Евразийский национальный
университет им. Л. Н, Гумилева
Нармухаметова Н.М.
Проблемы казахстанской и
российской исторческой памяти
Интерес
к прошлому существует с тех пор, как появилось человечество. Человек – существо
историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является
продуктом этого развития.
Первоначальное
значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование»,
«узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением
подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии это слово
стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре
«историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае,
происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем
слово «история» в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом,
во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.
Понятие памяти в ХХ веке
стало предметом размышления и научных обсуждений. Ученые решили различать несколько видов памяти.
Индивидуальная память, которая проявляет себя
в мемуарной литературе и в интервью с носителем памяти. В любой индивидуальной памяти содержится
крупица истинной информации об истории.
Коллективная память – это память какой-то
человеческой группы, которая в данном случае выступает как единое целое и
хочет, чтобы ее воспринимали как носителя неких общих черт, общей идеологии или
общего прошлого.
Коллективная память
формирует в человеке его коллективную идентичность – социальную, этническую,
религиозную, национальную.
Историческая память формируется историками.
Историк требует, чтобы мы как можно более игнорировали настоящее и его
проблематику, избегали анахронизмов и не проецировали свое видение мира не
людей прошлого. Историк утверждает, что история претендует на объективность и
полноту. Он опирается на документы и просеивает множество индивидуальных
свидетельств, отделяя в них компоненты коллективной памяти от того, что было на
самом деле.
Историческая память
часто говорит языком чисел и географических названий. Если в такой-то акции
было вывезено в лагерь уничтожения 2317 евреев, историческая память не станет
интересоваться тем, сколько среди них было талантливых или образованных людей,
а сколько – простолюдинов, которые кроме забот о хлебе насущном да о том, чтобы
дети не росли неучами, в мирной жизни ни о чем особенно не думали. Из всех видов коллективной памяти историк
выберет лишь одну идентичность – все эти люди были евреями.
И индивидуальная и
коллективная память живут отдельно от исторической памяти.
Историки вновь и вновь
обращаются к проблеме взаимоотношения разных видов памяти, потому что помимо
объективной необходимости в объективной истине есть еще много другое, что
продиктовано человеческим фактором: эмоции, коллективная идентичность,
отношения окружающих, готовность или неготовность отвечать за грехи своих недавних
предков.
«Память истории
священна» - такова была жизненная позиция Д.С.Лихачева, реализованная в научных
трудах о русской культуре, публицистике и общественной деятельности. Она
отразила возрастающий интерес в общественном сознании к различным формам
исторической памяти, отношение к традициям и реальным событиям прошлого,
истории искусства и науки, политики и религии, техники и повседневности, памятникам
и биографиям, сохраненным письмам, дневникам, фотографиям, записным книжкам и любимым
вещам.
Историческая память –
своеобразный пантеон национальной идентичности. Она содержит знание об исторических битвах, судьбоносных
событиях, жизни и творческой деятельности выдающихся деятелей политики и науки,
техники и искусства. Историческая память воспроизводит непрерывность и
преемственность социального бытия.
Д.С.Лихачев писал:
«Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени,
преодоление пространства. Память – основа совести и нравственности, память –
основа культуры. Хранит память, беречь
память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память
– наше богатство».
Однако процесс
исторической памяти не означает механического повторения и воспроизведения
прошлого, он отражает сложность, неоднозначность человеческих отношений,
изменение духовных ценностей и личных позиций, влияние субъективных мнений.
Свидетельством тому «белые пятна» и «черные дыры» в мировой и отечественной
литературе.
Историки и писатели
вносят вклад в возвращение исторической памяти в более полном объеме.
Литературные произведения, фильмы передают современникам представление о
трагических страницах разных народов.
Историческая память не
только актуализирована, но и избирательна – она нередко делает акценты на
отдельные исторические события, игнорируя другие. В этой ситуации историческая
память нередко персонифицируется, и через оценку деятельности конкретных
исторических личностей формируется впечатление, суждение, мнение о том, что же
представляет особую ценность для сознания и поведения человека в данный период
времени.
Историческая память,
несмотря на определенную неполноту, обладает все же удивительной особенностью
удерживать в сознании людей основные исторические события прошлого вплоть до
превращения исторического знания в различные формы мировоззренческого восприятия
прошлого опыта, его фиксации в легендах, сказках, произведениях. И, наконец, следует отметить такую
особенность исторической памяти, когда в сознании людей происходит
гиперболизация, преувеличение отдельных моментов исторического прошлого, ибо
она практически не может претендовать на прямое, системное отражение – она
скорее выражает косвенное восприятие и такую же оценку прошлых событий.
Считается, что причиной
обострения земельного вопроса у кочевников-казахов в середине XVIII
века было не только рост населения, но и появление пастбищ, закрепленных за
каким-либо власть предержащим из числа казахов. В наиболее острой форме эта
узурпация земель при опоре на власть происходила в Букеевской Орде, и без того
ограниченной в угодьях.
Ситуация первых
десятилетий XVIII века ясна: сужение кочевий из-за джунгарской экспансии и
борьбы с волжскими калмыками. Эпизодические битвы за пастбища происходит и с
соседями–башкирами. Но позже те же башкиры, восстав против царизма, призовут
тогда еще малоизвестного будущего хана Абулхаира.
Обострение земельного
вопроса с 70-х гг. XIX в. вызвало переселение
крестьян из центральных губерний России.
Столыпинские аграрные преобразования после 1907г. имели целью снизить
накал земельного вопроса в число русских губерниях не по-революционному, путем
предела части или всех помещичьих земель, разрушением вековечной русской крестьянской
общины, выделением наиболее зажиточной части.
Проблему малоземелия и безземелия предлагалось решить переселением на
Восток.
И русские и казахи
оказались заложниками так и неизжитой экстенсивности земледелия. В последний
раз этот массовый, направляемый «сверху» подход известен на пример освоения
целинных и залежных земель в 1954-1956 гг. Факты могут быть рассмотрены с двух
разных углов и противоположными выводами: 1) критика политики центра,
изменявшего этническую структуру населения Казахстана; 2) проблема изживания
экстенсивности экономики, сохраняющая актуальность и по сей день. При этом, второй
«угол» изучения нисколько не отменяет факта изменения этнического состава
населения. Достоинство второго подхода состоит в том, что вместо критики «постфактум»
мы, казахстанцы, имеем возможность увидеть то наследие, от которого надо
избавиться в переоценке ценностей – экстенсивность экономики. Она проявляется в
неизжитой сырьевой направленности, несмотря на программы инновационности и
прочего.
Почему не можем
позитивно описать расширение этнической территории казахов (этнической Родины)
в возвышенном изложении как описали в литературе и в кино освоение просторов
американцы? Ведь казахи осваивали опустевшие после истребления Цинами просторы
Джунгарии, междуречье Волги и Урала, малозаселенные степи за Иртышом. Некрополи
Мангышлака свидетельствует о жизни туркменских племен до казахов. Несколько
иная история с казахским заселением Северного Приаралья. В русских документах
вплоть до 1740-х гг. говорится о совместной борьбе казахских и каракалпакских
дружин против волжских калмыков и джунгар. Каракалпаки кочевали, имея северной
границей кочевок Эмбу и доходя до Тобола. В отличии от казахов они более были
склонны к земледелию вдоль рек. Но впоследствии был использован повод, чтобы
изгнать почти всех каракалпаков с Северного Приаралья. Они ушли в низовья
Амударьи, а оставшаяся часть образовала внеплеменные группы в составе казахов.
Это важность богатства –
т.е. скота в понимании того времени, а значит, пастбищ для скота, была важнее
нематериальных ценностей.
Понятие идеологии само
по себе является спорным и дискутируемым, в том числе в казахстанской
политологии. Национальная идея на практике ряда стран представляет собой
очертания проекта или сам проект действий по реализации самовыражения нации.
Наиболее очевидный и наглядный пример это национальная идея Японии –
производство качественной, лучше мировых стандартов, продукции.
Патриотизм советских
народов в годы Великой Отечественной войны кажется исключением из схемы,
связывающей идею патриотизма, чувства и образное представление с
национальностью. На самом деле, исключение кажущееся. В годы войны писатели и
поэты концентрировались не на славословиях партии и марксизму-ленинизму. Более
того, сама официальная идеология и власть обратились к исторической памяти
этносов. Соответственно, имена Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и
князя Пожарского, Суворова и Кутузова упоминались в речах Сталина и официальной
пропаганде. Памяти других этносов были позволено обратиться к славным героям
прошлого. В честь некоторых из этих выдающихся деятелей прошлого были учреждены
боевые ордена с высоким статусом среди государственных наград. Украинцы
обратились к памяти Богдана Хмельницкого. Казахи вспомнили имена Срыма Датова и
Аблая, сказители воспевали деяния эпических героев прошлого. Но после войны на
ряд имен, в том числе эпических, к примеру, на имена батыра и бия Эдигея, хана
Кенесары был наложен запрет.
Официальная идеология
советской эпохи могла на время смириться с пробуждением исторической памяти
этносов, чтобы использовать ее в напряжении духовных сил народов в
противостоянии сильному врагу. Но эта официальная идеология не могла позволить
исторической памяти существовать и развиваться свободно и самостоятельно усилиями
интеллектуалов. В дальнейшем, посредством подмены фактов усиленно продвигался
тезис, что советский патриотизм основан на преданности партии и идеям
марксизма-ленинизма.
Академик Лихачев многое
сделал для сохранения памяти в России. Дмитрий Сергеевич имел в виду сохранение
памяти, которая уничтожалась. Сохранение памяти Древней Руси, сохранение памяти
христианской Руси, сохранение региональной Руси. Он стремился к сохранению
давнего образа русского человека. Ему казалось, что нельзя забывать, что есть образ
доброго русского человека, а не только бдительного солдата революции. Он
понимал, что надо бороться с разрывами, которые произошли в русской памяти.
Разрывы в русской исторической памяти связаны не только с революцией, но, может
быть, и с двойственностью культуры, которая была в России, с ее разделением на
дворянство и народ.
С одной стороны,
дворянская культура была полностью европейской. А народная, т.е. крестьянская
цивилизация совершенно другая. Эта двойственность объясняет многое из того, что
случилось в России. Что означает эта двойственность? Она означает, что есть
несколько слоев памяти, что люди не готовы выбирать между ними. А власть
предпочитает не выбирать, а брать и то, и другое. Можно также говорить о
забытых памятях, есть памяти о преступлениях, которые были совершены.
С исторической памятью
связан ренессанс интереса к народному духу, тяга к культурному и духовному
наследию прошлого. Положительно воспринимаются восстановление памяти
незаслуженно забытых имен (Кенесары, батыр Орак), активно поддерживается
возрождение народных промыслов, народной медицины и многому «хорошо забытому».
Греческий мир о
Мнемозине – богине воображения и памяти одновременно – очень точно представлял,
двалика памяти, воспроизводящей прошлое и придающей ему новые оттенки – от
почтения до цинизма.
Но надо относиться с
уважением к истории во всей ее противоречивости и многообразии ее проявлений.
Используемая литература:
1.
Исмагамбетов
Т. «Казахстанский патриотизм и историческая память»
2.
Копельман
З. «Коллективная память и историческая память»
3.
Лихачев
Д.С. «Декларация прав культуры»
4.
Тощенко
Ж.Т. «Что такое историческое сознание и историческая память»