Тлеужанова Г.К.
Карагандинский Государственный университет им. Е.А.
Букетова
Формирование
личности как субъекта этнической культуры в условиях высшей школы
Характер современного
этапа социально-исторического развития казахстанского общества детерминирует процесс
переосмысления этносоциальных и
общечеловеческих
ценностей, когда признание их диалектического единства становится необходимым
условием позитивных межличностных и общественных взаимоотношений. Их
позитивность зависит от доминирования в кросскультурных связях принципа диалога
и сотрудничества. В эпоху глобализации культурная самобытность не
гарантирована, противоречива, и для ее восприятия требуется диалог культур, концепция которого сохраняет право на культурные
различия во взаимодействии с
другими культурными группами. В формировании культурного плюрализма важнейшая
роль принадлежит образованию.
В Послании Президента
Назарбаева Н.А. народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану,
конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!» в качестве
приоритетных направлений развития государства отмечена «полная интеграция в
мировое образовательное пространство», что требует «поднятия системы
образования на международный уровень», так как конкурентоспособность нации
зависит от уровня ее образованности. Причем в Послании особо отмечается
актуальность подготовки педагогических кадров с полилингвистическим
образованием.
В педагогической
действительности данная ситуация актуализирует проблему этнокультурного
образования, так как оно, способствуя формированию этнической идентичности как
неотъемлемого компонента толерантного отношения к другим культурам, составляет
основу адекватного вхождения в мировое сообщество.
В связи с этим в контексте возрождения духовных
ценностей исторического прошлого возрастает
необходимость педагогического исследования проблемы формирования личности как субъекта
этнокультуры.
Термин «субъект» в педагогической лексике – явление сравнительно новое.
Но интенсивность развития педагогической науки на сегодня обуславливает широкое
употребление данного термина. Тем не менее, философская семантика данного
понятия при его вхождении в терминологический аппарат определенной науки
требует его конкретизации в контексте данной науки. Конкретно-научная
интерпретация понятия «субъект» в педагогике непременно проецируется на
проблему становления, развития и воспитания человека.
Субъект – это человек на
высшем уровне активности, целостности, автономности. Для субъекта
действительность выступает как объект действия и познания. Поэтому высший
уровень является здесь таковым по отношению к предшествующим стадиям
исторического развития, а также по сравнению со всеми остальными определениями
людей (как личностей, индивидов, индивидуальностей).
Субъект – это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека,
обобщенно раскрывающее единство всех его свойств и качеств: биологических,
социальных, индивидуальных и т.д. Личность – менее широкое определение
человеческого индивида, выдвигающее на передний план ее социальные, а не
биологические свойства.
·
когнитивный,
или познавательный, компонент – совокупность знаний о себе и о природном и
социальном окружении;
·
аффективный,
или оценочный, компонент – предпочтение или отвержение определенных
социокультурных образцов, идеалов, смыслов, на основе которых строятся
деятельность и поведение; данный компонент составляет внутренний источник
активности личности;
·
поведенческий,
или деятельностный, компонент – система активных и
целесообразных действий человека в мире, взаимодействие индивида с окружающей
средой, опосредованное особенностями его активности.
Что касается феномена
культуры, то анализ дефинирования данного понятия дал
нам возможность, утверждать, что любая культура изначально этнична. А потому в процессе формирования
субъекта этнокультуры необходимо учитывать проблему этнической идентификации,
так как она является одной частью «Я-концепции»
индивида, отражающая его представления о себе как представителя данного этноса,
а другой частью «Я-концепции» выступают представления
о тех нормах и ценностях, которые предлагаются ему обществом.
Ценностно-нормативные ориентации составляют основу отношений индивида с его
социальным окружением и отражают отношение индивида к окружающим его социальным
явлениям. И потому целесообразность учета данного положения при разработке
образа субъекта этнокультуры, на наш взгляд, очевидна и бесспорна.
Таким образом, мы располагаем реальной
возможностью дать определение понятию «субъект этнокультуры». Итак, субъект этнокультуры – это активный
носитель, преобразователь и транслятор этносоциальных
ценностей в их диалектическом единстве с общечеловеческими,
обладающий высоким уровнем этнической, культурной, этносоциальноролевой
и гражданской идентичности.
Отправной
точкой для формирования субъекта этнокультуры должно стать выяснение
соотношения этносоциальных и
общечеловеческих ценностей, когда последние представляют собой
своеобразный комплекс универсалий, который возникает на основе интеграции и взаимопроникновения
этносоциальных ценностей, уникальных и самобытных в
своем проявлении, к числу наиважнейших из них относятся этнический язык,
этническая культура, этническая история и территория расселения и обитания
данной человеческой общности;
Модель формирования субъекта этнокультуры в условиях высшей школы,
основанная на концепциях
этнокультурного и этнопедагогического образования, будет способствовать
эффективности формирования исследуемого феномена, так как их содержание обеспечивает теоретическую
и методическую обоснованность процесса становления личности как носителя и
преобразователя этносоциальных и общечеловеческих
ценностей в их диалектическом единстве.
В качестве аргументов для данного утверждения может служить
характеристика педагогических условий формирования субъекта этнокультуры,
полученная нами на основе анализа теоретико-методологического,
научно-методического, учебно-организационного
и нормативно-правового обеспечения педагогического процесса.
Теоретико-методологическая обоснованность процесса формирования
субъекта этнокультуры в условиях высшей школы обеспечивается концептуальными
положениями культурологии, педагогики и этнопедагогики, психологии и
этнопсихологии в аспекте исследования идентичности, классификации ее типов,
определении компонентного состава данной категории.
Научно-методическое, учебно-организационное и нормативно-правовое
обеспечение процесса формирования субъекта этнокультуры в условиях высшей школы
выявлено на основе анализа целей, задач, содержания, методов, форм и средств
педагогического процесса вуза, представляемого констатацией следующих фактов:
1. Проведенный анализ типовых учебных
планов показал, что образовательные ориентиры на технических специальностях,
наращивая фундаментальные знания, упускают из виду богатейшие традиции
нравственно-духовного просвещения;
2. Анализ содержания типовых программ по
педагогике, психологии и этнопсихологии показал, что есть необходимость
дополнить содержание отдельных лекционных занятий по данным курсам, что также будет
способствовать формированию этнокультурной и этнопедагогической
компетентности студентов;
3. Поскольку логическим продолжением
учебной системы является внеаудиторная работа со студентами, то возникает
необходимость организации цикла
кураторских часов, круглых столов, этнолингвистического кружка и т.д.
способствующих формированию субъекта этнической культуры.
Формирование субъекта этнокультуры в
условиях высшей школы является одной из значительных проблем отечественной педагогической
теории и практики, так как этническая идентичность, представляя собой основу
позитивного восприятия других этнических культур и мира в целом, позволяет
личности адекватно интегрироваться в мировое социокультурное пространство.