Психология и социология / 12. Социальная психология

д.э.н. Юшин С.А.

ННЦ «Институт аграрной экономики» УААН

ОЗАБОЧЕННОСТЬ И МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА

КАК КООРДИНАТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЕГО АДАПТАЦИИ

Библейский Екклесиаст, оценивая «труд, которым трудился», приходит к выводам: «все – суета и томление духа»; все «труды – беспокойство»; «лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа»; «все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» [Еккл. 2: 11, 23; 4: 6; 6: 7]. Если мы наберем в Google «озабоченность», нам предложат просмотр 107 млн. источников, а «мечтательность» – 89,5 тыс. источников (в 1195 раз меньше).

Ф.Бэкон указывает, как искусно рисует миф два образа жизни: Прометея (мудрые, думающие о будущем и способные осторожно предотвратить или отбросить много бед; но лишающие себя радостей жизни, подавляющие свои желания и мучающие себя заботами, беспокойством и внутренним страхом) и Эпиметея (неумные, недальновидные, считающие наиболее важным приятное в данный момент, из-за чего они оказываются в трудном положении, терпят бедствия и беспрерывно вынуждены бороться с несчастьями; пытаются себя успокоить и по незнанию жизни лелеют в душе множество пустых надежд, которыми утешаются, как сладкими снами, скрашивая страдания жизни [1].

Для К.Г.Юнга и Г.Гейне, Платон и Аристотель это типы двух различных человеческих натур, которые, издавна в той или иной степени противостоят друг другу. Они ожесточенно состязаются. Но какие бы имена ни возникали на авансцене истории, неизменно говорят о Платоне и Аристотеле. Мечтатели, мистики, платоники выявляют христианские идеи и соответствующие им символы. Натуры практические, приводящие все в порядок, аристотелевские, созидают из этих идей и символов прочную систему, догматику и культы [2].

О.Шпенглер указывал на принципиальные отличия греческой души (есть что-то от Дон-Кихота в каждом греке – культура) и римского интеллекта (есть что-то от Санчо Пансы в каждом римлянине – цивилизация) [3]. Парадокс Дон Кихота в том, что его действия под стать величайшему безумцу на свете, а речи его столь разумны, что они уничтожают и зачеркивают его деяния. Он во всем сомневается и всему верит в своем поиске золотого века (где не знали «твое» и «мое», царили дружба, мир и согласие). Его пылкое безумие увлекло оно за собой рассудок Санчо. Но прагматик-Санчо мечтает, что Кихот в мгновение ока завоюет остров и сделает его губернатором. Он утверждает: выделите мне графство, у меня хватит смекалки им управлять; недельки через две я наловчусь губернаторствовать и понимать в этом толк побольше, чем в хлебопашестве.

Если верить Википедии, в США существует «Американская мечта» (англ. American Dream) – клише, обозначающее идеал жизни жителей США: наиболее часто обозначает высокий жизненный стандарт (свой дом, высокооплачиваемая работа), слава, переход в более высокий социальный класси т.п. Источником словосочетания «Американская мечта» считается трактат Д.Адамса «Эпика Америки» (1931): американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает. Но реалии свидетельствуют о том, что American Dream для многих людей стала «Американской заботой» (American Аnxiety). И это не понятно, учитывая претензии США на мировое лидерство – для лидера именно «забота» становится ключевой функцией: «превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране» [Еккл. 5: 8]. Однако, как известно из истории Сервантеса, «Sancho Dream» продержалась всего 10 дней губернаторствования и «Sancho Аnxiety». Оторвавшись от «Kikhot Dream» и «Kikhot Аnxiety», которые и тогда и сегодня многим кажутся смешными, Санчо повернул социальные свои притязания в сторону скромных потребностей среднего класса. Все как у З.Фрейда: мечтатель Эхнатон оторвался от народа и позволил своей империи рухнуть. Не зря же Н.Друри пишет о стремительно растущей толпе молодежи, протестующей против материализма «Американской мечты» [4]. Как доказал А.Маслоу, без трансцендентального и трансперсонального все мы становимся больными, грубыми и отрицаем все и вся или же впадаем в состояние полной безнадежности и апатии [5]. Для адаптации к переменам нам нужна МЕЧТА.

С точки зрения Д.Карнеги: воображение вот что необходимо; видение, мечта. Если нас не прерывают какие-нибудь практические заботы, то мы заняты мечтаниями (спонтанный и любимый вид размышлений) – главный показатель характера, отражающий нашу природу, модифицированные, часто скрытые и забытые данные прошлого опыта. Однако следите за своими мечтами: мечтай, «если ты умеешь мечтать и не превращать мечту в своего хозяина» [6].  

С.Гроф указывает на наличие в нас специфической потребности, лежащей в основе счастливого завершения сказок, а также мечтаний революционеров о будущей Утопии, потребности артиста в одобрении публики или амбициозной гонки за богатством, статусом и славой [7]. К.Хорни объясняет это тем, что молодые строят иллюзии. Но они видят неудачу и разочаровываются. Многие одаренные люди расточают так энергию на протяжении жизни. Человек иногда чересчур возвышает себя, переоценивая то, что делает в данное время, или предается фантазиям о том, что мог бы сделать. Но он не придает им серьезного значения. Источник страха – перспектива неудачи. Страх неудачи реален и потому, что шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха. И если другие нас оценивают не только по степени нашего успеха, наша самооценка следует тем же путем. Согласно существующим идеологиям, успех отражает неотъемлемо присущие нам заслуги (является видимым воплощением Божьей милости), потому человек считает, что его значимость прямо связана с успехом, сопутствующим ему [8]. Так мечты человека становятся его заботой.

Э.Хоффер подчеркивает, что в дни, когда по улицам носятся надежды и мечты, робким лучше запереть свои двери, закрыть окна и сидеть спокойно, пока все не утихнет. В мире часто случается, когда между надеждами, как бы они сами по себе ни были благородны и хороши, и теми действиями, которые они вызывают, возникает чудовищный разрыв [9]. Э.Фромм дополняет данную мысль: будучи вначале идеалистами и мечтателями, но не имея ни традиций, ни зрелости, ни опыта, ни политической мудрости, многие молодые становятся отчаявшимися, нарциссичными, склонными к переоценке своих способностей и возможностей людьми и пытаются достичь невозможного с помощью силы. Да, наука привела к реализации технических утопий, о которых мечтал человек. Однако надежда на «счастье через потребление» свою живучесть сохраняет главным образом в странах, очень далеких от осуществления этой мечты [10].

Для Г.Лебона все наши художественные, политические или социальные понятия носят на себе могущественный отпечаток иллюзий. Человек иногда повергает в прах эти иллюзии ценой ужасных переворотов, но он всегда бывает вынужден снова извлечь их из-под развалин. Без них ему не удалось бы выйти из состояния примитивного варварства, и без них он скоро снова впал бы в то же состояние. Все это пустые тени, дщери наших мечтаний, но они вынудили народы создать все то, что составляет теперь славу искусства и величие нашей цивилизации. Увлекаемая своей мечтой, раса последовательно приобретет все, что дает блеск, силу и величие. Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем постепенное ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна вот в этом и заключается цикл жизни каждого народа [11].

Т.Лири, М.Стюарт и др. предостерегают нас, чтобы мы в своих мечтаниях не под стали заложниками гипноза в нашем подсознании, индуцирующего мир фантомов и делающего нас его узниками [12]. И в Библии апостол Павел прямо предостерегает: «не мечтайте о себе» [Рим. 12: 16]. Так, для многих, утверждает С.Мадди, эпоха Возрождения выглядела чудом свободного времени, времени мечтаний. Но теперь мы понимаем, что эта эпоха была периодом огромнейших потрясений, хаоса и борьбы, когда расцвели не только творчество, но и пороки, и интриги в поразительном разнообразии. Далекая от свободы и идеальности, это была среда, где ученый боролся за защиту от покровителя, надеясь, что он будет сильнее собственных врагов хотя бы в течение некоторого времени [13].

А.Маслоу говорит о том, что, видимо, человеческая мечта о вечном счастье неосуществима. Каждая из этих реформ сулила наступление «золотого века», а в итоге вызывала разочарование. Вечное счастье недостижимо (абсолютного совершенства нет). Мечта о совершенном обществе несбыточна, как и мечта о совершенном человеке. Средний американец, как правило, не мечтает о яхте. Скорее всего, даже в бессознательных желаниях он не испытывает потребности ее приобрести. Что побуждает предаваться фантазиям? Почему люди мечтают о небесах, о лучшей доле, о справедливом обществе? До сих пор мы изучали патогенные последствия крушения надежд, оставляя без внимания целительное его действие. Люди пренебрегают высшими потребностями, не видя разницы между ними и низшими потребностями, а это ведет к разочарованию, потому что после удовлетворения потребности желание не пропадает. Человек, пусть даже очень далекий от совершенства, склонен проецировать свое стремление к идеалу. У каждого века, кроме нашего, был свой идеал. Наша цивилизация отказалась от идеала  святого, героя, аристократа, рыцаря, мистика. У нас остался только хорошо умеющий приспосабливаться «человек без проблем», бледный и сомнительный суррогат идеала. Возможно, вскоре мы сможем взять в качестве образца самореализующееся человеческое существо, использующее свой потенциал на все 100 %, существо, внутренняя природа которого свободно выражает себя, а не подавляется, калечится или отрицается. Из всех открытий Фрейда самое важное то, что причиной многих психологических заболеваний является боязнь человека познать самого себя. Страх познать самого себя зачастую является изоморфным и параллельным страху перед внешним миром. То есть суть внутренних и внешних проблем одна и та же, и они связаны между собой. Поэтому мы и говорим о страхе познания вообще, не делая особой разницы между страхом перед внешним миром и страхом перед миром внутренним. В принципе, такого рода страх является защитной реакцией, в том смысле, что он оберегает нашу веру в себя, самоуважение и самолюбие. Мы склонны бояться любого знания, которое могло бы заставить нас презирать самих себя, породить в нас комплекс неполноценности или же вызвать у нас чувство собственной слабости, бесполезности, пр. И с помощью подобных защитных приемов мы оберегаем свое идеальное представление о себе [14; 15]. 
При этом мечтание не следует считать чем-то абсолютно иррациональным. Так, Г.Честертон утверждает, что мечта весома и надежна, мечта – факт, т. к. реальность часто лжет. Факт, что люди, встречавшие эльфов и ангелов, не мистики и не угрюмые мечтатели, а рыбаки, фермеры и прочие люди, простые и осторожные. Видимо, что-то они слышат – голос иного мира: «В моей утопии тебя ждут и приключения, и обязанности. Но самая трудная обязанность, самое смелое приключение – попасть в нее». А т. к. запретный плод – сладок, мечта всегда зависит от запрета. Все великое и немыслимое зависит от маленького отказа. Все чудесное и прекрасное возможно, если что-то одно запрещено [16]. Г.Селье согласен с тем, что т. н. «реально мыслящие люди», преследующие «практические цели», в долгосрочной перспективе редко оказываются столь же реалистичными и практичными, как мечтатели, стремящиеся лишь к своей мечте [17]. К.Ясперс осуждает идеал, заключающийся в отсутствии трений внутри предприятия («Я» исчезаю в кооперации, где господствует фикция дополнения всех всеми) [18]. Для интеллекта, указывал К.Г.Юнг, фантазия не что иное, как мечта, – этим он выражает желанное и необходимое для науки пренебрежение к фантазии. Сентиментальный гений имеет дело с опасностью в стремлении удалить от человеческой природы все пределы, выйти и за пределы самой возможности, предаться мечтаниям. При мечтательности внимание отсутствует с самого начала, а ход ассоциаций принимает медленное, согласное с законами  ассоциаций. Его мечты были разбиты; само по себе это не было бы бедой, если бы при этом не были убиты и его чувства. Ибо его интеллект взял на себя роль его брата и с инквизиторской жестокостью разрушил всякий след чувства, поставив перед ним в качестве идеала хладнокровное бессердечие [19-20]. Ж.Делез дополняет вышесказанное мыслью, что революционность живет в зазоре, который отделяет технический прогресс от социального целого и который вписывает сюда свою мечту о перманентной революции. А значит, эта мечта и есть само действие и реальность; реальная угроза всякому порядку установившемуся. Она принимает за осуществимое наяву все, о чем грезит [21]. 

К.Станиславский говорил ученикам: на практике перед нами встанет приблизительно такая программа: прежде всего вы должны будете по-своему представить себе все «предлагаемые обстоятельства», взятые из самой пьесы, из режиссерской постановки, из собственных артистических мечтаний. Весь этот материал создаст общее представление о жизни изображаемого образа в окружающих его условиях. Надо искренне поверить в реальную возможность такой жизни в самой действительности: надо привыкнуть к ней настолько, чтобы сродниться с этой чужой жизнью. Если все это удастся, то внутри вас сама собою создастся истина страстей или правдоподобие чувства. При этом не следует: насиловать свое воображение, вместо того чтоб увлекать его; мечтать «без руля и без ветрил», как и куда толкнет случай; мечтать ради самого мечтания. В работе воображения должен быть смысл, интересное задание, творчество. Вам нужны мечтания действенные и активные. И не торопитесь! Успеете! Пока довольствуйтесь лишь простыми и самыми элементарными мечтаниями. Не торопитесь уноситься слишком высоко, а поживите с нами здесь, на земле, среди того, что именно вас окружает в действительности [22].

Безусловно, не каждый индивид готов к творческому напряжению. Потому Э.Тоффлер считает, что в постиндустриальном обществе нам понадобятся анклавы прошлого, в которых реорганизация, новизна и выбор намеренно ограничиваются, а также анклавы завтрашнего дня: должны быть местами, где люди, столкнувшиеся с шоком будущего, по желанию могут скрываться от перемен неделями, месяцами и даже годами. В таких сообществах люди смогут сохранить размеренное и спокойное существование, которое необходимо [23].

Эксперты считают, что «мечтательность» («daydreaming») может повышать продуктивность. Сейчас теория о влиянии мечтательности на продуктивность имеет эмпирическую основу: исследователи выделили 2 типа мечтательности: конструктивный и неконструктивный. Д.Шулер (Калифорнийский университет, США) утверждает , что во втором случае люди не осознают погруженность в мечтания, а в первом – осознают. Такое осознанное мечтание вызывает подъем креативности. Сложность в том, чтобы научиться не просто «отпускать» свои мысли, но и быть начеку, если решение задачи придет как инсайт. Доказано, что если отвлечься от проблемы, на которой ты «застрял», и заняться бытовыми делами, мозг продолжает обрабатывать задачу и искать решение. Свободный полет мысли в мечте позволяет искать решение в бессознательном режиме. Но важно не забывать и о недостигнутой цели, т. е. решении насущной задачи [24].

Выводы: озабоченность и мечтательность субъекта являются ключевыми координатами его социальной адаптации, которые, циклично действуя, создают возможность полного использования личностного потенциала человека путем согласования его сознания, подсознания и бессознательного, образующих мост между аскетами и сибаритами на фундаменте гармонии традиций и инноваций.

Литература.

1. Бэкон Ф. Новый Органон.

2. Юнг К.Г. Психологические типы

3. Шпенглер О. Закат Европы.

4. Друри Н. Трансперсональная психология

5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность.

6. Карнеги Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей.

7. Гроф С. Области человеческого бессознательного. 
8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. 

9. Хоффер Э. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений

10. Фромм Э. Иметь или Быть? 

11. Лебон Г. Психология масс.

12. Т.Лири и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах

13. Мадди С. Теории личности.

14. Маслоу А. Мотивация и личность

15. Маслоу А. Самоактуализация.

16. Честертон Г. Ортодоксия.

17. Селье Г. От мечты к открытию.

18. Ясперс К. Духовная ситуация времени.

19. Юнг К.Г. Работы по психиатрии.

20. Юнг К.Г. Психологические типы.

21. Делез Ж. Логика смысла.

22. Станиславский К. Работа актера над собой.

23. Тоффлер Э. Шок будущего.

24. http://www.funkyjob.ru/life/digest/hr_48/produktivnaja_mechtatelnost.html.