докт. экон. наук,
проф. Юшин С.А.
ННЦ «Институт
аграрной экономики» УААН
ЭТИЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ-КООРДИНАТЫ
СИСТЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Сегодня мир в кризисе. Кризисы – синоним болезней.
Международная классификация болезней (МКБ) насчитывает XXI класс. Но, врач у Гиппократа – философ: нет большой
разницы между мудростью и медициной. Для лечения нужно присутствие духа. Впечатляет
и психосоматика: рак вызывает старинная обида; ишиас – страх за деньги и за
будущее, лицемерие; инфаркт – дефицит радости. И если финансовый кризис лечить деньгами,
следуя булгаковскому «подобное подобным лечат», то (как пьяница станет
алкоголиком) кризис станет катастрофой. Потому, по Гиппократу: противоположное
излечивается противоположным. Дефицит денег лечится профицитом духа. У
А.Маслоу: без трансцендентального и трансперсонального мы станем больными и
грубыми, отрицая все и вся или же впадая в состояние полной безнадежности и
апатии.
А.Дж.Тойнби писал, что при переносе интересов из
физической сферы в психическую Сократ вышел за границы метафизики и оказался в
царстве этики. Но из физического идут в метафизическое: а как же он вышел за
метафизику, которая у Аристотеля продолжение «Этики»? Ясно, Тойнби желает
оторвать метафизику от этики. Ему важно, чтобы рационалисты Запада игнорировали
религию, а в т.ч. и коммунистическую идеологию как концентрацию на части отобранных
элементов христианства (ересь, изобретенная для незападников на Западе). Теперь
понятна фраза П.Бурдье: нужен полный эффект доминирования американской науки и
согласие с позитивистской философией чтоб не заметить те недостатки и ошибки, которые
позитивизм влечет за собой. Прислушаемся к Гегелю: движение вперед –
возвращение в основание. И заглянем в основание.
У Е.Дюркгайма, наука, философия и религия имеют общий
корень. Для управления в кризисной ситуации важно ясно выражать то, что подчиненные
смутно чувствуют – как у К.Г.Юнга: архетипы бессознательного эквивалентны
религиозным догмам. На онтотеологию ориентировались И.Кант и Г.Гегель, а в
новейшие времена – М.Хайдеггер («техника» и «технология» – это метафизика эпохи атома). Здесь отказ от позитивной философии О.Конта
с ее отрицанием религии и метафизики. Да, О.Конт осознавал, что углубление
разделение труда умственного ведет к потере разума в мелочах, и предлагал
создать особый класс ученых, связывающих все новые открытия с общей системой.
Но не так ли и
возникают классы священников и метафизиков? У Аристотеля: имеющие опыт (знание
единичного) преуспеют больше знающих общее. Потому человек, считает М.Хайдеггер, и спасается бегством от мышления – от
осмысляющего (высшие усилия и умение ждать) к вычисляющему. Однако если
«опытный» у Аристотеля знает «что» (следствие), «отвлеченный» – «почему»
(причину), то «позитивный» у О.Конта – «как» (инструкцию для робота). И Библия видит
кризисо-генность в принципе: правило на правило; и тут понемногу, и там
понемногу. Вот потому-то и важно учитывать, утверждает С.Хантингтон, что
глобальная политика вновь выстраивается вдоль культурных линий и религий.
Спрос определяет предложение.
Спрос на антикризисные темы ведет к «мимикрии» трактатов. Был учебник по «Х», а
стал по «антикризисный Х». Метко указал П.Друкер: менеджмент и менеджмент
бизнеса отличаются, как медицина и акушерство. По оценке Мирового банка
человеческий капитал на 64 % определяет развитие производства. Однако же
материалы антикризисных учебников почти на 100 % посвящены капиталу природному
и физическому.
Знание
лучшего и знание худшего, указывает Платон, – это одно знание. У каждого
«динозавра» своя катастрофа и свой «конец истории». Множество государств и
империй, не пережив своей политической катастрофы, исчезли. И основная причина
– психолого-этическая, если принять постулат Аристотеля: ничто сущее не желает
быть плохо управляемым. Ясно, «плохое» управление – источник кризиса. Но и
«хорошее» управление (как и лечение пациента) может быть сопряжено с
испытаниями для управляемого, который, по слабости духа, очень часто жертвует
«хорошим» управлением во имя управления «плохого».
В антикризисной парадигме
понятия «этика» и «мораль» присутствуют пока слабо. Платон сокрушался, что
большинство не способно ни на великое добро, ни на великое зло, а творит лишь
суету. Ф.Ницше описывал «этический рай новый кочевников»: нет пастуха – одно
лишь стадо; долой всех господ; нет веры в метафизический мир, а есть вера в среднее
как высшее. В «век масс» говорят: «Мы устали от великих! Дайте пожить!» с
отказом от Пассионарности (Л.Н.Гумилев) и Прометеева порыва (А.Дж.Тойнби). В
Библии описан кризис Моисея, вызванный переизбытком властных функций. Иофор
учит его: себе бери стратегию, а для управления текущими делами выбери людей
способных, богобоязненных, правдивых, ненавидящих корысть. Но «основы
менеджмента» (М.Мескон и др.), ссылаясь на этот эпизод, упоминают лишь
способности (1/4 нужных установок). Вот мифическое мышление, установил П.Бурдье,
и стало практической логикой в 3/4 наших действий. Что ж, и в Украине имеется
т.н. «феномен аморального большинства общества» (в опросе для 2/3 респондентов
моральные аутсайдеры именно те, кто хочет жить по совести, закону и правде).
Информационная революция, считает П.Друкер, требует
кардинального пересмотра ключевых представлений менеджмента. Но где основание
такого пересмотра? Вспомним принцип: ничего сверх меры. Если нужно для реформы
50-100 лет (А.Смит), то это не 5-10 лет. По Библии: торопливый терпит убыток. И
наука установила: ускорение принятия решения в 5 раз ведет к 15-кратному росту
ошибок. Нужны адекватные руководители – ищите во внутренней среде и готовьте
их. По Библии: воздвигай на своем основании и пей из своего колодца,
преимущество страны – заботящийся о ней царь. И Платон доказывает: лучшая
порода в чуждой среде вырождается быстрее, чем порода худшая. Не зря же и
Христос говорит, что уровень этико-психологической адекватности определяет
выживаемость живого и его продуктивность (30-60-100 % от потенциала). И наука
установила, что в рутинной среде человек использует до 1/3 абсолютных
возможностей, при средних условиях – от 1/3 до 2/3, и лишь при стрессе – от 2/3
до 1. Да, люди разные. Но ведь и у яблони 5 % ее цвета обеспечивает 100 %
продуктивности. В.Вернадский установил: 5 % кристаллов имеют лево- и 5 %
правостороннюю симметрию, а 90 % – инертные. А у Т.Хига: 5 % микробов рождают
жизнь, 5 % – смерть, а 90 % инертных обслуживают доминирующий в данный момент
класс. NASA установили: 10 % людей всегда придерживаются норм, 10
% людей никогда их не придерживается, а 80 % – ведут себя как их руководитель.
Что ж, ценности вождей, по Аристотелю, становятся ценностями подданных. А как
обеспечить адекватность вождей? Платон считал, что вручать власть надо
обладающим (редкой) способностями к одновременному познанию и постоянству нрава
(этико-когнитивный тип). Их следует тщательно проверять в экстриме (радости и
беды). Так как если люди, стоящие на страже законов и государства, таковы не по
существу, а только такими кажутся, то они до основания разрушат государство
(т.е. приведут его от кризиса до катастрофы).
П.Бурдье считает, что к этике переходят, когда
принципы не действуют в практике. Экономический капитал поставлен над символическим,
социальным и культурным капиталами (К.Маркс: деньги – это общественная связь,
не терпящая над собой иной связи, и разрушающая все связи, если над деньгами
поставить иную связь; капитал – командование над неоплаченным трудом). Но предрасположенность
играть в экономическую игру (инвестировать ее) – это продукт игры и лежит в ее основе:
логика накопления символического капитала присутствует и в рационализированных
секторах экономического поля (ведь символический капитал – доверие и власть,
предоставленная тем, кто получил достаточно признания, чтобы быть в состоянии
внушать признание). Потому и так важно онтологическое соучастие с социальным
миром (принцип знания без сознания). Ведь чем сильнее кризис, тем больше
стремление кодифицировать практику (придавать форму и соблюдать формальности).
И совершенная этика – это уже умение играть по правилам игры до предела, вплоть
до нарушения, полностью оставаясь в границах правил (Платон: и абсолютно
справедливый, и несправедливый – недееспособны). Такова этика антикризисного управления.
Вывод. Действенность системы антикризисного управления в
кризисных ситуациях определяется адекватностью ее позиционирования между
этическим и когнитивным, материальным и духовным. В значительной степени подобная
адекватность достигается гармоничностью установок управляющего субъекта в
континууме взаимодополняющих представлений религии, философии и науки.