Социология поколений в системе социальных наук

Любая наука, в том числе и социальная, основана на знании. Т.е. на той информации, которая нашла свое отражение в мышлении людей, была проверена практикой и признается верной как в субъективном, так и в объективном смысле. Информационное поле гораздо шире того, что можно отнести к научному знанию. Но оно является источником построения суждений и выводов, которые при достижении определенной степени надежности и достоверности будут отнесены к сфере науки.

В процессе накопления новых знаний и проникновения в сущность бытия, наука специализируется. Система наук в процессе интенсификации знания претерпевает изменения. Не остаются статичными представления о предметах и методах наук, о взаимосвязях научных отраслей. Пожалуй, самое значительное разделение научного знания – членение науки на техническую, естественную и гуманитарную группы, что проявляется в различии методологии познания, объектов изучения и познавательных установок.

Примерно к середине ХХ века сложилось распространенное представление о структуре гуманитарного знания, которое включает в себя, например, философию, логику, психологию, религиоведение, общественные науки, искусство, филологию, историю, географию и др. К общественным наукам согласно официальному российскому эталону Универсальной десятичной классификации (УДК) относится, в том числе, и социология.

Гносеологический смысл социологии заключается в изучении закономерностей развития и функционирования социальных систем, законов взаимодействия социальных групп, в исследовании всей совокупности общественных явлений и процессов. В структуре социологии принято выделять как бы два ее среза: горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальную иерархию социологического знания наглядно можно изобразить в виде пирамиды, состоящей из пяти слоев.

Самый абстрактный уровень – научная картина мира, т.е. представления о законах реальности, связывает мировоззрение и научные теории. Научная картина мира определяет вектор развития социологии (как и любой другой науки), задавая «моду» на парадигмы и проблематику исследований.[1]

Следующий уровень – общая теория – более конкретен и включает в себя систему логически взаимосвязанных категорий и суждений, описывающих общество как особый фрагмент реальности.

Далее формируются частные или специальные социологические теории, описывающие узкий сегмент действительности и подтвержденные опытным путем. Этот уровень знания формируется в результате теоретической и эмпирической деятельности ученых, описывающих модели конкретных социальных процессов и явлений. Относительно общетеоретического уровня частные теории направлены на изучение более узкого сегмента социума. В качестве примера можно здесь привести теорию социального обмена Дж. Хоманса, теорию подражания Г. Тарда, теорию социального действия М. Вебера, теорию социального конфликта Р. Дарендорфа и многие другие.

Главное назначение следующего уровня социологического знания – эмпирического – описание новых социальных тенденций на основе фундаментальных исследований. Часто эти исследования методологически основаны на специальных теориях и направлены на их подтверждение.

Решать конкретные практические задачи призван уровень прикладного исследования. Такие исследования применяются очень широко, в частности, с целью диагностики ситуации или выработки рекомендаций. Как правило, в их основу положены уже имеющиеся теории, ранее разработанные методики и проверенные методы. Примером прикладного исследования служит, например, анализ особенностей взаимоотношений в родителей и детей в семье и т.п.

В вертикальном срезе социологическое знание представляется как совокупность исследовательских течений или отраслей социологии. Отрасль определяется как тематическое направление, сложившееся в результате разделения труда в научном сообществе[2].

Часть существующих сегодня отраслей социологии возникла еще в 19 веке, но процесс специализации активно продолжается и современная отечественная социология подразделяется на социологию семьи, социологию молодежи, экономическую социологию, социологию религии и множество других отраслей. На западе дифференциация проходит еще более активно, а социология поколений успешно прошла процесс институционализации[3] и стала востребованным и перспективным научным направлением.

Таким образом, социологию поколений в России можно считать относительно новой исследовательской областью, т.е. отраслью социологии, находящейся в процессе институционализации или становления.

Парадокс социологии поколений заключается в том, что ее проблемное поле активно изучалось и изучается исследователями самых разных научных областей (это отчетливо видно при попытке определить термин «поколение»). Философы и историки, психологи и искусствоведы, социологи и демографы в своих работах постоянно выделяли и описывали особенности тех или иных возрастных групп, символических когорт и т.п. По сути, они обращались к поколенческому анализу, а, проблемы, обозначаемые ими перед научным сообществом, находились в русле вопросов социологии поколений. Сегодня никто не оспорит право социологии молодежи, возрастной психологии или геронтологии на обладание статуса самостоятельных научных дисциплин и отраслей социального знания. Социология поколений оказывается шире многих признанных областей науки, систематизируя и адаптируя накопленный опыт для изучения поколенческой организации социума, для анализа взаимоотношений и преемственности поколений как основного механизма развития общества. Но методология социологии поколений, ее проблемное поле, задачи, категориальный аппарат и методы анализа в отечественной литературе все еще не описаны достаточно четко и последовательно, что сдерживает процесс институционализации этой отрасли научного знания.

Ни одна дисциплина не может формироваться изолированно от уже имеющегося научного знания, дальнейшее ее развитие во многом обусловлено развитием смежных наук, за счет чего происходит приращение новых сведений, разработка новых концепций, методологических подходов и направлений исследований. Но есть такие науки, с которыми социология поколений связана наиболее тесно, более того, без которых ее развитие и становление было бы невозможно. Речь идет о философии, педагогике и психологии.

Философию, заложившую принципы мышления и познания действительности, не случайно Цицерон именовал «матерью всех наук», которые в определенном смысле были ей порождены. Бердяев указывал на то, что с исчезновением философской мысли завершится процесс приращения мудрости как таковой.[4]

Философия во многом определила категориальный аппарат социологии поколений наук, ее познавательные законы общетеоретические основы. В качестве наиболее значимого раздела философии здесь следует рассматривать социальную философию, анализирующую структурно-функциональные связи в трилогии «природа – общество – человек». Социальная философия прежде всего рассматривает смысложизненные и мировоззренческие вопросы, проблемы целеполагания, закономерностей социальной жизни и т.д. Несмотря на очевидное пересечение областей изучения социальной философии и социологии поколений, последняя, во-первых, рассматривает указанные вопросы применительно к определенным когортам людей, а не ко всему обществу в целом, а во-вторых, гораздо более эмпирически акцентирована, т.к. широко использует социологические методы познания действительности.

Социология поколений связана с педагогикой – наукой о сущности, закономерностях и перспективах воспитания и образования. Мировоззрение поколений, ключевые идеи, установки, особенности социального взаимодействия – все эти вещи напрямую зависят от особенностей социализации и воспитания, т.е. от того, что является предметом педагогики. Огромный теоретический и эмпирический материал по теме трансмиссии поколений, конфликтов поколений и других важных для социологии поколений вопросов был разработан именно в рамках педагогики.

Психология накладывает значительный отпечаток на развитие социологии поколений, т.к. по большому счету любые виды социальных взаимодействий имеют психологическую основу. Соответственно часто используются психологические концепции для объяснения взаимодействия поколений или описания свойств личности представителей той или иной когорты. Социальная психология предлагает массу объяснительных моделей поведения людей, которые представляют значительный интерес для социологии поколений.

Таким образом, в зависимости от того, к методологии какой науки обращается социология поколений, изменяется характер ее исследовательских вопросов. Если это философия, то на первый план выдвигаются проблемы мировоззрения, мироощущения, идеологии поколений. Если брать за основу психологический подход, то в первую очередь будут исследоваться особенности личности представителей поколения, глубинные предпосылки того или иного типа поведения, особенности когнитивной составляющей и т.д. Педагогическая методология поставит перед исследователями такие вопросы, как пути разрешения конфликта поколений, влияние социализации на установки, изменение образовательных стратегий и т.п.

Все вышеназванные и многие другие исследовательские направления активно разрабатываются учеными, специализирующимися в области социологии поколений. Используя наработки смежных наук в качестве теоретико-методологической основы эмпирических исследований, социология поколений обогащает социальное знание.

Важно подчеркнуть мысль о взаимовлиянии различных направлений научного знания. Вне зависимости от первоочередности возникновения все науки так тесно взаимосвязаны, что на их стыках периодически возникают новые отрасли. Кроме того, новейшие разработки быстро распространяются в научной среде, идеи заимствуются и синтезируются, на их основе формулируются актуальные постулаты. Этот механизм взаимопроникновения научных открытий иногда называют «идейным током», желая подчеркнуть диалектику научного знания с точки зрения его многообразия и единства.

Системность и комплексность утверждаются современными учеными в качестве основных принципов современной науки. Особенно важно придерживаться этих принципов обращаясь к анализу социального. На необходимость комплексного подхода к изучению человека указывал академик Фролов И.Т., говоря о том, что синтез научных достижений, их интеграция позволит приблизиться к пониманию сущности человеческого существа. «Проблема человека – необычайно сложная, может быть, она действительно является проблемой проблем; она во многом пока еще, может быть, даже и не доступна для научного постижения в некоторых своих аспектах. Кроме того, эта проблема не является прерогативой какой-либо одной научной дисциплины, но она возникает, развивается и требует своего разрешения на стыках разных наук, усилиями представителей разных научных дисциплин»[5].

Итак, проблемы поколений становятся предметом изучения различных наук и имеют ярко выраженный междисциплинарный характер. Социологический подход позволяет наиболее полно изучить такой многоаспектный феномен, а социология поколений, опираясь на методологию целого комплекса наук о человеке, активно институционализируется и позволяет решать самые различные теоретические и эмпирические задачи в рамках анализа поколений.



[1] См. подробней об этом: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.7: Человек. Индивид. Личность. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 527-534.

[2] См.: Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. - М.: Академический проект, 2005.

[3] Шахматова Н.В. Поколенческая организация современного российского общества. Под ред. Г.В. Дыльнова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 

[4] См.: Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. – Париж, 1931.

 

[5] Фролов И.Т. На пути к единой науке о человеке / Природа. 1985. № 8.