Международная конференция «Стратегические вопросы мировой науки»

Музыка и жизнь 1.Музыка: изучение и преподавание

 

Герман О. – студентка специализации «эстрадный вокал»

Тихомирова Н.Ф. – научный руководитель, преподаватель-методист

 

Луганский областной колледж культуры и искусств

 

Индивидуальный подход как дидактическая закономерность процесса обучения

 

         Для успешного обучения важно знать не только его сущность и структуру, но и закономерности. На основе которых оно должно осуществляться. Важно помнить, что обучение является составной частью воспитания, поэтому, воспитывая и обучая, мы должны помнить о всестороннем и гармоничном развитии личности, характер обучения должен быть деятельностным. Необходимо проявлять уважение и требовательность к учащимся, укреплять их личностные достоинства в процессе обучения. Обучение должно быть поставлено так, чтобы ученик ощущал радость от успехов в овладении знаниями, мог раскрыть свои способности и творческие задатки. В процессе обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В то же время нельзя забывать о влиянии коллектива на улучшение качества учебной работы.

         Следует понимать, что умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности.

         На современном этапе в обучении важно соблюдать компетентностный подход. Научить учащихся пользоваться своими знаниями в жизни помогут следующие дидактические принципы:

         - научность и мировоззренческая направленность;

         - проблемность обучения;

         - наглядность обучения;

         - активность и сознательность учащихся;

         - доступность обучения;

         - систематичность и последовательность обучения;

         - прочность обучения и его цикличость;

         -единство образовательных и воспитательных функций обучения              [4,с.185].

         Особенности музыкального обучения выдвинули еще один дидактический принцип – принцип индивидуального подхода [1,с.29]. Принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся позволяют индивидуальные занятия по специальности, на которых применяются разные приемы воздействия и активные методы обучения. Ведь творческий подход к развитию индивидуальности – одна из задач музыкальной педагогики.

Индивидуальный подход в обучении – это доброжелательное отношение к ученику, готовность замечать и поддерживать все  лучшие его черты, одним словом, уважать ученика как творческую личность. Однако для педагога недостаточно одной лишь готовности замечать положительные моменты в игре (пении) ученика: ему необходимо уметь слушать ученика. Умение слушать – верный признак дарования педагога. Очень важно педагогу уметь выжидать, не торопя ученика, не вмешиваясь, пока в этом нет необходимости. Еще одним доказательством педагогического мастерства является умение подобрать для каждого ученика наилучший репертуар. В этой области происходят сложные противоречивые явления: открываются все новые безграничные возможности обновления репертуара учащихся и в то же время наблюдается осторожность и непоследовательность. «Обдумывание индивидуальных путей развития каждого ученика и соответственный выбор материала повышают мастерство педагога» [3, с.38].

                   Одной из труднейших проблем современной музыкальной педагогики является воспитание и перевоспитание вкуса, поскольку молодежь подвержена сильным и трудно контролируемым влияниям музыкального быта. Житейская мудрость утверждает: «Плохой характер меньшее зло, чем бесхарактерность». С музыкально активным учеником работать интереснее, хотя и сложнее. Но поощрять инициативу можно лишь в том случае, если ученик умеет разбираться в нотном тексте и способен понять замысел композитора. Исполнитель пропускает музыкальный образ через призму своей психики, трансформируя и акцентируя различные его грани соответственно своему представлению о логике развития его художественной  сущности, и, наконец, наступает этап актуализации музыки, когда в ходе реального исполнительского акта музыкант проверяет на практике адекватность полета своего воображения.

                   Таким образом  искусство педагога-музыканта проявляется в умении выявить и развить индивидуальные способности каждого ученика и, соответственно, направить его на тот путь, на котором он получит наивысшее творческое удовлетворение.

         Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результаты обучения и воспитания личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся. Именно поэтому они служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения, которая сводится к следующим идеям:

- нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

- единству организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие формирования личности;

- оптимизации содержания, методов, средств, установки на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда [2,с.216].

 

 

                                               Литература

1.Крюкова В. Некоторые аспекты педагогики, методики и психологии в деятельности преподавателя детской музыкальной школы / В.В.Крюкова Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 288с.

2.Педагогика [под ред. П.И.Пидкасистого]. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.

3.Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М.Э.Фейгин. – М.: Музыка, 1975. – 109с.

4. Харламов И. Педагогика / И.Ф.Харламов. – Мн.: Універсітецкае, 2000. – 560с.