы человека в исторических
преломлениях, мемуаристы пропускали ее через свой духовный мир. Действительно,
в мемуарах отражена минувшая эпоха и реальная жизнь людей в контексте с
судьбами авторов и их воспоминаний. Однако мемуары носят
личностно-индивидуальный характер, имеют своеобразную трактовку истории. При
этом мемуаристы были не свободны от стереотипов и пристрастий эпохи в силу
социально-политических и культурных особенностей, а так же от степени их
участия в событиях истории и страны, так как она была слишком отчетлива.
Известно, что первыми осваивать и
развивать тему исторической действительности в русской литературе на основе
документов и мемуаров начали А.С. Пушкин и М.Н. Загоскин. Первым романом в
русской литературе с исторической тематикой считается «Юрий Милославский, или
Русские в 1612 году» (1829) М.И. Загоскина. Историческая направленность романов
Загоскина обнаруживается: «…своеобразной экспозицией, которая вводит читателя в
историческую атмосферу эпохи. Романист стремится убедить читателя в
достоверности изображаемых картин.
Стремления к художественной
достоверности изображения проявляется у Загоскина в воссоздании национально-исторического
колорита прошлого, русской истории, по-новому в веке осмысленных нравов эпохи»[16].
Иначе рассматривается историческая тема в романе А.С. Пушкина «Капитанская
дочка» (1836г.). Роман «определен напряженным интересом автора к русской
истории и желанием в прошлом найти ключ к будущему России. Именно историзм и
реализм помогли Пушкину понять закономерность народной борьбы за свободу и
открыть трагедию «русского бунта», который ни в прошлом, ни в настоящем не приводил
к победе и кончался страшным поражением восставших»[17].
В 1830-ых годах в связи с активным
развитием жанра исторического романа в истории русской литературы появилось множество
произведений: И. Полевого «Последний Новик, или завоевание Мифляндии Петром I»
(1831-1833гг.), И. Лажечникова «Ледяной дом» (1855г.); «Бусурман» (1858г.) и
др. Историческая направленность в творчестве этих писателей соединена с
романтической установкой, которая придавала жанру новые специфические черты.
В своей работе «Русский
исторический роман I половины XIX века» Т.М. Уздеева указывает: «К сожалению,
даже на современном этапе развития теории исторического романа ученые часто не
учитывают стадии развития жанра, специфики литературных направлений. Лишь
немногие подчеркивают специфические отличия, характеризующие историзм
романтического и реалистического романа»[18].
Действительно, в дискуссиях о жанре исторического романа проблема его специфики
и тенденций не имеет конкретного и однозначного решения. Так, в работе Е.А.
Маймина содержится важнейшая мысль о модальности контекста в историческом
романе: «Существенным и подлинным для романтиков был не столько сам
исторический факт, сколько поэтическое толкование факта. Романтики к истории
относились свободно и поэтически. В истории они искали не быль, а мечту, не то,
что было, а желаемое. Для романтиков было значимым и то и другое соотношение
этих начал, хотя отношение к ним и противоположно, чем в реализме»[19].
Добролюбов Н.А. высказывал мысль о
реалистическом содержании исторического романа. Критик полагал, что содержание
художественного произведения должно соответствовать фактам реальной жизни:
«Приоритет принадлежит все же не искусству, а действительности. Не жизнь идет
по литературной теории, а литература изменяется сообразно с направлением
жизни…»[20].
Аналогичной точки зрения придерживался советский писатель Д.А. Фурманов:
«История литературы – это не летопись фактов и тому, кто пишет воспоминания,
следует из всего отображать самое ценное и важное, отбросить второстепенное как
бы оно на первый взгляд не было главным. Надо опасаться подходить к крупным
событиям с мелким масштабом. Надо приподниматься на цыпочки и глядеть через
плетень и воображать, что видишь целый мир»[21].
Следовательно, на формирование жанра исторического романа существенное влияние
оказали реализм и романтизм.
В современном состоянии жанра
исторического романа, по мнению немецкого критика В. Йенса, происходит:
смещение образов, цитирование, монтаж, трагический гротеск, союз мифа с
математикой. Ученый убежден, что данные признаки обусловлены не поисками форм
новой действительности, а утратой потенциала реального и объективного
отображения жизни. По мнению М. Храпченко, именно художественно-исторические
произведения, а не сухие документальные реляции передают ощущение эпохи. При
этом необходимо учитывать документальное творчество, позиционируемое в
художественной культуре, которое не является основополагающим в развитии литературы.
Исторически документальная
литература существует давно и имеет свои сложившиеся традиции. Протокольная
точность и фактографичность привлекают перманентный интерес исследователей и
читателей, т.к. «время предъявляет к литературе новые требования аутентичности
и убедительности, внимание к фактам, которые зафиксированы, и достоверности документа»[22].
В современной науке разграничивают
понятия «исторический роман», «документальная проза» и «произведения на
историческую тему». Последние получили активное развитие в русскоязычной
чеченской прозе ХХ века. Обращение к научному опыту в рамках поставленной проблемы,
помогает провести градацию относительно «исторического романа» и «романа на
историческую тему», что является важным и необходимым, учитывая идейно-жанровое
состояние чеченской прозы прошлого века.
Пристальное внимание со стороны
ученых к жанру исторического романа обусловлено тем, что произведения данной
жанровой модификации получили широкое распространение в литературе. В
диссертационном исследовании И.П. Щеблыкина в специальном разделе анализируется
специфика проблем исторического романа как жанра. В качестве основной
рассматривается формулировка жанра исторического романа, выраженная В.Г.
Белинским: «Исторический роман – особый вид творчества, где история сливается с
искусством»[23].
Использование дефиниции В.Г. Белинского на современном этапе актуально и обосновано,
т.к. в ней выделены две ключевые основы исторического романа – документальность
и художественность.
Дефиниция критика сыграла
историческую роль, поскольку на его доктрину опирались многие критики и писатели
ХIХ-ХХвв. Щеблыкин И.П. в своем труде указывает на важность определения в
современной науке жанра исторического романа, сформулированного М. Горьким:
«Историческими называются произведения, в которых действуют люди, известные истории»[24].
Ученый предполагает, что главный
аргумент, выдвинутый писателем в дефиниции исторического романа, нашел
отражение в определениях В. Борщукова, А. Баканова, Г. Ленобль, В. Осоцкого, С.
Петрова, И. Скачкова. Жанровый признак, выделенный Г. Ленобль: «Историческая перспективность
– соотношение прошлого и настоящего»[25],
– явился полемическим. А.М. Горький выступил против такого подхода и
субъективной оценки в изображении действительности в плане исторических
оснований: «Подлинную историю пишет не историк, а художник»[26].
История, как полагал А.С. Пушкин: «… стремится воскресить минувший век во
всей его истине, а писатель стремится сохранить свой век во всей его истине»[27].
Однако история в художественном произведении (за редким исключением)
субъективна: это следствие исторической отдаленности писателя от образа эпохи,
ее атмосферы, исторического и нравственного облика, лиц людей оставивших в ней
след.
Ученые учитывали «временную особенность» – дистанцию: «В историческом
романе всегда чувствуется дистанция между писателем и темой во времени,
ощущается исторический подход художника, который смотрит на то, что он
изображает, как исследователь, воссоздающий более или менее отдаленное от него
прошлое»[28].
Проблему исторической дистанции детерминировал А.Г. Баканов: «Историческая
дистанция возможна не ко всякому прошлому, а к тем его этапам или явлениям, которые
завершились, обрели прочные очертания и могут оцениваться целиком как в
истоках, так и в последствиях»[29].
Более того: «Роман не может считаться историческим, если события, составляющие
его сюжетную основу, происходили на памяти ныне живущих поколений – были их
биографией, их судьбой»[30].
Следовательно, развитие жанра исторического романа в литературе – сложный
процесс, полный актуальных проблем и противоречий, в котором происходит слияние
вымысла с историей.
Активное развитие жанра романа в литературе наблюдается на стыке XIX-ХХвв. По мнению М. Бахтина, данный
процесс начался с Достоевского. В своей работе «Проблемы поэтики Достоевского»
ученый утверждает, что Достоевский сокрушает традиционные модусы повествования,
является новатором в сфере художественной формы и основателем абсолютно нового
– «полифонического» типа мышления. «Множественность самостоятельных и
неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов,
действительно является основною особенностью романов Ф.М. Достоевского. Не множество
характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского
сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность
равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность,
в единство некоторого события…»[31].
М. Бахтин отталкивается от положения, что в литературе эпохи Достоевского
мир изображается не только с позиции перспективы, но и превращения жанра романа
в форму, способную обнаружить абсолютное одиночество и отчаяние героя,
оказавшегося в хаосе действительности.
В современном литературоведении активно ведутся дискуссии по поводу жанра
романа. Ученые пытаются выявить различия между современным и классическим романом.
Одни заявляют о разрушении романной формы в результате утраты границ между
субъектом и объектом. Другие полагают, что характер, составляющий основу классического
романа, навсегда исчез из литературы, так как совершенно изменился образ жизни.
Третьи убеждены, что если классический роман создавал абсолютную иллюзию
реальности, то современный – «ощущение фикции».
Ученый Э. Нейс в своем труде «Структура и тематика традиционной и
современной прозы» высказывает мысль, что в традиционной прозе писатель создает
особый мир. Он авторитарен и управляет событиями в произведении, так как его
призвание – найти ответ на вопрос о смысле жизни. В современной прозе, как
правило, отсутствует даже фабула, т.к. автор не стремится раскрыть характеры в
определенных ситуациях, чаще всего он прибегает к новым индивидуальным методам.
Теория распада эпических основ романа активизировалась с 20гг. по 60гг. ХХ
века, что обусловлено потребностью переосмысления ценностей и определения
потенциалов исторической перспективы. Однако «… теория бесконфликтности» внесла
коррективы в эволюцию жанра романа, так как начали утверждаться «облегченные» в
идейном и художественном отношении произведения, что существенно повлияло на
жанровую структуру романа и концепцию сюжета. В.В. Кожинов, рассуждая об
истории жанра романа, высказал мысль, что сюжет со временем меняется: «… от
экзогенного – к эндогенному, от событийного к психологическому»[32],
что обусловлено субъективным самосознанием человека в процессе истории.
Анализируя жанровую природу романа, Д.В. Затонский отмечает
переход от субъективного к объективному; эволюцию от центробежной к центростремительной
силе. Объясняясь словами В.Д. Днепрова, происходит исторически обусловленное
нарастание синтетических возможностей романа как главной особенности его
жанрового развития.
Исследования романной поэтики в трудах ученых указывают на
то, что современный роман аккумулирует в себе идейно-эстетический опыт
литературы нашего времени в контексте прошедших эпох. Однако значительные
сдвиги в сторону общественной жизни сказались в интенсивном развитии искусства
в форме художественного метода – социалистического реализма. С точки зрения
М.Б. Храпченко: «Реализм, в том числе реализм социалистический, по самой своей
природе подвижен; он подвижен во всех своих составных элементах, включая
средства художественного обобщения формы и обобщения образов»[33].
Тем не менее, многие эстетики уподобляют реализм натурализму, так как
обширность реализма воспринимается ими как нечто бескрайнее. Однако динамичная
безграничность реализма не единственный метод, представивший читателю историческую
действительность.
Пространность реализма – это не безбрежность, а возможность
охвата обзорности. «Беспредельность реализма ведет к тому, что исчезает само
понятие реализма как крупнейшего явления современной художественной культуры»[34],
т.е. оспаривается концепция[35]:
от изображения масс к изображению личности, к созданию картины целеустремленного
строительства нового общества. Данная концепция отвечает определенному
историческому промежутку, несостоятельному на современном этапе.
Движение масс послеоктябрьской действительности предопределило особенность
художественного восприятия. Писатели подходили к изображению личности с коллективной
позиции. Отношение к массовому герою было разным. В 1924 году А. Толстой писал:
«В современных русских повестях есть мелькание жизни. Но целого человека не
видно»[36].
На недостаточность раскрытия характера и духовного мира литературных героев в
1928 году указал Б. Горбатов: «До сих пор не было еще людей в литературе. Были
массы, лозунги, крики. Сейчас мы должны показать человека. Но этот человек –
необыкновенный, Новый человек»[37].
Тем не менее, говоря о соцреализме и новом человеке эпохи, следует учитывать
многомерную динамику его развития, единство проявлений, соответствие эпохе XXв.
В целом литература 20гг. ХХв. позиционируется с точки зрения
контрастности, т.к. внимание писателей акцентировано на универсальных
закономерностях истории, которая насыщена социально-историческими событиями,
инициировавшими напряжение в обществе, отразившиеся на литературном процессе.
Неоднозначность сложившейся ситуации в 20гг. XX века активизировала
формирование новой послеоктябрьской литературы и культуры; утвердила идеи,
связанные с поиском методов изображения нового человека и общества; выделила
закономерности и противоречия времени. При сложившихся условностях авторская
концепция в апробации реализма проявлялась в единстве объективного и субъективного
начал.
[1] Петров С.М. Исторический роман в русской
литературе. – М., 1961. – С. 3.
[2] Гусейнов Х. Помни имя свое // Правда. – 1988. – 13
мая. – С. 3.
[3] Бабаев Г. Из истории русского романа ХIХ века. –
М., 1982; Борщуков В. Исторический роман // Социалистический реализм сегодня. –
Киев, 1989; Ивашев В. Почерки новой эпохи // вопросы литературы. – 1975. – № 9;
Кожинов В. Происхождение романа. – М., 1963; Ленобль Г. История и литература. –
М., 1960; Оскоцкий В. Роман и история. – М., 1984; Тимофеев Л. По воле истории.
– М., 1979; Храпченко С. Художественное творчество, деятельность, человек. –
М., 1982.
[4] Гегель. Собр. соч. Т. 12. – М., 1938. – С. 14.
[5] Борщуков В. Исторический роман // Социалистический
реализм сегодня. – Киев, 1989. – С. 79.
[6] Урнов Д.М. Сам Вальтер Скотт или волшебный вымысел
// Вальтер Скотт. Собр. соч. Т. 1. – М., 1990. – С. 41.
[7] Петров С.М. Исторический роман в русской
литературе. – М., 1961.
[8] Брехт Б. Театр. Т. 5/1. – М., 1965. – С. 169.
[9] Тимофеев Л. По воле истории. – М., 1979. – С. 5
[10] Щербина В. Великая октябрьская революция и проблемы
художественного новаторства // Советская литература и мировой процесс. Идейно-эстетические
проблемы. – М., 1975. – С. 19.
[11] Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. – М.,
1982. – С. 48-49.
[12] Андреев Л.Г. Зарубежная литература в 1917-1945 годах
/ История зарубежной литературы послеоктябрьской революции. Ч. 1. 1917 – 1945.
– М., 1969. – С.13.
[13] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. VI. – М.,
1937-1949. – С. 531.
[14] Герцен А. Полн. собр. соч. Т. VIII. – М.,1937-1949.
– С. 531.
[15] Там же.
[16] Уздеева Т.М. Русский исторический роман I половины
XIX века. – Грозный, 2004. – С. 12.
[17] Макогоненко Г.П. Исторический роман о народной
войне. – Л., 1985. – С. 207.
[19] Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. –
С.10.
[20] Добролюбов Н.А Собр. соч. в 9 т. Т. 2. – М. – Л.,
1962 – С. 127.
[21] Фурманов Д.А. Собр. соч. Т. 3. – М., 1961. – С.
335.
[22] Ивашева В. Почерки новой эпохи // Вопросы
литературы. – 1975. – № 9. – С. 85.
[23] Белинский В.Г. Собр. соч. в 13 т. Т. 4 – М., 1956.
– С. 42.
[24] Горький М. Письмо к Фролову от 20 августа 1929 //
Театр. – 1954. – № 11. – С. 12.
[25] Ленобль Г.П.Традиции классиков и советский
исторический роман // Ленобль Г.П. История и литература. – М., 1960. – С.30.
[26] Федин К. Горький среди нас. Ч. 2. – М. 1944. – С.
148.
[27] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. 11. – М., 1954. –
С. 142.
[28] Петров С.М. Исторический роман в русской
литературе. – М., 1961. – С. 4.
[29] Баканов А.Г. Современный зарубежный роман. Киев, «Выща школа»,
1989г.
[30] Оскоцкий В. Роман и история. – М., 1980. – С. 5.
[31] Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.,
1979. – С. 78.
[32] Кожинов В. Происхождение романа. – М. 1963. – С.
43.
[33] Храпченко М. Собр. соч. Т. 4. – М., 1982. – С. 29.
[34] Храпченко М. Собр. соч. Т. 4. – М., 1982. – С. 30.
[35] Андреев Ю.Революция и литература. – М., 1969; Гура
В. Рожденные революцией // Урал. – 1967. – № 9. – С. 163–179; Эльяшевич А.
Лиризм. Экспрессия. Гротеск. – Л., 1975.
[36] Толстой А. Собр. соч. в 10 т. Т. 10. – М., 1961. –
С. 75.
[37] Горбатов Б.Письма твоего сверстника // Юность. –
1955. – № 1. – С. 17.