Профессор СПбГУП, кандидат философских
наук Шуляк Л.П.
Алматинский филиал Санкт-Петербургского
Гуманитарного университета профсоюзов
К вопросу о специфике русского философского самосознания
Существуют разные точки зрения по поводу
природы национального своеобразия философской культуры, стиля мышления. К
примеру, Маркс подчеркивал специфические особенности французской и немецкой
философии в работе «Святое семейство»,
выделяя остроумный, жизнерадостный характер французской и тяжелый, мрачный,
трудный для усвоения – немецкой философии. Среди историков философии есть и
такие, кто полагает, что ни для одного течения философии внутренне не важно, в
духовной атмосфере какой определенной нации оно родилось, ибо сама философская
мысль характеризуется своим собственным систематическим развитием, ее внешнее
обнаружение в поле действия той или иной нации совершенно случайно. Тем более,
что в условиях повышенного национального самочувствия суждения о существе
философских теорий могут быть пристрастными и субъективными. Конечно, полнота
основных мотивов философского творчества основывается на здоровом
традиционализме, но национальные особенности той или иной философии – это
только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других форм философии,
эти особенности, заинтересовавшие философов других национальностей, не изымают
людей из национального окружения других народов. Национальные черты
философствования существуют не в себе и для себя, а для других. Они вытесняются
только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для
других народов и в какой-то другой аранжировке должны существовать и у других.
С этой точки зрения русская философия поучительна и представляет интерес, в том
числе и для Запада. Одной из ее особенностей является тот факт, что долгое
время русская философия была помощницей иных духовных запросов, а не собственно
философских. Размышлять собственно философски в России начинают с Юркевича,
Соловьева, Дебольского, Чичерина, Введенского, Трубецкого, Лосского. Если они
не представляют большого интереса в систематическом отношении, то весьма важны
как старание национальной мысли овладеть философским богатством, чтобы дальше
развивать эту науку. В этой связи следует особо отметить влияние немецкой
философии, ее место в общем строе русской духовной культуры. Речь идет не о
простом продолжении идей Канта, Гегеля, Шеллинга, а о творческом развитии, где
есть место и существенной полемике и диалектическому отрицанию традиции. А.
Блок в 1919 году выразительно отметил, что галломания никогда не была
органичной для русской духовной культуры, и, напротив, всегда была органичной –
германомания. Интересно отметить, что «след» немецкой философии можно
обнаружить особенно ярко в русской литературе
19 века, общепризнано, что она явилась вершиной, особенно в жанре
романа, она никогда не ограничивалась художественным воссозданием мира, по
внутренней своей сути – это «философская литература». Философские романы, как
известно, имели большое распространение в эпоху Просвещения, это была
собственно философия, выраженная в такой форме для привлечения внимания
читателя, популярности, а иногда и в целях конспирации. Русская литература 19
века обращалась к самым основным, всеобщим проблемам бытия и была космическим,
социально-историческим, национальным и общечеловеческим самосознанием.
Философский пафос Гоголя, Достоевского, Толстого стал в ней основополагающим.
Если сравнить, то русское искусство (и литература в частности) – это
«философское искусство», тогда как немецкое искусство – «художественная
философия». Существует мнение, что немецкая философия была освоена в России
лишь в 1840-е годы. На самом деле к этому времени ею была пропитана вся
духовная жизнь России. А.И. Герцен
отмечал, что любая брошюра с упоминанием имени Гегеля зачитывалась до дыр. Если
брать рубеж 18-19 веков, то уже, например, Карамзин и Жуковский хорошо знали эту культуру. Немецкую философию
преподавали в Лицее, где учился Пушкин. К этому времени в русских университетах
уже в течение двух десятилетий немецкую философию преподавали Велланский,
Давыдов, Павлов, учившиеся в Германии. И даже в провинциальных дворянских
усадьбах штудировали книги Канта, Шеллинга, Гегеля. С Шеллингом переписывался
П.Я.Чаадаев; в начале 1830-х годов встречались и спорили на философские темы с
Шеллингом и Гегелем братья Киреевские, поэт Ф.Тютчев. Возникший в это время
кружок Станкевича в основу всей своей деятельности берет немецкую культуру.
Вообще немецкая мысль нигде не имела столь глубокого и мощного отклика, как в
России. Например, Ф.М.Достоевский не просто выражал философские идеи в
художественной форме в виде размышлений автора или героев, это выражалось в
самом строении его романов, в жанре, сюжете. В русской философии шло не только
продолжение, прибавление, дополнение немецкой мысли, но и диалектическое
отрицание тех или иных идей. Действительно ответить на немецкую философию со
старых классических философских позиций было невозможно. Необходимо было от
теоретизирования обратиться к живой жизни. Именно литература легла в основу
русской философии, литературная культура была развитием немецкой философской
культуры. Отвечая на вопросы немецкой философии, русская литература в то же
время ставила совершенно новые проблемы, на которые отвечала уже культура
двадцатого века, в том числе немецкая (скажем, Томас Манн исходит именно из
русской литературы). Русская философская мысль представляет неоспоримый интерес
как одна из сторон общекультурной жизни и творчества русского народа.
Художественный гений Толстого и Достоевского насквозь пропитан философскими
мотивами. Возникает в связи с философскими идеями и народничество как могучее
общественное движение. Интенсивные религиозные искания также облекаются в
философские формы (славянофилы, В.Соловьев). Но первая мировая война и революция
пресекли этот философский расцвет. Так было и с Германией, когда она
возрождалась на обломках наполеонизма; именно в системах Канта, Фихте и Гегеля немецкий народ обрел собственное
самосознание и заложил духовные основы своего существования. Русская философия
увлекалась и седой стариной и поднималась до вершин самых новых философских
концепций, эклектически соединяя критические и гносеологические моменты.
Известный мыслитель К.Кавелин говорил,
что обязательно появится необходимость заботиться о философии и вместо
остроумного повторения того, что думали другие, надо заняться решением наших
собственных насущных вопросов; нужны глубокие противоречия, внутренний разлад и
страдания, столкновение сильных страстей, чтобы заставить подняться умом до
философских вопросов, нужен здоровый философский традиционализм и смелая
оригинальность, только тогда новое знание вырастет из старого. Всего этого не было
во второй половине 19 века, в течение же первой половины века преподавание
философии в университетах ограничивалось по политическим мотивам, в 1850 году
кафедры философии в них были закрыты, читали только логику и психологию – и то
профессора богословия, существовала порочная практика – философские искания
соединять с политическими взглядами и оценивались системы не по их объективной
истинности, а с точки зрения общественной прогрессивности или реакционности.
Насаждалось не стремление к знанию, к истине, а стремление соединить их с
идеалами свободы, справедливости. Н.К. Михайловский отмечал глубокий смысл
русского слова «правда» (ни в одном европейском языке нет такого слова) –
именно этим словом (одним и тем же) обозначается истина и справедливость. Это
было, кстати, присуще и русскому роману. Развитие философии в первой половине
19 века идет через литературные кружки, где преобладают общественные и
политические мотивы. И только развитие университетской философии во второй
половине 19 века ослабляет эту тенденцию, начинает господствовать
материалистическая философия (Н.Г.Чернышевский, М.А.Антонович). В 70-80-е годы
на русской почве укореняется позитивизм Конта и Милля (П.Л. Лавров, В.В.Лесевич
– последний дал обстоятельную критику слабых сторон контовской философии).
Позитивизм как антифилософское направление не мог дать значительных результатов
в истории русского философского мышления. Усиливается в этот период
переводческая деятельность классиков философии, монографические исследования,
посвященные отдельным представителям философской мысли, в 1889 году начинает
выходить журнал «Вопросы философии и психологии», единственный русский,
специально философский журнал. Начинает преобладать интерес к гносеологическим
проблемам. Рост философского сознания в России
был связан с целью русского народа, который в ходе исторического
развития выявлял свое отношение к
проблемам бытия, познания и жизни. Пережитое народом составляет предмет
национальной философской рефлексии. В конституировании философии русский народ
выявлял свой подлинный духовный лик во всей его индивидуальной целостности и
полноте. Изучение русского философского сознания не имеет непреложного конца.
Продолжение тут всегда следует.