Психология и социология/12. Социальная
психология
Бурченкова Л.Ш.
Ивановский государственный университет, Россия
Личностные особенности девушек позднего юношеского возраста,
занимающихся разными видами творчества
Творческие
личности – движущая сила человечества. В связи с этим, одной из главных задач
психологии на данном этапе ее существования является разработка теоретических
основ творчества как самостоятельного процесса, а также выявление творческих
личностей путем четкого определения имеющихся у них личностных черт [3].
Согласно
А. Маслоу, творчество является универсальной и отличительной характеристикой
человека, проявлением его высшей потребности - самоактуализации. Удовлетворенность жизнью
и соответствующее психическое состояние, предрасполагающее этому, являются
основными показателями эффективности выработанной человеком стратегии его жизни
[1]. Многие исследователи считают, что не существует особых творческих
способностей самих по себе, а есть личность, которая обладает для их
возникновения определенной мотивацией и чертами. Исходя из наличия у личности
определенных черт, их потребности могут быть самыми различными, а, значит, и
мотивация их творческой активности – самой разнообразной.
Целью нашего исследования является определение и сравнение личностных
особенностей девушек позднего юношеского возраста (98 человек от 17 до 27 лет),
занимающихся художественным, музыкальным и актерским творчеством.
Спецификой
данного выбора послужил продукт каждого из изучаемых видов творчества: в
художественном творчестве продуктом выступает изобразительный образ, в
музыкальном - воссоздание оригинальных мелодий, в актерском - попытки
пластических перевоплощений.
К представителям художественного творчества мы относили как
художников, так и фотографов, в связи с тем, что продуктом их творчества,
который выставляется напоказ, являются
картины и фотографии. При этом, при их презентации творцы зачастую себя не
афишируют. Для нашего исследования мы опросили 36 девушек, занимающихся
подобным видом творчества.
К представителям музыкального вида творчества мы отнесли как
певцов, так и танцоров, в связи с тем, что продукт их творчества неразрывно
связан с самопрезентацией и публичным выступлением. Для нашего исследования мы
опросили 30 девушек, занимающихся подобным видом творчества.
К
представителям актерского вида творчества мы отнесли приверженцев относительно
нового для России течения под названием «косплей» (сокращенно
от английского «costume
play» - «костюмированная игра»). Возник современный косплей в Японии в 70-80-ых годах, на
международную арену это течение вышло в 80-90-ых, а в
Россию попало в конце 90-ых. Косплей — это форма воплощения действия,
совершаемого на экране или в манге (японских комиксах). Основными прототипами
костюмированной игры являются персонажи мультфильмов, аниме, видеоигр, фильмов,
комиксов, легенд и мифов. Также прототипами могут являться реально существующие
персоны из мира музыки и других сфер деятельности.
Этот
вид творчества является разновидностью ролевых игр живого действия. Игроки
отыгрывают свои роли («своего персонажа») не через слова, а через действия.
Однако косплей уже выделен в отдельную субкультуру и его следует отличать от деятельности
«ролевиков».
Проделываемые
косплеерами действия воспринимаются как действия их персонажей. Задача любого
косплеера — максимальное соответствие выбранному персонажу. Эта задача
реализуется посредством полного отождествления себя с любимым героем (тем
персонажем, которого косплеер выбрал для перевоплощения). При этом недостаточно
сделать себе костюм, до мельчайшей детали соответствующий платью выбранного
героя. Каждый косплеер должен полностью раскрыть своего персонажа через
копирование его поведения и манеры разговора (фразы, жесты, мимика и другое),
полностью показать его характер. Иными словами, косплеер должен на время стать выбранным
героем, чтобы зрители поверили в его реальное существование.
Итоговое
воплощение демонстрируется на различных фестивалях, которые в России организовываются
в определенное время и на которые съезжаются косплееры разных городов. Чаще
всего время косплея - теплое время года.
Помимо
подбора париков, линз, если идет не совпадение с цветом глаз выбранного
персонажа, косплееры часто подгоняют собственную фигуру под образ тела своего
героя: чаще всего садятся на диету, так как подавляющее большинство персонажей
имеют идеальную, часто даже неправдоподобную фигуру; для косплея мужских
персонажей девушками (а это частое явление) используются «утяжки» для груди; в
иных случаях – совершаются операции по увеличению или уменьшению необходимых
частей тела (это больше распространено в Японии, но и в нашей стране уже были
зафиксированы подобные случаи). Рост также подгоняется за счет обуви на
платформах. Все это называется «каноном» – неизменным, не подлежащим изменению
правилам и законам, которые воплощены в персонаже.
Затраты
(как материальные, так и психические), на которые идут косплееры и которые
зачастую не окупаются, различные жертвы (преобразование собственного тела),
увлечение перевоплощением в персонажей противоположного пола натолкнули нас на
предположение, о том, что люди, занимающиеся данным видом творчества обладают
определенными личностными чертами. Поэтому для нашего
исследования мы опросили 32 косплеера женского пола и поскольку данное течение
является новым и практически не изученным, мы решили сравнить личностные
особенности представительниц данного вида актерского творчества с другими.
По наблюдениям можно говорить о том, что данным видом
актерского творчества занимаются в большинстве своем только девушки.
Юноши-косплееры - это большая редкость. Подобная гендерная тематика может быть
объяснена тем, что девушки чаще мужчин реагируют свои эмоции и чувства самыми
различными способами (персонаж для косплея может подбираться соответственно
этому), кроме того, мужчины больше склонны к техническому творчеству, а
демонстративность, присущая косплею, больше свойственна женщинам, так как это
дает им возможность полностью изменять свой внешний вид и быть несколькими
людьми в разное время.
Многие
ученые изучали личностные особенности творческих людей. В результате обобщения
их работ, можно выделить следующие личностные черты, которыми они обладают:
впечатлительность, влюбчивость, стремление к доминированию, способность
сопротивляться эффекту «атмосферы» (умение преодолевать первое впечатление о
характере какого-либо объекта), сопротивляемость шаблону, саморегуляция,
эстетическая чувствительность и эмпатия (например, погружение в мир
художественного произведения или картины), чувство формы и стиля, перфекционизм
(стремление к лучшему, к совершенству), активность, полная самоотдача,
концентрация и сосредоточение внимания и познавательные потребности [3, с.
225-238]. Творческие люди спонтанны и экспрессивны: они ведут себя более
естественно, не опасаются критики и обладают иной восприимчивостью (видят
новое, свежее, специфичное в обыденном) [4].
В
рамках нашего исследования использовались различные методы.
1.
Небольшая авторская анкета (8 вопросов), с помощью которой нами собиралась та информация о респондентах, которая не
затрагивалась никакими из тестовых методик (степень удовлетворенности своим
хобби, наличие желания связать свою творческую деятельность с профессиональной
и так далее).
2.
Вербальная диагностика самооценки личности [11, с. 34].
3.
Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д.
Рассела и М. Фергюсона. В некоторых источниках данный тест можно встретить под
названием «экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности» [8;
11, с. 24].
4. Диагностика эмоциональной направленности личности Б.И.
Додонова [7, с. 237].
5.
Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная
форма В) И. Фаренберга, Х. Заргала и Р. Гампела [9, с. 259].
6.
Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина [10].
7.
Диагностика мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана [6, с. 619].
На
основе выявленных в ходе исследования личностных особенностей девушек,
занимающихся тремя различными видами творчества, мы решили составить
психологический портрет типичной представительницы каждой из них.
1. Представительницы художественного
вида творчества.
Особенности самооценки: Девушки,
занимающиеся художественным творчеством имеют низкую самооценку. Им свойственна
повышенная внушаемость, восприимчивость, чувствительность к сравнениям их работ
с работами других людей, которые занимаются тем же видом творчества, а также
тревога и неуверенность в собственных силах. Все это может нарочно
использоваться и демонстрироваться для того, чтобы получить похвалу для поднятия
собственного настроения. Или же ведет к большей пассивности и замкнутости (фотографирование
и рисование не являются коллективными видами деятельности).
Особенности эмоциональной сферы: Представительницам
художественного вида творчества совсем не свойственна пугностическая
направленность (желание испытывать чувство риска и опасности).
Перечень наиболее свойственных им личностных
черт: У таких девушек чаще всего ярко проявляются невротичность и
застенчивость как свойства личности. Это характеризуется повышенной раздражительностью, эмоциональной возбудимостью
и стрессовым реагированием на жизненные ситуации (пассивно-оборонительного
типа).
Также
нам удалось выяснить, что представительницы художественного вида творчества
чаще всего являются интровертами. Такие свойства их личности как тревожность,
скованность, неуверенность в себе и своих силах порождают трудности в
социальных контактах.
Особенности ценностных ориентаций: Представительницы
художественного вида творчества желают связать свое хобби с будущей
профессиональной деятельностью, однако у них практически не выражена значимость
социальных контактов. Иными словами, представительницы художественного вида
творчества не стремятся к коллективной работе. Кроме того, им не так важен
высокий доход, они стремятся заниматься той деятельностью, которая приносит им
удовлетворение и вызывает интерес.
Помимо
этого, представительницы художественного творчества часто дополнительно
занимаются рукоделием (схожие сферы творческой деятельности, основанные на
ручном труде).
Особенности мотивационной сферы: Доминирующим
мотивом является самореализация и самосовершенствование, далее идет желание
расслабиться и получить удовлетворение от выполняемой деятельности, и на
третьем месте - стремление узнать что-то новое и достичь мастерства в выбранном
деле.
Наименее
значимыми мотивами представительниц художественного вида деятельности можно
назвать общение, приобретение социального статуса и стремление к известности и
заработку.
2. Представительницы музыкального вида
творчества.
Особенности самооценки: Такие девушки
довольно часто имеют высокую самооценку. В силу специфики своей деятельности,
они более социально активны и часто имеют возможность сравнивать себя со
звездами телевидения, ровняться на них и получать одобрение и комплименты от
окружающих после выступлений, что может напрямую влиять на их самооценку.
Особенности переживания одиночества: Девушки,
занимающиеся музыкальным видом творчества не чувствуют себя одинокими. Это
может быть связано с тем, что представительницы музыкального вида творчества
нередко имеют возможность выступать командами, формировать творческие группы
для выступлений, члены которых работают в одном направлении (жанр, мероприятия
и прочие). Это, в свою очередь, порождает ощущение сплоченности, принадлежности
к группе и значимости собственного «Я» для нее, что снижает ощущение
одиночества.
Особенности эмоциональной сферы: Девушкам,
посветившим себя музыкальному творчеству, чаще всего свойственна альтруистическая
направленность (безвозмездная помощь другим людям). Это поведение обусловлено наличием
у человека таких личностных качеств как сострадание, чувства долга и
ответственности и отсутствием таких качеств как подозрительность, жадность и
скептицизм [5]. Возможность принять участие в различных мероприятиях улучшает
эмоциональное состояние представительниц музыкального творчества, поднимает им
настроение. Положительный эмоциональный тон (удовольствие), определяемый
настроением, способствует проявлению альтруизма [2].
Таким
девушкам также свойственна пугностическая направленность (ориентация на риск и
получение удовольствия от ситуации опасности и борьбы с ней). Это может быть
связано с тем, что представительницы музыкального творчества, преодолевая
определенные препятствия, ощущают свою близость к кумиру, который на пути к
своему успеху прошел множество трудностей.
Перечень наиболее свойственных им личностных
черт: У представительниц музыкального вида творчества чаще проявляется
такое свойство личности как общительность, которое свойственно экстравертам. Их
интересы направлены на внешний мир. В виду того, что данное творчество
подразумевает под собой массовость своего проведения и реализации, групповое
воплощение идеи, девушкам, занимающимся данной деятельностью, приходится
контактировать с множеством людей (организаторы, наставники, слушатели, зрители
и другие). Следовательно, можно предположить, что без данных свойств личности,
таким девушкам было бы сложно реализовать себя в выбранном виде творчества.
Особенности ценностных ориентаций: Нам
удалось выяснить, что девушки, занимающиеся музыкальным видом творчества, также
как и представительницы художественного вторчества, желают связать свое хобби с
профессиональной деятельностью. Кроме того, у таких девушек отмечается стремление
всесторонне развиваться.
Приоритетными
жизненными сферами представительниц музыкального вида творчества являются
семейная и общественная. Такие девушки отдают много сил и времени решению
проблем своей семьи, считая, что главное в жизни — это благополучие в семье. В
то же самое время, они быстро вовлекаются в общественно политическую жизнь,
считая, что самое главное для человека — это его общественно-политические
убеждения. Значимость для таких девушек активных социальных контактов
выражается в стремлении к коллегиальности в работе, установлении благоприятных
взаимоотношений с коллегами.
Можно
предположить, что подобная картина отражает стремление девушек, занимающихся
музыкальным видом творчества избежать интерролевого (межролевого) конфликта,
который заключается в не сочетаемости ролей, одновременно выполняемых человеком.
Особенности мотивационной сферы: Также
как и у представительниц музыкального творчества, первостепенным мотивом для
таких девушек является самореализация и самосовершенствование, далее идет
желание расслабиться и получить удовлетворение от выполняемой деятельности, и
на третьем месте - стремление узнать что-то новое и достичь мастерства в
выбранном деле.
Помимо
этого, к значимым для таких девушек мотивами можно отнести общение и
приобретение социального статуса (мотивация достижения).
3. Представительницы актерского вида
творчества.
Особенности самооценки: Девушкам,
занимающимся косплеем, свойственна низкая самооценка, причиной которой может
быть осознание того, что деятельность косплееров не всегда воспринимается как
истинное творчество наряду с художественным или музыкальным: данное явление
относительно новое, не все люди его понимают как хотелось бы самим косплеерам.
Это может приводить к угнетенному состоянию представительниц данного
направления и ощущению того, что их деятельность не признается обществом.
Особенности переживания одиночества: Представительницы
актерского вида творчества чувствуют себя более одинокими, чем все остальные,
так как их деятельность сводится к индивидуальной работе из-за неумения прийти
к компромиссу. Даже в условиях, когда несколько косплееров объединяются, чтобы
перевоплощаться в персонажей одного произведения и разыгрывать из него сценки,
девушки часто ссорятся из-за расхождения во взглядах на итоговый образ готового
героя.
Особенности эмоциональной сферы: Представительницам
актерского вида творчества редко свойственна как альтруистическая (просоциальная),
так и пугностическая направленности. Иными словами, чаще всего косплееры избегают
опасности и риска, помогают другим ради выгоды, обладают такими качествами как подозрительность,
жадность и скептицизм [5].
Перечень наиболее свойственных им личностных
черт: Такие свойства личности как депрессивность и эмоциональная
лабильность у косплееров проявляются чаще, чем все остальные. То есть, у
представительниц актерского творчества
преобладает пониженный фон настроения, но их эмоциональное состояние
характеризуется неустойчивостью, которое проявляется в частых колебаниях
настроения и недостаточной саморегуляции.
Кроме
того, выяснилось, что косплееры в большинстве своем являются интровертами. Это может
быть связано с предвзятым отношением общества к творчеству косплееров (оно
новое, яркое, не понятное), которое они желают отстоять и привнести в массы,
отождествляя себя с тем, что они делают. Это приводит к раздражительности
(когда девушки, занимающиеся данным видом актерского творчества сталкиваются с
критикой свой деятельности со стороны лиц, не имеющих отношения к косплею), а
также ссорам и конфликтам в семье (очень часто родители против такого
увлечения). Чтобы отгородить себя от отрицательных эмоций, они предпочитают
общаться с единомышленниками. Такая ситуация заставляет их сосредоточиться на
себе и своем внутреннем мире, а также может актуализировать различного рода
защитные механизмы.
Особенности ценностных ориентаций: Представительницы
актерского вида творчества не желают связать свое хобби с будущей профессией.
Их ведущей ценностью является получение от своей деятельности высокого дохода. Поэтому,
можно предположить, что если какая-либо их деятельность не будет отвечать
такому критерию, они, вероятно, откажутся от своего занятия или же станут
совмещать его с другим видом деятельности.
Кроме
того, косплееры чаще дополнительно занимаются как художественным творчеством,
так и рукоделием. Это связано с необходимостью подготовки эскизов нарядов
выбранных для перевоплощения персонажей, а так же с подготовкой дополнительных
аксессуаров героя, если такие имеются (крылья, оружие, хвосты, когти, рога и
прочее). Кроме того, многие косплееры самостоятельно шьют себе костюмы.
Особенности мотивационной сферы: Первостепенным
для таких девушек является самореализация и самосовершенствование, далее идет
желание расслабиться и получить удовлетворение от выполняемой деятельности, и
на третьем месте - соревновательный мотив.
Таким
образом, мы смогли более широко охватить проблему личностных особенностей
творческих людей, обогатив ее новыми знаниями: мы затронули в нашем
исследовании представительниц нового направления в творчестве - косплей. Но,
несмотря на то, что нам удалось достичь, существуют еще ряд неохваченных в
нашем исследовании проблем, таких как, например, изучение свойственных
косплеерам механизмов психологических защит, когда те сталкиваются с критикой
своей работы от единомышленников или же неодобрением своего убыточного занятия
со стороны родственников. Поэтому в дальнейшем можно продолжить расширять
представления об исследуемой нами проблеме и получать новые результаты.
Литература:
1.
Джамирзе Н.К. К проблеме самоорганизации и
самоопределения взрослого человека в условиях современного российского общества
// Мир психологии, 2005, № 4. -
с. 74-79.
2.
Изард
К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2011. – 461 с.: ил. – (Серия «Мастера
психологии»).
3.
Ильин
Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012. –
448 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии).
4.
Маслоу
А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
– (Серия «Мастера психологии»).
5.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс,
К. Маслач. - СПб.: Питер, 2000. - 528с.
6.
Райгородский
Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. Самара:
Издательский Дом «Бахрах-М», 2009. – 704 с.
7.
Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика
персонала. Самара: Издательский Дом «Бахар-М», 2010. – 790 с.
8. Райгородский Д.Я.
Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи. Самара: Издательский Дом
«Бахрах», 2009. - 695 с.
9. Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система
работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с: ил.
10. Тихомиров А.
В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике
профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. -
Вып.2, часть 1.
11. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.,
Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.