Нравственность и этнокультурное
образование в Казахстане
К.Б.
Кемельбеков
к.филос.
н., доцент, г. Шымкент, Казахстан
Южно-Казахстанская
государственная фармацевтическая академия
На
современном этапе Республикой Казахстан взят курс на
демократические реформы, признание прав и свобод человека,
независимо от национальной принадлежности, на недопустимость
дискриминации по этническому и расовому признаку. И во исполнение
взятого курса разработана "Концепция этнокультурного образования в
РК" от 07.07. 1996 г., которая одобрена распоряжением Президента РК от
15.07.1996 г., № 3058.
Насущная потребность в концепции
этнокультурного образования вытекает также из кризиса образовательной системы в
переходную эпоху. Выход из кризиса, возврат в лоно нормального цивилизованного
развития требует не только передовых технологий, и новой техники,
квалифицированных специалистов и научных достижений, но и возрождения
национальных духовных ориентиров, нравственных и культурных ценностей, обычаев
и традиций, способа мышления и языка.
В связи с историческими
преобразованиями в стране определились новые направления и культурные ценности,
о чем свидетельствуют многочисленные статьи в газетах и журналах видных научных деятелей страны, как: А. Айталиев
«Поворот к этнокультурным традициям в образовании», Ж. Наурызбаев
«Этнокультурные интересы и педагогическая наука», Г.Т. Телебаев, И.Э.
Трахтенберг «Метаморфозы человека в ауре культуры» и других. В этих
выступлениях также ставится проблема о
необходимости национальной системы образования, где определяющая роль
отводится этнокультурному образованию.
В
свою очередь, наше стремление овладеть только научно-техническим и
экономическим прогрессом творцов и созидателей этого прогресса превратили в
обезличенное понятие «человеческий фактор». Инженерное образование
постепенно утратило связь с культурой и интеллигентностью. Постепенно
стали выхолащиваться и сами понятия
«интеллигент» и «интеллигент-
ность». Их суть искусственно сведена к обладанию вузовским дипломом.
«Концепция технократической
интеллигенции постепенно приводит к
уничтожению гуманитарных традиций, преемственности поколений в
области духовной и нравственной культуры» [1, 140 с.]. С мнениями, с которыми
необходимо согласиться и пытаться исправить положение разработками и дополнениями учебных программ достаточно, так как
именно образование является средством формирования национального самосознания, реализации культурно-нравственных и
других интересов.
Изучение литературы и
научно-педагогических исследований свидетельствует о возрастающем интересе к
проблеме формирования личности в
культурологическом плане. Подрастающему поколению необходимо знать истоки своей
национальной культуры, ее особенностей, которые помогут ему найти свое место в
связующем звене преемственности поколений, когда свое национальное будет тем единственным субстратом,
который позволит принять общечеловеческое, принять и понять другое
национальное.
Духовные
ценности народа – это плод его многовековой созидательной и творческой
деятельности. Духовная культура – сфера человеческой деятельности охватывающая различные
стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура представляет
духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию
духовных продуктов, которым можно отнести творчество ученых, писателей,
художников, законодателей и т.д. Продукты духовной деятельности или духовные
ценности – книги, полотна, обычаи-традиции, устное поэтическое
искусство и
т.д. Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания
и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках
человеческой деятельности.
Духовную культуру казахского народа
составляют язык, устно-поэтическое, традиционно-музыкальное творчество,
народные знания. В основе духовной культуры лежат и народные праздники и игры,
религия, традиции, обычаи, искусство и
т.д. Национальное самосознание — это, по существу,
осознание народом своей собственной социально-этнической сущности, осознание
того, какую реальную роль он играл или в потенции может играть в истории
человечества, каков его вклад в общечеловеческую цивилизацию. Это осознание
своего естественноисторического права на свободное, независимое существование.
Этнос строит свою культуру, сообразуясь с потребностью обрести духовную
гармонию между собой и окружающими и принадлежащими ему предметами. Иначе
говоря, национальная культура в ее художественном и эстетическом измерении —
это образная модель мироздания, космос, принятый и освоенный человеком, мир
очеловеченный и его историческая среда существования.
Язык каждого народа отражает его историю, жизнь, быт и культуру. Язык, как средство человеческих отношений, является социальным бытием, он связан с обществом. Язык – форма культурной действительности. Он является не просто сочетанием звука и знака, но и, что самое главное, средством культурной преемственности. О силе языка, его важности в развитии интеллекта, необходимости людям, его великолепии и национальных особенностях говорили во все времена.
Любовью к родному языку, к Отечеству, своему народу проникнуты все
вопросы воспитания и обучения выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского,
который в свое время правильно заметил, что каждый народ свои мысли и чувства,
стремление продолжаться в новых поколениях передавал через родной язык. Язык
народа – это проявление творческой способности, дар слова не одного человека, а
многих людей, бесчисленного множества жизней, бесчисленных поколений.
И выступая защитником
родного языка, поборником прав каждого народа, говорил: «Пока жив язык народный в устах народа, до
тех пор жив и народ». Поэтому нельзя допустить, чтобы язык народа, как его
величайшее сокровище, исчез или предался забвению.
Безусловно, язык народа живет и развивается вместе с
жизнедеятельностью и развитием народа. Именно в нем отражается вся его история
в своем многообразии. На протяжении всей своей жизни Абай посредством
художественного творчества воплощал в жизнь свои культурологические идеи для
нравственного воспитания народа. Поэтому в своих произведениях он говорил о
роли и значении родного языка, поэзии, устного народного творчества. «Знание
чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он
чувствует себя вольно, а если забота и борьба этого народа по сердцу, то он не
может оставаться в стороне». Время
национальной культуры раскрывает диахронный срез культурно-исторической
эволюции, фиксирует специфику соотнесенности «время — природа — общество —
человек», специфику соединения объективных и субъективных временных ритмов
жизнедеятельности, как они по-разному проявлялись в различных цивилизациях, в
рамках конкретного исторического времени. В рамках локальных обществ, всегда
существует аритмия, несоответствие временных форм и существования ее
составляющих: индивидов, их жизнедеятельности, условий этой жизнедеятельности.
Время национальной культуры многовекторно: человек осваивает ритмы
собственного, природного и социального бытия и ретроспективно и перспективно.
Обратимость времени может стать способом объединения разновременных культурных
феноменов, обогащая ее. Кочевым народам
присущи своеобразные представления о времени. Время для кочевника не векторное,
ацикличное. Интересно не течение времени, а то, что в нем происходит, время —
не пустая деятельность, а промежуток жизни, наполненный событиями. С понятием
цикличности времени связывается и представление о неразрывной связи прошлого,
настоящего, будущего. Традиции и обычаи — это прошлое, живущее в настоящем:
поколение — это возможность ощутить себя как связь между настоящим и будущим.
Для казахского фольклора характерна открытость художественного времени,
совмещения в айтысе, эпосе сразу нескольких временных рядов. В казахском
фольклоре выступает как неделимое целое синтез прошлого и настоящего. Предки,
давно умершие, постоянно существуют в сознании живых, помогая или
противодействуя им. Время воспринимается в статике, нелинейно, герои всегда
остаются молодыми, два действия не могут быть обрисованы одновременно, если они
совершаются в двух местах двумя различными персонажами. Статическое восприятие
времени определяет этические и эстетические оценки и характеристики. Положительный
герой останется им до конца, также и отрицательный до конца будет
отрицательным.
Историческое время соседствует с
мифологическим и часто противопоставляется мифологическому как реальность —
древней и нестареющей мечте человечества. Язык этноса, его краски,
художественно-изобразительные нормы очень трудно поддаются трансформации.
Остаются постоянными и образные средства, рожденные в недрах традиционного
миропонимания. Весь строй образного мышления, эстетических представлений народа
зависит от системы обычаев, от традиций, выработанных сообразно особенностям
своей жизнедеятельности. Психический склад и национальный характер проявляются
в национальном искусстве и литературе в виде своеобразных черт национальной
культуры, которые часто облекаются в формы обычаев и традиций. Эпосы
«Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», например, — это история, быт, нравы
казахского кочевья. Поэтому для казахской литературы, имеющей богатую
устно-поэтическую традицию, было вполне естественно развитие поэзии, основывающейся
на устном сложении, на импровизации. Художественная традиция фольклора, устного
поэтического творчества богата и разнообразна. Но поскольку в ней
воспроизводится миропонимание древнего казахского этноса, она в силу своей
эпичности, мифологичности продуцирует весьма условные описания.
Своеобразие образа жизни этноса во
многом определяет и своеобразие его художественного мышления. Зависимость
казахского языка, точнее, зависимость образно-речевых средств от мировосприятия
и мироощущения народа обнаруживается практически во всех сферах употребления
образной речи. Это сказалось на звуковой природе речи, на пространственных
обозначениях. Следы национального образа мышления, сугубо казахских понятий и
представлений заметны в оборотах речи, метафорах, казахской поэзии о земле и
водах, о степи и горах, о природе и кочевье. «Традиция выражена испытанными,
привычными народному мышлению, соответствующими народным эстетическим вкусам
изобразительными приемами и всем богатством национального языка» [2].
В течение веков поэтическое
искусство казахского народа выражалась в устной форме. Казахский народ выражал
и выражает посредством устно-поэтического слова свое отношение к жизни,
рассказывает свою историю. Героями устной поэзии являются простые люди, труженики, богатыри. В песнях, пословицах
и других произведениях фольклора говориться о любви к родине, о борьбе с
захватчиками и угнетателями, о победах человека над грозными силами природы, о
дружбе и любви.
Явления устной речи только
внешне выглядят монологами и диалогами, а внутри них всегда присутствуют
«голоса» всех воспринимающих, которые обогащают устную форму, творя и созидая
ее семантические стороны. Казахская речь, слова имели довольно длительную
историю развития преимущественно в
устной форме. К.Ш. Нурланова в своей исследовательской работе «Эстетика
художественной культуры казахского народа» обращает особое внимание на развитие
художественного слова, как особенному виду народного творчества. «Импровизация
как вид творчества имела повсеместное и широкое распространение …сказывалась на
развитии способностей и воображения». Автор подчеркивает также, что этот вид
творчества, при котором сочинение происходит непосредственно в процессе
исполнения, является показателем красноречия, обладания ораторскими способностями.
«Казахи по своей природе
являются прирожденными ораторами, имеют облекать свои мысли в прекрасную и
образную форму, получают большее удовольствие, слушая красивую и стройную речь
других», - пишет в своей книге «Эстетическая культура казахского народа» Б.Р.
Казыханова. И, действительно, в казахском менталитете многовековой опыт
осмысления окружающего мира, его строения, свойств, места человека в мире
взаимоотношения между человеком и природой, между людьми находили свое
отражение в пословицах и поговорках.
Пословицы любого народа -
это нравственный кодекс. Они обогащают нормы народной морали, говорят о том,
что, прежде всего ценится в человеке.
Культурная ценность их выражалась в том, что на протяжении веков народ
обобщал в них свой социально-исторический опыт. Ибо пословицы и поговорки
создавались народом на основании жизненных наблюдений, своего материального и
духовного опыта. Уникальность их в том, что народные афоризмы создавались умом
и смекалкой миллионов, проверены вековым опытом многих поколений. Как верно
заметил в свое время К.Д. Ушинский: «Это речевые самородки и самоцветы, в
которых выкристаллизовалась мудрость народа».
Отношение казахов к
пословицам и поговоркам можно понять из этой меткой фразы. «В половодье нет
рыбы, в пословице нет лжи».
Нравственная ценность этого «памятника народной культуры» заключается в
том, что не одно поколение воспитывалось на мудрых и правдивых примерах своих
предков. Передавался не только опыт прошлых лет, но и прививалась специфика
мышления, особенность менталитета казахского народа. Приведем примеры
назидательных пословиц: «Будешь без лени трудиться – будешь
сыт без подаяний», не теряет своего
значения и сегодня, как формирующая у
молодежи качеств трудолюбия. Поражает своей лаконичностью пословица для привития
нравственных норм и правил: «Умение терпеть (выдержка) – поистине золото».
Много
народных пословиц о том, каким должен быть "Жаксы адам" - хороший человек. Он должен
быть трудолюбив, отзывчив, доброжелателен, гостеприимен, чистосердечен,
прямодушен и честен, прост и строг к себе. Плохой человек – праздный гуляка,
лентяй, болтун, клеветник, сплетник и лгун; он двуличен, не помнит добра, скуп,
думает только о себе: «От хорошего – доброе слово, то от плохого – сор», «У
хорошего нет ненависти, у плохого совести», «Хороший идет за делом, дурной за
угощением».
К мировоззренческим,
экзистенциальным можно отнести пословицы, пронизанные
патриотическими чувствами народа: «Чем быть султаном на чужбине, лучше быть полезным для своего народа».
Таким образом, пословицы и
поговорки, сказовое слово и другие образцы духовной культуры характеризуют
этническую культуру и целостность народа, соответствующие динамике жизни.
Литература
1.
Телебаев
Г.Т., Трахтенберг И.Э.. Культура специалиста в контексте гуманитаризации высшего
образования //Метаморфозы человека в ауре культуры/ - Алматы: Гылым, 1993. – С.
137-149
2. Ауэзов М.О. О традиционном и новаторском в казахской
советской литературе. - М„ 1960. – 354 с.