Савченко С. И.
г. Симферополь, Таврический Национальный
университет им. В.И.Вернадского, факультет иностранной филологии
Эволюция
творческого метода Джона Апдайка.
Данное исследование посвящено эволюции творческого метода Джона Апдайка
(р. 1932) – американского прозаика, поэта, эссеиста и литературного критика,
часто называемого «последним живым классиком американской литературы».
Актуальность данного исследования состоит в том, что в центре его
оказался «живой классик» американской литературы, чья творческая биография
насчитывает не одно десятилетие, и, несмотря на это, каждая его новая книга –
событие не только в литературном мире, но и в читательском.
В ходе исследования были использованы работы отечественных и зарубежных
авторов – И.В. Арнольда, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Т.Н. Денисовой, А.
Елистратовой, Я.Н. Засурского, Г. Злобина, В.А. Костякова, А.С. Мулярчика, Н.Т.
Рымаря, Г.Г. Тремасовой, В.Е. Хализева.
Джон Апдайк –
писатель поистине уникальный по той простой причине, что творчество его никогда
не укладывалось ни в какие стилистические рамки. Легенда и миф становятся в
произведениях Апдайка реальностью; реализм, граничащий с натурализмом,
обращается в причудливую сказку; постмодернизм этого автора прост и естественен
для восприятия, а легкость его пера – парадоксально многогранна. Формула
художественного метода Апдайка – сложнейшее перетекание, диалектика модернизма
и реализма.
Более двадцати лет Апдайк регулярно выступает в роли арт-критика,
пишущего о текущих художественных выставках – чаще всего для «The New York Review of Books». Творчество писателя представлено
социально-психологической и иронической прозой (рассказы, повесть «Ферма»,
тетралогия «Кролик, беги», 1960, «Кролик исцелившийся», 1971, «Кролик
разбогател», 1981, «Кролик успокоился», 1990) о попытках искупления современной
бездуховной жизни и обретении «средним американцем» нравственных опор
жизнестойкости и доброй воли; мифологическим романом «Кентавр» (1963) о
бессмертии добра и трагедийности его судеб; «романом идей» о религиозной вере
«Месяц воскресений» (1975), «Версия Роджера» (1976); мистическим романом
«Иствикские ведьмы» (1984) об эмансипации; серией романов и повестей о
терроризме («Террорист», «Многообразие религиозного опыта»); романом-аллюзией
на шекспировскую трагедию «Гертруда и Клавдий» (2000) и многими другими
работами.
Апдайк в ходе своего литературного творчества обращался к различным
темам, проблемам, сюжетам. Его творческое наследие не монолитно, в нем можно
выделить этапы, характерные своими особенностями.
Прежде всего, стоит выделить мифологические сюжеты Дж. Апдайка. Важнейший
из «вечных» сюжетов для Апдайка — поиск неэфемерных ценностей во времена
духовной и нравственной апатии, которая, на его взгляд, характеризует
современную жизнь. Наиболее полно и художественно убедительно эта проблема
воплощена в романе «Кентавр». Он принадлежит одновременно к мифологической и
реалистической литературе. Большое внимание писатель уделяет любовной тематике. Не упускает он и
мистические мотивы (например, роман «Иствикские ведьмы»).
Следует также выделить произведения
социально-политической тематики.
К ним
относится роман «Переворот» (социальная сатира, созданная на африканском
материале), который большинство критиков считает лучшей книгой Апдайка.
Еще одна актуальная тема в последних
произведениях Апдайка – терроризм. Так, 22-й роман Апдайка называется
«Террорист». Он повествует о превращении восемнадцатилетнего
полуегиптянина-полуамериканца Ахмеда, родившегося и выросшего в американском
городке, в мусульманина и террориста. Теме терроризма, его влиянию на
современное общество посвящен также рассказ Дж. Апдайка «Многообразие
религиозного опыта». Рассказ написан «по горячим следам»:
речь в нем идет о черном дне 11 сентября 2001 года, описаны несколько недолгих
часов или минут из жизни других людей – исполнителей и жертв чудовищного преступления.
Джон Апдайк в романах об обществе, коротких
рассказах и эссе описывает жизнь среднего белого американца-провинциала.
Основными темами его произведений являются страхи и надежды его героев, которые
преломляются в восприятии последних сквозь призму религии, секса и смерти.
Произведения Апдайка переведены на многие
языки мира. Ежегодно в журнале «Иностранная литература» появляются новые
романы, рассказы, эссе писателя, критические статьи о его творчестве.
Проведенный обзор тематики произведений
Апдайка демонстрирует постоянное развитие художественного метода писателя, что
и привлекает читателей и литературоведов к его индивидуальным и многоплановым
произведениям.
Список использованной литературы
1.
Засурский Я. Н. Американская литература XX века. – М.: Изд-во МГУ, 1984. –
503с.
2.
Зверев А. М. Модернизм в литературе США: Формирование,
эволюция, кризис. - М.: Наука, 1979. – 320с.
3.
Мартыненко О. Оправдание Гертруды и автобиография Христа. Американские писатели
реконструируют мировую классику// http://www.mn.ru/print.php?2001-47-41.